Автор конспекта:
Автор(ы): — Газизуллина Юлия Искандаровна

Место работы, должность: — МОУ «Асекеевская средняя общеобразовательная школа», учитель биологии

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: — продолжить изучать виды тканей человека, особенности их строения и функции. Задачи урока Образовательная: изучить особенности строения и свойства мышечной ткани. Развивающая: развить логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы. Воспитательная: воспитать у учащихся интерес к обучению, прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина. / Авт.-сост. М.В. Высоцкая. — Волгоград: Учитель, 2005. — 256 с.

Биология. 6 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя. /Сост.Н.И.Сонин.-2-е изд. -М.: Айрис-пресс, 2004. — 160с.

Акперова И.А. Биология. Живой организм. 6 класс: тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. / И.А. Акперова, Н.Б.Сысолятина, Н.И. Сонин. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010. — 110 с.

Используемое оборудование: —

таблица «Мышечная и нервная ткани», «Эпителиальные и соединительные ткани», микроскопы, микропрепараты, рисунки учебника на стр.32-35, переносимый стенд с заданиями, презентация, компьютер, проектор.

Краткое описание: — План урока. 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Движение — это жизнь. 4. Особенности строения мышечной ткани. Соответствие строения выполняемым функциям. 5. Лабораторная работа. 6. Подведение итогов.

Ход урока.
I. Организационный момент–1 мин.
· Приветствие;
· Подготовка класса к работе;
· Наличие учащихся.
Сообщение темы и цели урока. Слайд №1-2 Приложение1
II. Проверка знаний учащихся путем самоопроса или самоконтроля. 10 мин.
Метод: фронтальный опрос.
Цель: определить исходный уровень знаний о тканях.
Одни работают с карточками письменно по дифференцированному подходу:
1. Определить название тканей по описанию (сильный уровень детей);
2. Подписать рисунки(средний уровень);
3. тесты (слабый уровень) Приложение 2
Другие у доски.
Ответ на любое задание нижнего ряда оценивается одним баллом, второго — двумя, третьего — тремя, четвертого — четырьмя баллами. Вы имеете право самостоятельно набрать задания на то количество, на которое хотите ответить. Брать задания можно с любых рядов и в любой комбинации по возможностям. Первый ряд вопросов самый лёгкий. Второй — более трудный, третий — еще сложнее. Самый сложный ряд — четвертый.
III.Мотивация учащихся к изучению новой темы– 2 мин.
Здравствуйте! Сегодня мы продолжим изучение животных тканей. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке. Тема сегодняшнего урока: «Мышечная ткань». Какую цель мы с Вами сегодня поставим?
Слайд №3 Мир живой природы находится в непрестанном движении. Двигаются стада или стаи животных, отдельные организмы, двигаются бактерии и простейшие в капле воды. Способы движения за миллиарды лет прошли долгий путь эволюции. (Самый простой способ движения четвероногих — медленный шаг.)
Слайд №4 А за счет чего происходит движение в природе у животных и человека? Мышцы есть у многих животных, но двигаются они все с разной скоростью.
Слайд №5 Движение — очень сложный процесс, в нем участвует различное количество мышц, например у человека, по подсчетам ученых их, от 400 до 680. Для сравнения: у саранчи их до 900, а у некоторых гусениц — до 4000.
Слайд №6 Общий вес мышц по отношению к весу тела у мужчин составляет примерно 40%, а у женщин — около 30%, у штангистов — до 55%.
Слайд №7 Несмотря на то, что современный человек ходит пешком, вероятно, гораздо меньше, чем его первобытные предки, ученые подсчитали, что за 70 лет человек пешком проходит в среднем расстояние более 384 тыс. км (т. е. расстояние от Земли до Луны).
Слайд №8 Учитель. А сегодня мы с вами более подробно познакомимся с особенностями строения и свойствами мышечной ткани, благодаря которой и происходят все движения.
Перед тем как приступить к изучению новой темы, вспомним пройденный материал.
IV. Изучение нового материала (лабораторная работа) – 25 мин.
- Еще раз проговорим и запишем тему урока: Мышечная ткань.
Ученики записывают число и тему в тетрадях.
-Продолжим составление таблицы, начатой на прошлом уроке, теперь уже для мышечной ткани. В этом нам помогут рисунки учебника и текст на с. 32-33.
Слайд №9 Составить таблицу «Виды мышечной ткани, особенности строения». Приложение 3

Название
Строение
Месторасположение
Выполняемые функции


Мышечная ткань
А) гладкая
Клетки одноядерные, сокращаются очень медленно.
Стенки внутренних органов
Сократительная:

  • Смыкание створок раковин моллюсков.
  • Сужение и расширение кровеносных сосудов человека.
  • Быстрые движения членистоногих и позвоночных
  • Б) поперечно-полосатая
    Клетки многоядерные, имеют поперечно-полосатую исчерченность. Сокращаются очень быстро.
    Мышцы тела и конечностей

    - Проведем физкультминутку для расслабления мышц шеи, спины и кистей рук.
    Слайд №10 Физкультминутка (расслабляющая пауза)– 1мин.
    Раз – подняться на носки и улыбнуться.
    Два – руки вверх и потянуться.
    Три – согнуться, разогнуться.
    Четыре – начинаем все сначала.
    Пять – поглубже всем вздохнуть.
    Шесть – на пояс руки ставим.
    Семь – повороты туловища начинаем.
    Восемь – столько раз мы приседаем.
    Девять – потягиваемся, отдыхаем.
    Десять – и урок наш продолжаем

    Перед тем как приступить к проведению лабораторной работы, вспомним правила техники безопасности при работе с микроскопом.
    Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ.
    • Все работы выполняются строго по инструкции, обязательно в присутствии учителя (руководителя кружка) или родителей.
    • Разместите оборудованиетак, чтобы было удобно работать. Лишние предметы уберите.
    • Во время выполнения лабораторных работ важно быть предельно аккуратным во всем — тут нет мелочей. Чтобы избежать несчастных случаев, строго соблюдайте указанные учителем меры предосторожности.
    • При работе с оптическими приборами (микроскоп) помните об опасности ожога сетчатки глаза лучистой энергией. Ни в коем случае не смотрите сквозь линзы на солнце!
    • Бережно обращайтесь с лабораторным оборудованием.
    • Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

    Правила работы с микроскопом.

    • Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5— 10 см от края стола.
    • В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет; добейтесь хорошего освещения поля зрения.
    • Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
    • Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1—2мм от препарата; будьте осторожны, чтобы не раздавить очень тонкое и хрупкое покровное стекло.
    • Глядя в окуляр одним глазом (не закрывая и не зажмуривая другой), при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
    • Помните, что любое ваше движение (а особенно перемещение по классу) может нарушить освещенность микроскопа соседей.
    • Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор, и поэтому обращаться с ним нужно аккуратно, строго следуя правилам.

    Слайд №11 Лабораторная работа
    Цель: выработать практические навыки определения типов тканей. Выполните практическую работу.
    Тема: «Особенности строения гладкой мышечной ткани»
    Цель работы: познакомиться со строением гладкой мышечной ткани.
    Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты.
    Ход работы.
    1. Настроить микроскоп.
    2. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат гладкой мышечной ткани.
    3. Сделать рисунок гладкой мышечной ткани, подписать его, пользуясь учебником, тетрадью.
    4. В чем проявляется взаимосвязь строения и функции гладкой мышечной ткани.
    5. Сделать вывод.
    Ученики делают вывод: гладкая мышечная ткань состоит из волокон. Они вытянутые, одноядерные; сокращаются очень медленно, но могут долго оставаться в сокращенном виде. Из этого следует: именно гладкие мышцы обеспечивают продолжительное смыкание створок раковин моллюсков, сужение и расширение кровеносных сосудов у человека. Слайд №12

    - В целях здоровьесбережения и эмоциональной разрядки проведем физкультминутку на переключение зрения с микро- на макрообъекты.
    Слайд №13 Физкультминутка (расслабляющая пауза) – 1 мин.
    · В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить 5-7 раз);
    · Круговые движения глазами в одном и другом направлении (повторить 4-6 раз) — это упражнение выполняется при открытых и закрытых глазах;
    · Частое моргание в течение 20 секунд.
    - Поморгали-поморгали-поморгали-поморгали и посмотрели все на меня, посмотрели друг на друга, посмотрели на соседа справа, соседа слева.
    -В завершении поблагодарите друг друга за успешное выполнение лабораторной работы торжественным рукопожатием.
    V. Подведение итогов — 2 мин.
    · Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.
    · Оценить работу учеников во время занятий.
    Цель: подвести итог урока.
    - Прочитайте цели. Достигнуты ли они?
    Совместная формулировка вывода учащимися и учителем.
    Выставление оценок за работу.

    Слайд №14Задание на дом (с учетом дифференцированного подхода) – 2 мин.
    Подумать (с. 36 учебника) — какие особенности строения тканей связаны с выполняемыми ими функциями (для сильных, увлеченных детей).
    В дополнительной литературе найти полное определение «мышечной ткани, ее разновидностей» (средний уровень).
    Прочитать текст на с. 33 — «Мышечные ткани».
    Задание по желанию: сделать макет мышечной ткани.

    Файлы: таблица.ods
    Размер файла: 14028 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология