Автор конспекта:
Автор(ы): — Козлова Е. Ю.
Место работы, должность: —
Учитель начальных классов.МОУ СОШ № 4. г. Ртищево
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 1 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: —
Познакомить учащихся с тремя состояниями физических тел.
Развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.
Развивать творческие способности.
Развивать мышление, память, речь.
Воспитывать взаимопонимание, сотрудничество.
Воспитывать потребность участвовать в творческой деятельности.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 18
Используемые учебники и учебные пособия: —
А. А. Вахрушев Окружающий мир , 1 класс
Используемое оборудование: — Используемое оборудование: Демонстрационное: компьютер, экран, 3 стакана, вода, брусок, шприц, духи Раздаточное: 3 стакана на каждую парту, вода, деревянные бруски.
Используемые ЦОР: — Конспект урока, презентация к уроку
Краткое описание: —
конспект урока
Ход урока. I. Организационный момент. Психологический настрой. «Подари улыбку» — Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Улыбнёмся гостям, теперь друг- другу. — Спасибо. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются нашим успехам. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать У себя внимательность А поможет всё узнать Наша любознательность. (Слайд 2) — И так, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы. II. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Деятельность учителя № слайда Предполагаемая деятельность учеников Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведем исследовательскую работу в нашей мини — лаборатории, и поработаем лаборантами. — Даша нам даст информацию, о том, что такое лаборатория, и кто такие лаборанты. (по словарю С.И.Ожегова) -Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять: 1) 1. Внимательно слушать старшего лаборанта; 2) 2. Не шуметь, не мешать друг другу; 3) 3. Выполнять все задания. Слайд 3 Слайд 4 Лаборатория- учреждение, где проводятся опыты, исследования. Лаборант- сотрудник лаборатории. Проговаривают правила -У вас на столах 3 стакана. — Что в первом стакане? — Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь? — В физике, предметы которые нас окружают, принято называть- твёрдыми телами ( на доске запись твёрдые тела -Деревянный брусок — Твердый — Что находится во втором стакане? — Какая она на ощупь? (на доске запись жидкости . — вода — жидкая — А вот в третьем стакане спрятался невидимка.. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем.. Дыхательная гимнастика. -Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь (дети делают глубокий вдох) . «Сдуем» пушинку с ладошки. Что вы почувствовали? — Можно ли воздух назвать твёрдым телом? — Можно ли воздух назвать жидкостью? — Тогда что это? ( если дети не догадаются, учитель подсказывает-газ) (на доске появляется запись газы ) — Посмотрите на таблицу, сформулируйте тему нашего урока… Слайд 5 -воздух Ветер нет нет — Тема нашего урока: « Твердые тела, жидкости, газы.» III. Постановка проблемной ситуации. — Как вы думаете, твердые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства? — Наши мнения разошлись. Кто же прав? – Проведём исследование и выясним, какие свойства имеют твёрдые тела, жидкости, газы. Предположения детей. IV. Совместное открытие нового материала 1 ОПЫТ. – Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют постоянную форму или её можно изменить? Проверим. а) Твердые тела. -Попробуйте изменить форму бруска. -Получилось? Твердые тела ↓ не изменяют форму Дети выполняют задание учителя. — нет б) Жидкость – Можно ли изменить форму жидкости? – У меня в руках стакан с водой. Перельём эту воду в тарелку, а затем в бутылочку. Что заметили? Жидкость ↓ изменяет форму Дети высказывают свои предположения. – Вода принимает форму того сосуда, куда её перелили, а значит не имеет постоянной формы. в) Газ – Как вы думаете, газ заполняет весь шарик или только его часть? -Какую форму приобрёл воздух? — А какую форму имеет шарик в стакане? – Имеет ли газ постоянную форму? газ ↓ изменяет форму – Весь шарик. — Форму шарика. -Форму стакана. – Газ не имеет постоянной формы. – Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? (стр. 35 учебника) — Какие сложности испытывали при проделывании опытов? Самооценка. Слайд 6 – Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы – нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся. 2 опыт – Можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газ? Высказывания детей а) Попробуйте сжать брусок. Удалось это сделать? Почему? – Нет, значит твёрдые тела не сжимаются. б) Наберём в шприц без иглы воду и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы. – Удалось ли сжать воду? – Нет, значит жидкость не сжимается. б) – Проведём похожий опыт, только вместо воды в шприце будет находиться воздух. – Что происходит с поршнем, когда мы пробуем сдавить его. – Почему? – Возвращается в исходное положение. – Сжатый воздух выталкивает его. – Перечислите свойства жидкостей, твёрдых тел, газов. (стр. 35 учебника) Слайд 7 – Жидкость и твёрдые тела нельзя сжать. А вот воздух можно сжать, как и любой газ. -Газы обладают ещё одним важным свойством — Закройте глаза (разбрызгиваю духи) — Что вы почувствовали? — Как вы думаете, почему вы почувствовали запах духов? Вывод: (стр. 36 учебника) Предположения детей. У газов есть ещё одно замечательное свойство. Если газ находится например, в комнате, то он не скапливается около пола или, наоборот, под потолком. Он заполняет собой всю комнату. V. Физкультминутка «Насос» А теперь насос включаем, воду из реки качаем. Влево — раз, вправо — два. Потекла ручьем вода. Раз, два, три, четыре будет полита земля. VI. Первичное закрепление. 1) Самостоятельная работа в тетрадях (с. 50) задание 1. — Посмотри на рисунок. Прозрачная жидкость заполняет невидимые сосуды. Угадай, в какие сосуды её налили. Соедини. — Какое свойство жидкости мы используем для решения этой задачи? — Самооценка учащихся. Слайд 9 Самопроверка по образцу учителя VII. Постановка проблемы. — Мы все очень любим ходить в цирк, особенно, когда нам показывают фокусы. Фокусники могут превращать одни предметы в другие. — А в жизни могут происходить подобные превращения? Предположения детей. — Сейчас ребята нам докажут, что подобные превращения могут происходить и в жизни. Они вместе с родителями создали дома лабораторию и провели исследования. IX. Открытие новых знаний. 1 ребенок рассказывает о превращении воды в лед. — Какой вывод модно сделать из этого опыта? Слайд 10-14 Превращение воды в лёд (твердое тело) Вывод: вода при охлаждении из жидкости превращается в твёрдое тело-лед. 2 ребёнок рассказывает о превращении воды в пар. — Какой вывод модно сделать из этого опыта? Дополнительная презентация Вывод: вода при нагревании становится газом-паром. X. Первичное закрепление знаний. -Благодаря своим «превращениям» вода может путешествовать. Вот послушайте: Однажды в тёплый день в озере отдыхала капелька. Ярко светило солнышко. Капелька разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким лёгким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в тучки. Наконец, тучкам стало так тесно, что они стали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды у них потекли слёзы, которые люди называли дождем. Дождь падал на землю, собирались ручейки и бежали в реки, озёра. Так капелька оказалась опять дома. А в следующий жаркий день она снова отправится в далёкое путешествие. XI. Итог урока. Рефлексия. – Что нового для себя узнали на этом уроке? – Какие свойства твёрдых тел, жидкостей, газов можете перечислить? (по таблице) — А теперь, я хочу чтобы вы мне подарили свои улыбки — Кто доволен своей работой на уроке, подарит мне зелёную улыбку — Кто испытывал на уроке трудности, подарит мне жёлтую улыбку — Кому на уроке было не интересно, подарит мне красную улыбку (дети прикрепляют улыбки на доску) XII. Домашнее задание (творческое) — Кто из вас желает продолжить исследовательскую работу? Вместе с родителями срезать 3 веточки с почками. Одну из них поставить в холодильник, другую в тепло без воды, третью в тепло в воду. Вести наблюдения.
Файлы: открытое занятие 4-5 лет.doc
Размер файла: 31744 байт.