Автор конспекта:
Автор(ы): — Царик Наталья Владимировна

Место работы, должность: —

г. Великий Новгород, МАОУ "СОШ №34 с углублённым изучением обществознания и экономики", учитель географии.

Регион: — Новгородская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Природоведение

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса: —

Сценарий мероприятия, направленный на изучение творчества писателей-натуралистов.

Турнир "Флоричат"

По произведениям писателей-натуралистов

Цель:

Экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле.

Задачи:

1. Понимание современных проблем окружающей

среды.

2. Формирование личной ответственности за

состояние окружающей среды.

3. Изучение природы родного края.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы знаете много интересного и увлекательного о лесе и его обитателях, читали книги известных писателей В.Бианки, Е.Чарушина, М.Пришвина, К.Паустовского, Н.Сладкова и др.

Предлагаю вам принять участие в турнире знатоков природы. Вы сможете показать не только свои знания и смекалку, но и стать обладателями почётных званий рыцарей «Мудрой совы» или «Зелёного листа». Для игры нам нужны две команды по пять человек. Одна команда будет представлять обитателей животного мира: зверей, насекомых, птиц и называться «Мудрая сова». Другая – растительность леса и именоваться «Зелёный лист».

Первый тур

ЛЕСНЫЕ ЖМУРКИ

Вам нужно исключить из четырёх понятий одно, не объединённое с остальными общим признаком. Время на раздумывание – три минуты.

Карточка для команды «Мудрая сова»

1. Кукушка, сойка, курица, пеночка.

2. Ворона, грач, сорока, воробей.

3. Кабан, лось, зебра, медведь.

4. Волк, рысь, ласка, заяц.

5. Гадюка, уж, кобра, питон.

Карточка для команды «Зелёный лист»

1.Смородина, рябина, малина, шиповник

2. Ландыш, лютик, горох, подснежник

3. Земляника, голубика, клюква,брюква

4. Ель, сосна, пихта, лиственница

5. Жёлуди, бобы, грибы, ягоды

А теперь мы объединим животных и растения, имеющие свои определённые особенности, по какому-то одному признаку.

Второй тур

ЧЕХАРДА С ЛЕСНЫМИ ЖИВОТНЫМИ

Каждая команда получает по четыре иллюстрации, на которых изображены звери и растения, также таблички с их характерными особенностями. Вы должны внимательно рассмотреть рисунки, подчеркнуть на табличках свойственные растению или животному особенности и положить их рядом с иллюстрацией.

Таблички для команды «Мудрая сова»

РЫСЬ. Ласковое, выносливое, опасный хищник, красивый, тёплый мех, крепкое тело, охотится ночью.

ВОЛК. Кровожадное, злое, жестокое, сообразительное, выносливое, охотится ночью, неприятный запах, устрашающий вой.

ЛОСЬ. Огромное, рогатое, дикое, сильное, нетребовательное к пище, осторожное.

МЕДВЕДЬ. Косолапое, сильное, свирепое, хищное, слабое зрение, развит слух, питается в основном растительной пищей.

Таблички для команды «Зелёный лист»

СОСНА. Вечнозелёное, любит свет, очень длинные корни, неприхотливо к почве, целебные свойства, очищает воздух, пышная крона.

БЕРЁЗА. Белоствольное, кудрявое, лекарственное, неприхотливо к почве, ценная древесина, нежная, тонкая кора, пышная крона.

ВОРОНИЙ ГЛАЗ. Ядовитое, чёрная ягода, заострённые листья, прячется в траве, длинный, тонкий стебель, ароматное.

ЗЕМЛЯНИКА. Тонкий стебелёк, красная ягода, лекарственное, собирают несколько раз в году, размножается с помощью усов, мелкие семена.

Болельщики, поддержите свои команды. И пока они работают, мы с вами разгадаем загадки:

· Летом одевается, зимой раздевается. (Лес)

· Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)

· Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

· Стоит Трошка, его ищут, а он молчит. (Гриб)

· Что не сеяно родится? (Трава)

· Серовато, зубовато – по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)

· Ползун ползёт, иглы везёт. (Ёж)

· Косой бес побежал в лес. (Заяц)

· Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)

· Какой колокольчик не звенит? (Лесной цветок колокольчик)

· Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

· Кто трудолюбивее всех на свете? (Муравьи)

· Красненька матрёшка, беленько сердечко. (Малина)

· Мальчик с пальчик: беленький балахончик, красная шапочка. (Гриб мухомор)

· Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна)

· Изба белена, а маковка зелена. (Берёза)

Молодцы! А вот как справились наши участники, мы сейчас проверим. Пожалуйста, кто начнёт? (Ответы детей.) Хорошо, в основном верно.

Наши знатоки довольно неплохо ориентируются в лесу, знают повадки лесных жителей. Конечно же, об этом они прочитали в рассказах, повестях и сказках. Давайте попробуем вспомнить их названия.

Третий тур

КОШКИ-МЫШКИ

Задание следующее: прочитайте рассказ, составленный из названий произведений о природе. Отыщите их. Неплохо, если при этом вы вспомните их авторов.

В мире животных (И.Акимушин)известна лесная газета (В.Бианки). Её читают в своих лесных домишках (В.Бианки) растрёпанный воробей (К.Паустовский), муравей красная точка (К.Романова), говорящий грач (М.Пришвин).

Вдруг откуда ни возьмисьволчишко (Е.Чарушин) с большой книгой леса (Ю.Дмитриев). Наконец-то он обнаружил её в лесных тайничках (И.Сладков) на лесной поляне (А.Онегов). Хитрая птица (Г.Скребицкий) где-то прознала, что там – спасённые кеклики (М.Зверев). Кто это сделал? Никаких следов на снегу (М.Зверев).

Это случилось на тропинке в лесу (Ю.Дмитриев): белочка-хлопотунья (Г.Скребицкий) прыгала с ветки на ветку передо мной, сова ухала на старой берёзе (В.Бианки). А тут сорока давай лесные загадки (Ю.Дмитриев) отгадывать: ачто под шапкой-невидимкой (Н.Сладков).

Совсем неплохо вы справились и с этим заданием.

Четвёртый тур

ЧЕПУШИНКИ ЛЕСА

Однажды сорока принесла на хвосте из леса вести. Не знаю, верить им или не верить. Чепуха какая-то. Помогите, бывает ли такое? (Дети отвечают – «бывает» или — «чепуха».)

· Сидел волк в болоте.

· Сбросила осень свой наряд. (Бывает. Дерево, растущее в густом, тёмном лесу, тянется вверх и теряет свои нижние ветки.)

· Лягушка на дереве лакомится грибами.

· Забрался заяц в малину.

· В конце лета зацвели ландыши (Бывает).

· Устроили муравьи себе дом в дупле.

· Купил крот себе телевизор.

· Комары с цветов нектар собирают (Да).

· Завалилась белка в берлогу на зиму.

· А лиса в гнезде птенцов высиживает.

· Белка с дерева на дерево летает. (Белка с кожистыми перепонками между лапками – летяга.)

· Греется на солнышке безногая ящерица…(веретеница)

· Ночью совы решили поохотиться. (Лесная ушастая сова и серая сова неясыть)

· Даже зимой можно собирать ягоды. (Перезимовавшая под снегом клюква слаще новой.)

· Стоит дерево с серёжками. (Ива-бредина)

· Открылась птичья столовая на рябине. (Бывает)

Пятый тур

ЛЕСНЫЕ ДОГОНЯЛКИ

На заданные вопросы вы отвечаете кратко «да» или «нет». Если одна команда не знает ответа, то возможность заработать лишний балл предоставляется другой команде.

· Спит ли дерево? (Нет)

· Умеет ли тигр плавать? (Да)

· Уши у кузнечика на ноге? (Да)

· Белка сушит грибы на ветках? (Да)

· Малина – вечнозелёное растение? (Нет)

· Спит ли ёж зимой? (Да)

· Клесты любят еловые шишки? (Да)

· Ворона подкладывает свои яйца в чужие гнёзда? (Нет, это свойственно кукушке)

· Мухомор ядовит? (Да)

· Воробьи прилетают к нам только зимой? (Нет)

· Шиповник – дикая роза! (Да)

· Подосиновики растут на пнях и разрушают их? (Нет. Разрушают опята.)

· Иву называют плакучим деревом? (Да)

· Ежевика, ягода чёрного цвета, по форме похожая на малину? (Да)

Шестой тур

ЗАГАДКИ

·На горе шумит, а под горой молчит. (Лес)

·Летом вырастают, а зимой опадают. (Листья)

·Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)

·Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)

·Летом гуляет, а зимой отдыхает. (Медведь)

·Нос долог, голос звонок. (Комар)

·Днём молчит, ночью кричит. (Филин)

·Посреди деревьев кузнецы куют. (Дятлы)

·Рук нет, а строить умеет. (Птица)

Подведение итогов: почётными рыцарями «Мудрой совы» и «Зелёного листа» по праву становятся… (Называют победителей.)

Аплодисменты!

Ребята, вы сегодня хорошо поработали, спасибо большое. В заключении хотелось бы сказать: будьте на земле хозяевами, но берегите каждую былинку, каждую маленькую букашку; изучайте и любите природу Новгородского края!

Файлы: Турнир флоричат. Игра 5 классов.doc
Размер файла: 54784 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология