Автор конспекта:
Автор(ы): — Гребенникова Екатерина Леонидовна

Место работы, должность: — МБОУ Мишкинская СОШ Аксайского района

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: —

Раскрыть сущность политических режимов; определить степень

свободы личности в разных политических режимах.

Учить сравнивать различные процессы и явления, делать выводы на основе

статистических данных и документов.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Используемые учебники и учебные пособия: —

Кравченко А.И.Обществознание. 10 кл.

Используемые ЦОР: —

Компьютер, проектор, экран

Краткое описание: — Урок обществознания (базовый уровень)

Тема открытого урока-«Типология политических режимов».

План проводения занятия

Мы с вами сегодня впервые встретились, впервые увидели друг друга, но глядя на вас , в ваши глаза, мне кажется, что мне повезло. По глазам человека можно определить многое. Глаза человека – это состояние его души.

Глаза помогают нам воспринимать окружающий нас мир. По глазам мы можем узнать кто мы художники или мыслители?

На сгибе сложенного пополам листочка нужно вырезать полукруг диаметром около 3 см и, распрямив получившийся кружочек, положить его перед собой на стол на расстоянии 30-40 см. Сидя за столом, взять листок с прорезью и подержать его перед глазами так, чтобы через отверстие в листке был виден вырезанный кружочек. Ведущим будет тот глаз, при закрывании которого кружочек будет другим глазом не виден

По глазам мы можем узнать кто мы художники или мыслители?

Если у вас ведущий глаз правый, то вы «художник» и преобладает образное мышление, если левый , то «мыслитель» – соответственно – левое полушарие и логическое мышление.

Какой же тип мышления преобладает у Вас? Поднимите руки, у кого по результатам теста ведущий глаз правый?, а у кого левый?.

Вот и познакомились ближе: вы – с собой, я – с вами. А теперь перейдём к познанию темы урока.

Посмотрите на экран.

Слайд1. «Глаз времени» С.Дали

Перед вами ювелирное украшение брошь С.Дали «Глаз времени». Вы видите, что зрачок часы. Какие мысли рождает у вас данная брошь?

А мы можем связать с историей? (политические взгляды)

Вы готовы продолжить рассматривать политическую систему государства? Тогда я вас приглашаю в школу начинающего политика.

Слайд2.Портреты глав государств

Вопрос:1. Что выражают глаза людей, которых вы увидели? Что скрывается под очками? (Ответы:всеобъемлющее око государства, контроль за всем, непроницаемостб, свобода, открытость..)

  • Кто эти люди? Кто такой политик? (Поли́тик, политический деятель — лицо, профессионально занимающееся политической деятельностью).

    2. А какие ассоциации у вас возникли? (запись на доске).

    Слайд3.Что такое политика — продолжите в рабочих листах фразы, что такое политика? (1. Политика – это борьба за власть ее использование и удержание.2. Политика – это деятельность по управлению общественными делами.)

    А с каким словом вы можете ассоциировать слово политика (власть, государство) (если власть, какое прилагательное можно использовать к слову всласть- государство).

    Вы знакомы с некоторыми формами государства, которые призваны обеспечить стабильность государства и нормалью функционированиеЯ назову страны , а вы определите о какой форме государства идёт речь.

    1. (Саудовская Аравия, Великобритания, Марокко — монархия)- (Германия, Франция- республика)- по форме правления

    2. США, Россия, Канада- федеративные гос-ва, Италия, Япония, Франция- унитарные государства- формы территориально-государственного устройства.

    Вывод: форма правления и форма территориально-государственного устройства -это формы госудасртва.

    Прозвучала Россия, а какая форма правления в России ? что такое республика?

    Т.е. политическая жизнь касается всех нас, граждан государства, но возможность активного участия в политической жизни общества для граждан зависит от множества условий.

    Слайд4 (картины из жизни СССР):

    Учитель Прослушайте следующую композицию «Широка страна моя родная и мы живём под собою не чуя земли..».

    1.Шиpока стpана моя pодная,

    Много в ней лесов, полей и pек.

    Я дpугой такой стpаны не знаю,

    Где так вольно дышит человек.

    2. Мы живем, под собою не чуя страны,

    Наши речи за десять шагов не слышны,

    А где хватит на полразговорца,

    Там припомнят кремлевского горца.

    Учитель: Что вы можете сказать, о чём говорится в песнях?

    Что право на жизнь не соблюдалось, а то, что провозглашалось при отсутствии главного права на жизнь нарушалось ?

    Вернёмся к тому, что мы увидели в глазах политиков и то, что услышали. От каких условий, кроме формы правления зависит участие граждан в политической жизни страны?

    От методов осуществления государственной власти, степени реализации демократических прав и свобод личности, отношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью, а это одна из форм государства –политический режим. От изменения одного элемента меняются соседние элементы. Всё в государстве взаимосвязано.

    Слайд5. Тема нашего урока: «Политический режим».

    Политический режим – тип политической власти с характерными способами и методами её осуществления, отражает способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью.

    Существует два главных типа политических режимов- демократический и недемократический. С понятием демократия вы знакомы с 5 класса. Дайте определение демократии.

    Демократия- вид политического устройства государства или политической системы общества, при которой единственно легитимным источником власти в государстве признается его народ. ДЕМОКРАТИЯ — dёmos — НАРОД + kratos — власть

    Проанализируйте приведённые на слайде высказывания :

    «Всё в государстве, ничего вне государства, ничего против государства» (Б.Муссолини)

    « Наша демократия должна всегда на первое место ставить общие интересы. Личное перед общественным- это почти ничто» (И.В. Сталин)

    Записываем на доске слова :____________

    Полный, целый, весь в латинском звучит как totalis. Относительно политического режима – тоталитаризм.- политический режим,который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. К какому типу отнесём тоталитаризм?

    Учитель: в современной политологии принято выделять тоталитарный, авторитарный и демократический. Авторитарный режим рассматривается как переходный от тоталитаризма к демократии. Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическому признаку, а в экономике к демократическому. Тоталитарный и демократический являются двумя крайними полюсами данной квалификации.

    Учитель: какую учебную задачу мы поставим для изучения темы?( выделить признаки режимов).

  • У нас три группы , обратите внимание на картину Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

    В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет: На камне написано:

    1. «Налеву ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». С каким политическим режимом можем сравнить? (тоталитарным)

    2. Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату и счастливым быти; —-?- демократическому

    3. пряму ехати — богату быти»? — авторитаризм.

    Три группыбудут работать с документами, где представлены различные точки зрения на политические режимы , выделят признаки тоталитарного и демократического режимов.

    Назовите , какие элементы политической системы мы возьмём для сравнения режимов? (мозговой штурм)

    Запись на доске:

  • власть
  • закон и право
  • партийная система
  • права и свободы
  • идеология
  • гражданин
  • народные массы.
  • На основе документов выделить признаки режимов и составить цепь взаимозависимости элементов данных режимов. Объясните, почему вы поставили на данное место каждый элемент (3 мин).

    Ответы учащихся.

  • Учитель : в начале урока проведя тест на определения ведущего глаза мы увидели, что разделились на две группы, но художники и мыслители имеют свои взгляды. Например, к цвету «Художники» утверждают, что много оттенком имеют цветы белый и чёрный, а мыслители, не признают оттенков. Что в каждом политическом режиме можно выделить и плюсы и минусы. И наверняка вы слышали как ваши бабушки и дедушки утверждают, что жить при советской союзе во многом было лучше и спорят с родителями.

    Заключение.

    Чтобы установить признаки режимов вам пришлось познать, осмыслить события, а осмыслив скажите, вам захотелось может быть преобразовать, изменить самого себя?

    Главное чтобы каждый из вас понимал, что вашей активной жизненной позиции зависит очень многое в государстве. Я желаю, чтобы вы всегда имели возможность смотреть на мир широко открытыми, свободными, уверенными глазам.

    Рабочий лис

    Задание 1.

    Продолжите фразы, которые вы видите на экране:

    Политика – это сфера…………____________________________________

    Политика – это борьба ………….___________________________________

    Политика – это деятельность……… __________________________________

    Задание 2.

    Проанализируйте приведённые на слайде высказывания, выделите ключевые слова:

    «Всё в государстве, ничего вне государства, ничего против государства» (Б.Муссолини)

    « Наша демократия должна всегда на первое место ставить общие интересы. Личноеперед общественным — это почти ничто» (И.В. Стали

    Задание 3 На основе документов выделите признаки режима и составьте цепь взаимозависимости признаков данного режима. Объясните, почему вы поставили на данное место каждый элемент (3 мин).

    Приложение 1

    Группа 1. Тоталитарный режимДокумент 1

    Ф. Ф.Раскольников «Открытое письмо Сталину»

    Ф. Ф. Раскольников (1892-1939). Не принял режим Сталина. С 1938 года проживал в Париже как политический эмигрант. Исключен из партии, объявлен «врагом народа», лишен советского гражданства. Так появилось его «Открытое письмо Сталину» от 17 августа 1938 г. «….Сталин, Вы объявили меня «вне закона». Этим актом вы уравняли меня в правах – точнее, в бесправии со всеми советскими гражданами, которые под вашим владычеством живут вне закона. Со своей стороны отвечаю полной взаимностью: возвращаю вам входной билет в построенное вами «царство социализма» и порываю с Вашим режимом. Ваш «социализм», при торжестве которого его строителям нашлось место лишь за тюремной решеткой, так же далек от истинного социализма, как произвол Вашей личной диктатуры не имеет ничего общего с диктатурой пролетариата….

    Вы сделали все, чтобы дискредитировать социализм. Вместо того, чтобы пойти по линии намеченного конституцией поворота, Вы подавляете растущее недовольство насилием и террором. Вы открыли новый этап, который в историю нашей революции войдет под именем эпохи террора…» («Осмыслить культ Сталина» — М., 1989. с.612)

    Документ 2

    Ильин А.И. Что же такое тоталитарный режим?

    Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все не запрещенное – позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное – запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление – всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой.

    Ильин А.И. О тоталитарном режиме. // Антология мировой политической мысли: в 5-ти томах. Т. 4. М.: Мысль, 1997. С. 672.

    Группа 2- Демократический режим

    Документ 1

    О преимуществах демократии

    Демократическое устройство существует во многих странах мира. В каждой стране имеются свои особенности и нюансы. Но сущность везде одна – это подлинное народоправство Она имеет корни в самой природе человека. Главное заключается в том, что демократия отвечает стремлению личности к самореализации, стимулирует инициативу, обеспечивает свободу творчества во всех сферах человеческой жизни.

    Политическая борьба, плюрализм взглядов и позиций – неизбежное явление цивилизованного общества. Развитие демократии не устраняет противоречий как таковых, но позволяет решать их сознательно, открыто без ущемления прав оппозиции, прав и свобод человека.

    Социальные реформы, проведенные в рамках демократического процесса – это лучший способ последовательного разрешения общественных противоречий.

    Вместе с тем, следует отметить, что искусственное насаждение демократии может привести к вседозволенности. До демократии общество должно дорасти и политически и нравственно. И только тогда она будет иметь созидательную силу.

    (Малько А.В. , современный российский ученый, юрист)

    Документ 2 «Мы требуем для человека свободы во имя безусловного значения человеческой личности, и, так как в каждом человеке мы должны признать нравственную сущность, мы требуем в отношении ко всем людям равенства…. Идея общей воли народа как основы государства в демократической теории неразрывно связывается с …. Началами равенства и не может быть от них отделена». (Новгородцев П.И. Демократия на распутье. // Антология мировой политической мысли. – М., 1997, с.415)

  • Файлы: Конспект.doc
    Размер файла: 107008 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология