Автор конспекта:
Автор(ы): — Гутарина Светлана Викторовна
Место работы, должность: — ТОГБОУ «Многопрофильный кадетский корпус»
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
Образовательные:
— дать понятие художественного образа;
— умение раскрывать художественный образ через сравнительную характеристику героев;
— определить значение образа в творчестве драматурга.
Развивающие:
— формировать коммуникативные и интеллектуальные способности;
— развивать способность к сравнению, сопоставлению, влиять на формирование их читательских интересов;
— развивать память, логическое мышление, расширять кругозор учащихся, формировать глубокий и устойчивый интерес к предмету.
Воспитательные:
— воспитывать культуру общения, умение выслушивать собеседника и отвечать на поставленный вопрос, формировать потребность в коллективной и индивидуальной работе.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Лбедев. Русская литература 19 века в 2-х ч.
Используемая методическая литература: —
Критический материал о пьесе "Гроза".
Используемое оборудование: —
Мультимедиа-ресурсы, компьютер, раздаточный материал, монолог Катерины (запись), романс на слова М. Цветаевой "Под лаской плюшевого пледа".
Краткое описание: — Образ главной героини пьесы « Гроза» — яркий, глубокий, сложный, противоречивый – на пр протяжении долгих лет является предметом споров, объектом подчас взаимоисключающих то толкований. Никто не остаётся равнодушным свидетелем трагедии, каждый стремится да дать своё объяснение тому, что случилось с Катериной, и высказать своё мнение о том, было ли возможно спасение. Так и рвётся душа Из груди молодой! Хочет воли она, Просит жизни другой. А.Кольцов.
Тема урока: «Трагедия Катерины. «Гроза» в русской критике».
Цель урока:
Образовательные:
— дать понятие художественного образа;
— умение раскрывать художественный образ через сравнительную характеристику героев;
— определить значение образа в творчестве драматурга.
Развивающие:
— формировать коммуникативные и интеллектуальные способности;
— развивать способность к сравнению, сопоставлению, влиять на формирование их читательских интересов;
— развивать память, логическое мышление, расширять кругозор учащихся, формировать глубокий и устойчивый интерес к предмету.
Воспитательные:
— воспитывать культуру общения, умение выслушивать собеседника и отвечать на поставленный вопрос, формировать потребность в коллективной и индивидуальной работе.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
— Беседа по вопросам.
3. Вступительное слово учителя.
В рассказе Короленко «Парадокс» звучит афоризм: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». И конечно, кто не мечтает о счастье! Но у каждого в жизни своя дорога. Тема судьбы русской женщины не нова в литературе. Ещё в 12 веке
в «Слове о полку Игореве» звучали замечательные строки о преданности и любви Ярославны, которая пыталась вернуть своё счастье, помочь своему любимому.
А разве не хотели быть счастливыми герои поэмы Некрасова «Русские женщины». Они променяли лоск светской жизни в Петербурге на суровый климат Сибири , чтобы быть рядом со своими мужьями. Боролась за своё счастье героиня произведения Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». А сегодня мы продолжаем разговор о пьесе Островского «Гроза». Конечно, никто не остался равнодушен к судьбе главной героини , мечтающей быть счастливой.
4. Сообщение учащихся.
Положение женщин в России в первой половине 19 века.
В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зави-симым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадь-бы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домо-строе» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль — роль дочери, же-ны и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. 5. Словарная работа.
«Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий
собой свод правил семейного быта.
6. Слово учителя.
Образ главной героини пьесы « Гроза» — яркий, глубокий, сложный, противоречивый – на пр протяжении долгих лет является предметом споров, объектом подчас взаимоисключающих то толкований. Никто не остаётся равнодушным свидетелем трагедии, каждый стремится
да дать своё объяснение тому, что случилось с Катериной, и высказать своё мнение о том,
было ли возможно спасение.
7. Работа с эпиграфом.
Так и рвётся душа
Из груди молодой!
Хочет воли она,
Просит жизни другой.
А.Кольцов.
— Как вы понимаете слова поэта?
8. Анализ текста. Характеристика Катерины.
Звучит фрагмент монолога Катерины.
Ответьте на вопросы.
Жизнь Катерины до замужества.
— Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл.7?
— Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?
— В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?
9. Из истории имени.
Катерина — по-гречески «всегда чистая».
— Почему Островский дал это имя героине?
— Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, искренности? Докажите примерами из текста.
10. Жизнь Катерины в доме Кабановых.
«Да здесь все как будто из-под неволи».
Рассматриваются отношения: Катерина -Кабаниха, Катерина-Варвара, Катерина-Тихон.
Вывод.
11. Работа с таблицей.
Катерина собственными глазами.
Катерина глазами действующих лиц пьесы.
11. Анализ песни «Под лаской плюшевого пледа».
Отношения Катерина – Борис.
— Способен ли Борис на глубокие чувства?
— Защищает ли он свою любовь?
12. Анализ критических статей Добролюбова и Писарева.
Н. А. Добролюбов
«В сумрачной обстановке новой семьи… под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам… Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, а ее держат в неволе, в ней постоянно подозревают нечистые, развратные замыслы…»
«К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая в себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».
Д. И. Писарев
«Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нею под руками, она разрубает все затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».
«Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия; а между тем Борис живет в том же городе, все идет по-старому, и, прибегая к маленьким хитростям, можно было бы кое-как видеться и наслаждаться жизнью. Но Катерина ходит как потерянная, и Варвара очень основательно боится, что она бухнется мужу в ноги да и расскажет ему все по порядку. Так оно и выходит…. Грянул гром – Катерина потеряла последний остаток своего ума…»
Вывод: таблица.
13. Образ Катерины на сцене театра.
14. Итог урока.
15. Домашнее задание:мини — сочинение «Как А. Н. Островский относится к своей героине?»