Автор конспекта:
Автор(ы): — Егорова Надежда Анатольевна

Место работы, должность: —

АУ ЧР СПО "ЧМТ" Минобразования ЧР

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Предмет(ы): — Математика

Цель урока: —

Познакомить с понятием логика, терминами понятие, суждение, умозаключение, научить анализировать понятия и суждения.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор

Используемые ЦОР: —

электронная презентация

Краткое описание: —

Урок изучения нового материала

Методы обучения

Информационно-развивающий

Формы обучения

Беседа, объяснение


Тема занятия «Традиционная логика.
Понятие, суждение, умозаключение»

Термин «логика» происходит от греческого «logos» — «слово», «мысль», «порядок», «разум», «закономерность». Сам перевод – это по сути сжатое определение предмета логики. Логика – наука о формах и законах мышления.

Основателем логики является древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель разработал дедуктивный метод умозаключения – силлогистику – и сформулировал основные законы правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключение третьего.

Новая эпоха развития логики началась в середине XIX столетия, когда к исследованию логических связей начали применять математические методы. Так возникла математическая (символическая) логика. Ее рождение связывают с именем Джорджа Буля (1815-1864). В отличие от традиционной логики, ориентирующейся на рассуждения естественного языка, символическая строит теории правильного мышления, базирующиеся на искусственных языках.

Понятие

Понятие — это форма мышления, в которой фиксируются существенные признаки предмета.

Существенным называется признак, определяющий качественную специфику тех или иных предметов и отличающий данный предмет от остальных.

Содержание понятие – есть набор признаков, зафиксированных в понятии. Это качественный параметр понятия.

Объем понятия – это множество предметов, обладающих одним и тем же набором признаков. Это количественный параметр понятия.

Пример: студент – человек, обучающийся в вузе или ссузе. Первокурсник – студент, обучающийся на первом курсе.

Чем больше содержание понятия, тем меньше его объем – закон обратного соотношения между содержанием и объемом понятия.

Виды понятий:

По объему

По содержанию

Нулевые (пустые) – объем их не содержит ни одного элемента (круглый квадрат, русалка)

Единичные – объемы их включают только один предмет (река Волга, Эйфелева башня)

Общие – объем их содержит более одного предмета (регистрирующие (поддается счету) и нерегистрируюшие(не определенное число предметов))

Неоднозначные – относительно их объема невозможно точно ответить, является ли он единичным, общим или пустым (внеземные цивилизации)

Конкретные – понятия о предметах

Абстрактные – о свойствах и отношениях

Положительные – наличие признака (красивый, беспечный, неряха)

Отрицательные – отрицается наличие признака (некрасивый)

Относительные – фиксирует отношение одного предмета к другому (муж, жена, ученик, сосед)

Абсолютные – предметы существующие самостоятельно (человек, государство)

Собирательные – характеризуют объем понятия в целом (народ, Солнечная система, созвездие)

Несобирательные (разделительные) – относящиеся как к классу предметов, так и к отдельным его элементам (планета Солнечной системы)

Дать логическую характеристику, т.е. определить согласно данной классификации.

Например:

«Человек» — понятие общее, конкретное, положительное, безотносительное (абсолютное), несобирательное.

«Народ» — понятие общее, конкретное, положительное, безотносительное (абсолютное), собирательное.

Отношения между понятиями

По содержанию: сравнимые и несравнимые понятия.

Несравнимыми называют понятия, в содержании которых нет общего родового признака (они не принадлежат к одному роду).

Сравнимые – понятия, в содержании которых имеется хотя бы один общий существенный признак.

По объему: совместимые и несовместимые.

Понятия совместимы, если они имеют общие элементы объема.

Равнозначность (равнообъёмность, эквивалентность). Понятия находятся в отношении равнозначности, если них полностью совпадают объемы. Например: «равносторонний прямоугольник» и «квадрат».

Пересечение. Если в понятиях зафиксированы как общие так и различные признаки. Например: «лыжник» и «стрелок».

Подчинение (включение). Объем одного понятия полностью входит в объем другого понятия. Например: «млекопитающее» и «человек».

Понятия несовместимы, если они не имеют общих элементов объема.

Соподчинение – если понятия совместно подченены третьему понятию, как виды одного рода. Например: «Береза» и «Баобаб».

Противоположность – содержат противоположные признаки. Например «Белое» — «Черное», «Любовь» — «Ненависть»

Противоречие. «Белый»- «Небелый», «Время до полудня» и «Время осле полудня».

Упражнения

1.Укажите, какое из понятий в парах богаче по содержанию, то есть содержит больше существенных признаков. Сравните понятия

Существительное ~ Часть речи

Четное число ~ Число

Материальное благо ~ Товар

Логика~ Наука

Млекопитающее ~ Животное

Понятие ~ Форма мышления

Ромб ~ Параллелограмм

Прямоугольник ~ Квадрат

Норма ~ Правила дорожного движения

Предложение ~ Текст

2.Дайте полную логическую характеристику понятиям

По объему

По содержанию

Нулевые (пустые)

Единичные

Общие

Неоднозначные

Конкретные или абстрактные

Положительные или отрицательные

Относительные или абсолютные

Собирательные или не собирательные

~ Океан

~ Естественный спутник Земли

~ Невежество

~ Материя

~ Зевс

  • Студент

~ Сын

~ Книга

~ Атлантида

~ Драгоценный камень

~ Математика

  • Мужество

Суждения и умозаключения

Суждение – это образованная из понятий с помощью связки или связок более сложная форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается, и поэтому оно является либо истинным, либо ложным.

Суждения бывают простые и сложные.

Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением, или выводом.

Структура простого суждения

Субъект суждения (S)– то о чем говориться в суждении, объект о котором идет речь.

Предикат суждения (P)– то, что говориться о субъекте, какие признаки ему приписываются или не приписываются. Субъект и предикат так же называют терминами суждения.

Логическая связка – обозначает наличие или отсутствие связи субъекта и предиката.

Квантор – отражает количественную характеристику суждения. Кванторное слово обычно стоит перед субъектом суждения и указывает, относится ли суждение ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части.

Виды простых суждений

Суждения свойства (атрибутивные) – утверждается или отрицается принадлежность предмету некоторого признака.

Форма суждения:

«(квантор) S есть P» или «(квантор) S не есть

Пример: «Логика – древня наука»

Суждения отношения (релятивные) – отражают отношения между предметами. Это могут быть отношения равенства, неравенства, родства, пространственные, временные, причинно-следственные и другие отношения

Форма суждения:

xRy

x, y – предметы мысли, R — отношение

Пример: «3

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология