Автор конспекта:
Автор(ы): — Ганджаева С.З.

Место работы, должность: — Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 128

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

— познакомить с обстоятельствами ,объясняющими появление рассказа.

— показать своеобразие Тургенева – повествователя.

— развить умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода.

Учащихся в классе (аудитории): — 16

Используемое оборудование: —

слайды мультимедийной презентации, рисунки учащихся ,на партах у учащихся словарик, на доске записаны слова из словарика учащихся.

Краткое описание: — Обзор биографии история создания беседа по тексту рассуждениянад мотивами поступков обобщение по уроку

План урока:

— обзор биографии И.С. Тургенева ( сообщения учащихся) Один ученик играет Тургенева

— история создания рассказа “Му-му”

— сценка о барыне

-беседа по тексту

-создание словесных портретов Герасима и барыни

— рассуждения над мотивами пступков героев

-обобщение по уроку

— д\з

Оборудование: слайды мультимедийной презентации, рисунки учащихся ,на партах у учащихся словарик, на доске записаны слова из словарика учащихся.

Ход урока:

Сегодня мы начинаем разговор об удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении великого русского писателя 2 полвины 19 века Ивана Сергеевича Тургенева”Му-му”.Перед нами стоит цель : познакомиться с детством и началом литературого пути Тургенева ,а также окунться в эпоху , в которую жил и творил писатель.На уроке мы начнем знакомство с иторией оздания рассказа “Му-му”, мы проолжим этот разговор .И ,конечно, поделимся впечатлениями от прочитанного, так как это произведение никого не может оставить равнодушным. Но в ходе урока,Наверняка, встретится много нового и не знакомые вам, в частности , слова.и чтобы вам было понятно,о чём идёт речь, я составила словарик, обращайтесь к нему.Кто желает рассказать об этом великом русском писателе?

1.Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново .

Учащийся рассказывает биографию Тургенева И.С,используя слайды мультимедийной презентации.Второй ученик сидит за отдельным столом у доски и играет изображает Тургенева.

По отцу Тургенев И.С. принадлежал к старинному дворянскому роду, мать урожденная Лутовинова, богатая помещица ,в ее имении Спасское –Лутовиново прошли детские годы будущего писателя,рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право . Тургенев –ученик говорит:” Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя : враг этот был – крепостное право.Под этим именем я собрал и сосредоточил все против чего решил бороться до конца- с чем я поклялся никогда не примеряться..”. В 1827г. семья переезжает в Москву, вначале Тургенев обучается в частных пансионатах и у хороших домашних учителей. Затем в 1833г. ,поступает на словесное отделение Московского университета .В мае 1838г. Тургенев отправляется в Германию. До августа 1839г. Тургенев живёт в Берлине , слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи.

2.Сообщение учителя” Обстоятельства объясняющие появления рассказа “Му-му”.

Знаменательны два обстоятельства его жизни: дворянин попроисхождению он не получил даже гимназического образования, после ухода из дома родителей никогда не имел своего дома. Но это была и своеобразная форма его антибуржуазности: “Я с истинным страхом смотрел всегда на всякое благополучие,приобретение которого и обладание которым поглащало человека, а излишество и обычная низость этого благополучия вызывали во мне ненависть.”

Му-му – перво произведение ,в котором Тургенев изображает пороки крепостничества.

В 1852г. умирает Гоголь и Тургенев тяжело пережил смерть писателя.Рыдая ,сотавилнекролог.Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати.А за напечатанную Тургеневым в Московских ведомостях статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом “ на съезжей в помещении при полиции для арестованных”,Тургенев жил по соседству с экзекционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства .В таких условиях и был написан рассказ”Му-му”.

А теперь послушайте одну историю: Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик,по имени Андрей.Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась его гвардейским ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух – и того лучше . Для мужика городская работа –легкая ,скучная.Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой её смерт и, службу справлял аккуратно , госпожу уважал свою,ни вчем не перечил. Однажды приглянулась ему тихая дворовая девушка,а барыня ,узнав об этом ,рассудила отдать е замуж за другого-он это стерпел.И собачку свою по кличке Му-му ,любимицу свою ,спасенную зимою как-то ,отраду и утешение, безропотно утопил сам,коли приказала барыня.Уж как он прощался с нею, с собачкой, как топил, неизвестно.А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей,подарки от госпожи принимал хмуро,как каменный,а на собак не глядел.,отворачивался.По смерти же Барыни так же хмуро , без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.

-Ребята,не напоминает ли вам кого-то герои этой истории?( Герасима и барыню)

-Вы правы, действительно,это герои рассказа Тугенва “Му-му”Герасими старая барыня.Получается что эта история, которую описал Тургенев в своем произведении ,не придумано им ,а происходила на самом деле.

-Как вы думаете , кто является прототипами героев рассказа “Му-му?”(мать Тургенева и дворник Андрей)

-Верно,его мать и дворник ,некогда живший в их доме.Ребята,а вам бы хотелось оказаться на миг в доме барыни и увидеть ее?(да)

-Ну что ж ,у нас есть такая возможность. Я предлагаю вам посмотреть сценку.

Автор читает, девочки играют сценку

(За столом сидит барыня и ее помощницы, пьют чай…най

Итак, как выглядит дом барыни? Найдите и прочитайте из текста.

-нарисуйте словесный портрет барыни.(старая женщина в белом чепце)

-что мы узнали о барыне в самом начале рассказа?(вдова, окруженная многочисленный дворней…)

-как вы понимаете слова : “День ее ,нерадостный и ненастный ,давно прошел ,но вечер ее был чернее ночи?”

(утром человека называют его детство и юность,день-это зрелость, вечер –старость.Тургенев очет сказать,что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.)

— Итак, обобщим наши наблюдения. Кто же такая барыня и какова же атмосфера того дома, в котором разворачиваютя все события ?кто готов?(слайд)

(барский дом запущен ,не ухожен .старая барыня, всеми забывая , доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж ,наверное ,редко навещали мать. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху. Однако она не является главной героиней.)

— А кто же является главным героем?(герасим) слайд

-нарисуйте словесный портрет Герасима.(…)

-чем выделялся среди крестьян?

-как относился к своим обязанностям

-как относились к нему окружающие

-как относилась к нему барыня.

— какие чувства вызвал у вас этот рассказ

— внимательно прослушайте отрывок, следя по тексту. И ответьте на вопрос: как описывает автор Герасима Ответы подтверждайте цитатами.

-Верно.Автор говорит о нем хорошо…

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология