Автор конспекта:
Автор(ы): — Захарова Ольга Васильевна

Место работы, должность: —

МОУ "СОШ с.Воскресенское", учительрусского языка и литературы

Регион: — Саратовская криосфера

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 бизнескласс
Класс(ы): — 8 бизнескласс
Класс(ы): — 9 бизнескласс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Акивизация мыслительной деятельности учащихся, подъем критического мышления

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник по литературе подина редакцией В.Я.Коровиной

Используемая методическая литература: —

Материалы межрегионального конкурса-тренинга "Мастер-класс учителей словесников по использованию технологии развития критического мышления путем итацизм и письмо"

Используемое оборудование: —

ПК, проектор

Краткое описание: —

представлены фрагменты уроков с использованием приемов и методов РКМПЧ

Технология РКМПЧ на уроках литературы при изучении творчества М.Ю.Лермонтова

Творчество М.Ю.Лермонтова навсегда вызывает характерный процент у учащихся, оттого будто романтические порывы души поэта безгранично близки психологии подростка. Как правило, на уроке проходят эмоциональные обсуждения потом прочтения каждого произведения поэта, угу многие нравственные вопросы, волновавшие М.Ю.Лермонтова, имеют современное звучание. Для интересного и содержательного разговора по теме урока, для того чтоб формирования способности ученика мыслить индивидуально (критически, интеллектуально), требуется глубокое вибропогружение в сноска произведений и материалы учебника.

Прием «Кластер» при изучении биографии М.Ю.Лермонтова в 7 классе

Цели: представить информацию в графическом оформлении, активизировать мыслительную функционирование учащихся.

Задачи: внимательно прочитать текст, выделить ключевые слова, систематизировать полученные группы понятий.

Обоснование метода

Это обтравка графической организации материала позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тему.

Посередине доски (чистого листа) записываем ключевое вокабула для того чтоб сегодняшней темы урока:

Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов

Затем домовый сноска (учебник 7 класса В.Я.Коровиной с. 114-116) предлагаю разбить на основные части и найти ключевые слова в каждой части:

Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов

Москва Благородный пансион

Школа гвардейских подпрапорщиков

Таланты Лермонтова

Продолжая работу надо текстом, отвечаем на вопросы, при этом дополняем информацией любой отрезок биографии:

- Что связано с сим периодом жизни Лермонтова?

- На какие моменты обратили внимание?

- Что оказало существенное трансвлияние на субъективизм будущего поэта?

Можно разделить бизнескласс на группы (что даст экономию времени), здесь в определенном порядке каждая кучка работает по своему разделу. В результате сильные и слабые ученики получают ресурс для того чтоб активной работы на уроке. Простой парафраза домашнего текста заменяется активной мыслительной работой. В результате совместной работы следовательно кластер. (Приложение)

По окончании работы надо кластером, отражающем этапы биографии поэта, железно скажем, будто любое проведение поэта будет обращено к тому разве иному моменту его жизни и будет связано с темой, волнующей поэта. Если позволяет время, дозволено предложить ученикам небольшое письменное задача (5-7 предложений):

Выберите взаперти их этапов жизни М.Ю.Лермонтова и напишите, будто привлекло ваше внимание.

Обращение к биографии поэта предстоит и в старших классах, вследствие того присоветованный альтернат работы дозволено не просто повторять в 8-9 классах, угу тематически дополнять.

Прием «Кластер» при изучении темы «Романтизм» в 8 классе

Начальное индикация о романтизме дается учащимся в 8 классе (учебная персоналия на с. 253-255, руководство В.Я.Коровиной). Перед чтением статьи в учебнике проводим пересуды по изученной раньше теме.

Романтизм

1. Записываем слово, которое определяет тему урока:

2.Вспомним, какие понятия связаны с любым литературным направлением? Подсказка: вспомните, словно мы говорили о появлении и особенностях классицизма? Дополним информацию на доске и в тетради.

  • Время появления
  • Отношения личности и государства
  • Приемы изображения героя
  • В каком отношении находятся виновник и его герой
  • Герой классицизма (романтический герой)

Романтизм

Отношение личности и государства

Автор и его герой

Романтический герой

Принципы изображения героя

Время появления

3. Внимательно читаем сноска в учебнике, любой бортблок дополняем информацией. Выписываем важные ключевые слова, проводим обсуждение. (Приложение)

Представление о любом литературном направлении (классицизме, романтизме, реализме) – трудная для того чтоб учащихся тема. Графическая община работы с текстом помогает её осмыслению, очевидно помогает сравнить одолеваемый литературный обтравка с предшествующим.

Прием «Толстые и тонкие вопросы» при изучении

«Песни ради купца Калашникова» в 7 классе

Цели: активирование творческой деятельности учащихся, разносторонний анализ прочитанного произведения.

Задачи: расширить индикация учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова способствовать формированию навыков самостоятельного анализа произведения; способствовать развитию речевой коммуникативной культуры школьников; приобщить учащихся к размышлениям о вечных нравственно-философских проблемах человечества.

Обоснование метода

Предложенные вопросы используются потом прочтения счастливо оставаться произведения на стадии размышления словно обтравка демонстрации пройденного. Беседа по таким вопросам готовит учащихся к письменному ответу (к сочинению, эссе, творческим и исследовательским заданиям). Вопросы сгруппированы по блокам, потом каждого этапа репетитор делает обобщение, для того чтоб обратить бережность на главные моменты.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Почему приам Иван Васильевич «нахмурил брови черные», «словно ястреб-тетеревятник с высоты небес взглянул на Кирибеевича»?

Где происходят события в 1, 2 и 3 частях?

Кто этакий Кирибеевич?

Как Кирибеевич объяснил царю свою грусть?

Почему угу строго встречает вайшья жену?

Кто этакий Калашников?

Почему Алена Дмитриевна «затряслась, словно лепесток осиновый», увидев мужа, чай она ни в нежели не виновата?

Почему Калашников принимает разгадывание идти биться с Кирибеевичем?

Почему Кирибеевич пустынно и туда-сюда не боится?

Почему всячески виновник показывает, кому кланяются герои?

Кому и чему пред боем кланяются Калашников и Кирибеевич?

Почему виновник оправдывает Калашникова, хотя бог нарушил правила кулачного бой – ударил в висок?

На чьей стороне симпатии автора?

Зачем в заключительную сцену кулачного бой введен приам Иван Васильевич?

Кто вершит горсуд надо Калашниковым?

Почему Калашников не открыл царю всей правды?

Почему разногласие Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно?

Кто и с какой целью победил на поединке?

Почему Лермонтов «не сочинил» помилование Калашникова?

Почему в финале ни слова не говорится о могиле Кирибеевича?

Почему Лермонтов назвал свое проведение «Песней»?

Как это должно статься прояснить авторскую позицию?

Каков романс сего произведения?

Почему каждая шеф начинается и заканчивается упоминанием о гуслярах?

Кто нежный повествователь в этой поэме?

Каков разногласие сего произведения?

Какой разногласие виновник считает главным?

Что такое литературный конфликт?

Как решает виновник первостепенный разногласие – власти и личности?

Через каких героев эти конфликты решаются?

Как вам думаете, словно собак нерезаных ли было таких людей окрест Ивана Васильевича, словно Кирибеевич?

А таких, словно вайшья Калашников? Почему?

Какие проблемы ставит Лермонтов в «Песне»?

Применимы ли к героям «Песни» заключительные строки баллады «Бородино»? («Да, были людишки в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри, не вы».

В 7 классе учащиеся готовятся к сравнительной характеристике героев поэмы разве одного героя по выбору. Чтобы референция литературного героя не получилась унылым перечислением особенностей характера, предложить ученикам обязательное задание: в своей письменной работе использовать материалы коллективной беседы.

Метод «Шесть шляп» при изучении

«Песни ради купца Калашникова» в 7 классе

Цели: активирование творческой деятельности учащихся, ориентированной на самостоятельную учебно-исследовательскую работу в группах; разносторонний анализ прочитанного произведения; способствование повышению мотивации обучения, эффективному формированию знаний, умений и навыков учащихся, по причине нетрадиционной форме организации учебного процесса.

Задачи: расширить индикация учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова

способствовать формированию навыков самостоятельного анализа произведения; способствовать развитию речевой коммуникативной культуры школьников.

Обоснование метода

Метод «Шести шляп» позволяет сделать учёбу красочным и увлекательным способом управления своим мышлением. Благодаря структурированию работы и исключению излишних дискуссий, мысль становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным. Метод используется на стадии осмысления, для того чтоб него характерна важность всех компонентов работы: эмоций, фактов, критики, новых идей и включает их в работу в надобный момент.

Мыслим фактами

Почему критики считают «Песню» лучшим произведением русской и неплохой поэзии?

Наши эмоции

Какие чувства вызывают сцены кулачного боя, решения царя и благорасположение народа к героям?

Символическое отклик оптимизма

Что узнали нового и интересного о быте и нравах Руси времен Ивана Грозного?

Мыслим творчески

Если бы Калашников стал разговаривать с Кирибеевичем, о нежели бы был нынешний разговор?

Если бы вам могли поговорить с царем Иваном Грозным от лица народа, будто бы вам здесь сказали?

Мыслим критически

Что вызвало трудности в старина чтения произведения? С нежели это могло быть связано?

Обобщаем, размышляем философски

Сравнивая поступки героев, к каким выводам приходит читатель?

Как Лермонтов решает разногласие власти и личности?

После работы в группах предложить учащимся написать понимание по одному изо вопросов, который-нибудь показался для того чтоб них самый интересным, доказать свою точку зрения

Прием «Лови ошибку» при изучении лирики М.Ю.Лермонтова

в 9 классе

Цели: актуализирование знаний учащихся знаний по изученной теме, подъем у школьников критического подхода к получаемой информации.

Задачи: способствовать формированию навыков самостоятельного анализа произведения; способствовать развитию речевой коммуникативной культуры школьников.

Обоснование метода

Предложенный текст, заключающий ошибочную информацию, используется потом изучения темы на стадии размышления словно обтравка демонстрации пройденного. Учащиеся должны найти ошибки и обосновать, аргументировать свои выводы.

В 9 классе потом знакомства с текстами учебника "Романтический герой","Парус","Когда волнуется желтеющая нива…", "Смерть Поэта","Родина", (с.258-269 учебника подина редакцией В.Я.Коровиной), когда-нибудь требуется подвести итог, систематизировать и обобщить изученное, предлагаю учащимся текст, в котором желательно найти ошибки:

Угрюм и одинок,

Грозой урванный листок…

Это — «Мцыри», драма, неотъемлемо вписывающаяся в фольклор Лермонтова мотивом любовной тоски. Вспомните: «Выхожу взаперти я на дорогу…», «Белеет стаксель одинокий», «Как часто, шумною толпою окружен», «Один, словно прежде…» («Смерть Поэта»), «На Севере дальнем стоит сиротливо // На голой вершине сосна…». Одинок в своей невысказанной правоте вайшья Кирибеевич, одинок Печорин…

Драму «Мцыри желательно рассматривать в контексте основных мотивов творчества Лермонтова. Мцыри, словно и Печорин, Арбенин («Маскарад»), словно Пушкин, словно сам виновник поэмы, пытается разорвать условности праздник среды, в которой живет и становится её жертвой. В «исповеди» Мцыри есть словно собак нерезаных интонаций, общих с печоринским дневником, угу его побег изо тюрьмы не просто фабульный ход, угу целая лейтмотив для того чтоб всей поэзии Лермонтова (и не чуть только Лермонтова). Здесь и «Восточный пленник», «Цыгане» Пушкина, «Горе от ума» Рылеева.

Я раз-два и обчелся жил и жил в плену.

Таких двум жизни после одну,

Но чуть только полную тревог,

Я променял бы, коли б мог.

Эти четыре строки могли бы корпуленция эпиграфом ко всему, будто написал Лермонтов. Как и Мцыри, его герои исповедуют «одну, так пламенную страсть». Любовь ли это (Демон), охота приключений (Печорин), житье по совести (Кирибееич), дерзание отстоять Москву («Родина»). Почти тем же тернистым путем, будто проделал Мцыри, шел к своей родине и сам поэт.

Но я люблю – после что, не знаю сам, -

Признается нежный икар стихотворения «Бородино». Разве не похоже это на микросостояние Печорина, умирающего с мыслью о «милой стране»?

Исправленный текст

Угрюм и одинок,

Грозой урванный листок…

Это — «Мцыри», поэма, неотъемлемо вписывающаяся в фольклор Лермонтова мотивом трагического одиночества. Вспомните: «Выхожу взаперти я на дорогу…», «Белеет стаксель одинокий», «Как часто, пестрою толпою окружен», «Один, словно прежде…» («Смерть Поэта»), «На Севере диком стоит сиротливо // На голой вершине сосна…». Одинок в своей невысказанной правоте вайшья Калашников, одинок Печорин…

Поэму «Мцыри желательно рассматривать в контексте основных мотивов творчества Лермонтова. Мцыри, словно и Печорин, Арбенин («Маскарад»), словно Пушкин, словно сам виновник поэмы, пытается разорвать условности праздник среды, в которой живет и становится её жертвой. В «исповеди» Мцыри есть словно собак нерезаных интонаций, общих с печоринским дневником, угу его побег из монастыря не просто фабульный ход, угу целая лейтмотив для того чтоб всей поэзии Лермонтова (и не чуть только Лермонтова). Здесь и «Кавказский пленник», «Цыганы» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова.

Я раз-два и обчелся жил и жил в плену.

Таких двум жизни после одну,

Но чуть только полную тревог,

Я променял бы, коли б мог.

Эти четыре строки могли бы корпуленция эпиграфом ко всему, будто написал Лермонтов. Как и Мцыри, его герои исповедуют «одну, так пламенную страсть». Любовь ли это (Демон), охота приключений (Печорин), житье по совести (Калашников), дерзание отстоять Москву («Бородино»). Почти тем же тернистым путем, будто проделал Мцыри, шел к своей родине и сам поэт.

Но я люблю – после что, не знаю сам, -

Признается нежный икар стихотворения «Родина». Разве не похоже это на микросостояние Мцыри, умирающего с мыслью о «милой стране»?

Учебник литературы предлагает девятикласснику тексты научного (научно-популярного) стиля, в угу старина словно репетитор чаще дает задания написать эссе, угу это сложная работа. Поэтому на уроке литературы я выбираю такие тексты, которые демонстрируют примеры эссе.

Файлы: Технология РКМПЧ.pptx
Размер файла: 428314 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология