Автор конспекта:
Автор(ы): — Курышева Людмила Петровна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ с УИОП №8″ г.Вологды

Регион: — Вологодская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

помочь учащимся увидеть философию лирики, её духовность, продолжить знакомство с поэзией Н.А.Клюева, его личностью, мировоззрением, понимание его места в мировоззренческих процессах его времени и современности.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 26

Используемая методическая литература: —

Использованные статьи

— Яцкевич Л.Г. Структура поэтического текста. Вологда, 1999.

— Смольников С.Н. Мифологема-топоним «Китеж» в поэтической системе Н.Клюева http://kluev.org.ua/collegium/kitez_web.htm#boln

— Беседа с секретарем Томской епархии, протоиереем Алексием Бервено о почитании новомучеников и Каштачной горе города Томска http://www.taday.ru/text/96296.html

— Панкова Л.П.(Курышева) Христианские хронотопы в поэзии Н.Клюева http://palomnic.org/bibl_lit/obzor/kluev/2/

— Яцкевич Л.Г. Вологодские топонимы в творчестве Н.Клюева http://www.booksite.ru/fulltext/4vo/log/da/20.htm

— Стихи Н.А.Клюеваhttp://amkob113.narod.ru/kluev/klv-0.html

— http://pomor-sever.ucoz.ru/_ph/16/2/459193504.jpg

— http://www.solovki.ca/writers_023/023_05.php Воспоминания и стихи о Соловках

— Клюев Н.А. Избранное. Санкт-Петербург,1998

— Стихи, посвященные Н.А.Клюеву – по книге: Венок Николаю Клюеву, 1911 – 2003. Сост. С.И.Субботин. М., 2004.

Используемое оборудование: —

Мультимедийная установка

Используемые ЦОР: —

Презентация

Краткое описание: — Творчество Н.А.Клюева – явление в русской поэзии уникальное, обладающее многоплановым, трудно доступным для понимания современного школьника содержанием, предлагаемая экскурсия помогает и учителю ,и ученику увидеть многоплановость его стихов и разобраться в разных уровнях смысла, путешествуя по его поэтической Вселенной.Кроме того Н.А. Клюев – уроженец Вологодской области поэтому экскурсия поможет в изучении родного края, его литературы, приобщению к его культуре.

Технологическая карта мастерской

Класс : 11_

Предмет :_литература_

Тема :_Н.А.Клюев «Есть две страны…» http://rupoem.ru/klyuev/est-dve-strany.aspx

Цель :_помочь учащимся увидеть философию лирики, её духовность

Учитель: Курышева Л.П.

Этап мастерской

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Индукция

Чтение первых строк

Есть две страны; одна — Больница,

Другая — Кладбище, меж них

-Что располагается меж них?

-В каком состоянии лирический герой этого стихотворения?

-Соотнесите биографию поэта и данное стихотворение, дайте комментарий

- Что осталось непонятным?

Работа с текстом стихотворения, каждый читает самостоятельно стихотворение и фрагмент биографии Н.а.Клюева, участвует в беседе по вопросам

Вырабатывают цель работы, определяют методы (как правило, уже знают, что надо понять каждое слово, чтобы понять стихотворение, намечают этапы работы)

Самоконструкция

Объединяются в группы по желанию, собирают материал, составляют словарь и комментарий к нему

  • Указатель словоформ (решается самая первичная задача — зафиксировать все словоформы (словоупотребления), которые встречаются в текстеи Словарь лексем (отбор доминирующих слов)
  • Словарь поэтической фразеологии (характеристика сочетаемости слов: грамматические модели, ассоциативно-смысловые модели)
  • Символы и мифологемы
  • Концептуальная парадигма
  • Социоконструкция

    Представьте результаты изысканий

    Показывают владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

    Зачитывают получившиеся микротексты.

    Социализация

    Комплексный анализ текста как результат совместной работы.

    Учащиеся, сделав записи по итогам работы всех групп, делают вывод о смысле текста.- Почему поэт говорит о двух странах – Больнице и Кладбище? Что они для него значат? А что за ними? ( В основе традиционное для Клюева противопоставление времен: настоящего – гибельного для России и прошлого – будущего, времени ее Возрождения, того, где «с лютней Серафим»)

    Разрыв

    Знакомство с «Поэтическим словарем Н.А.Клюева» под ред. Л.Г.Яцкевич

    Поэтическая география Н.А.Клюева (см. презентацию и материалы к ней)

    Соотнесите строение словаря с этапами нашей работы на уроке, сопоставьте результаты ваших работ и авторов словаря

    Афиширование

    Вновь самостоятельное чтение текста.

    - Что осталось непонятным?

    Выразительное чтение стихотворения учащимися каждой группы

    Рефлексия

    Как анализ стихотворения помог вам его выразительно прочитать?

    Оценивают собственную работу по пониманию текста, соотносят первичное восприятие («Бред какой-то!») и понимание после анализа («Поэт – пророк, вне времени»)

    Файлы: Поэтическая и биографическая география Н.pptx
    Размер файла: 7667575 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология