Автор конспекта:
Автор(ы): — Самигулина Алеся Александровна

Место работы, должность: — Саратовская область,г. Балаково, МОУ СОШ №3

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Предмет(ы): — Биология

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: — Обновление стандартов, использование образовательных технологий

Инициация творческого и профессионального роста учителя биологии в современных условиях образовательного пространства.

Образование – важнейшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно бесполезно.

Р.Киплинг

Самой главной целью государственной политики в области образования – является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и потребностями общества.

Первая задача- это обеспечение качества образовательных услуг, включающая использование образовательных технологий, повышение и обновление профессиональных компетенций педагогов.

Качественное образование- это приоритетное направление деятельности любой современной школы.

«Качество трактуется, как важнейший показатель успеха педагога, совокупность характеристик и результатов образования способных удовлетворить всех субъектов образовательного процесса»

В современных условиях образовательного пространства возникает необходимость видоизменить подходы в работе и важным условием является инициация профессиональных компетенций педагогов.

Инициация – это обновление, переход на новую ступень развития.

А что можно отнести к обновлению образования?

1. Новые образовательные стандарты

2. Применение педагогами новых образовательных технологий

3. Профессиональная переподготовка педагогов.

4. Самообразование

5. Профессиональное владение компьютером.

Цель которую ставит перед собой педагог –это отработать эффективные технологии преподавания предметов, сочетающие в себе разнообразные вариативные подходы к познавательной деятельности учащихся, повышение ответственности педагогов в практике преподавания учебных предметов.

На сегодняшнем семинаре я остановлюсь на втором пункте, раскрою технологию учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности « ИСУД»- отражающую структуру учебного успеха . ученика на уроках биологии –эта образовательная технология была разработана учителями Москвы под авторством Галеевой Н.А., которая позволяет учителю достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса на уроках. И тем самым повысить качество. В данной технологии рассматриваются следующие вопросы. Как учителю не просто увидеть, но и оценить уровни развития главных составляющих учебного успеха? Какой дидактический потенциал развития содержится в каждом виде учебной работы? Как оценить совместные усилия и учителя и ученика?

Представленная технология позволяет учителю реализовывать профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приемов и форм работы, который обеспечивает каждому представителю образовательного пространства – успех. Делая акцент на приоритет освоения учащимися способов действий. Индивидуальность ребенка будет проявляться если

образовательная среда должна:

1) мотивировать на поиск и приобретение знаний, умений, навыков

2) Формировать у учащегося систему знаний, умений и навыков,

3) Развивать познавательную сферу через развитие

психофизиологических свойств

То- есть параметры учебного успеха должны отражать эти требования.

Согласно данной технологии новый учитель: учитель который не только «учит», но и создает условия для саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников , владеющего навыками профессионального управления, который не паникует от каждого изменения в программах.

Что должен учитель:

1) Уметь диагностировать уровни параметров учебного успеха

( при этом 80% учителей в школах не могут провести диагностику)

2) Иметь картотеку учебных приемов и навыков (Создать картотеку при большом количестве часов сложно)

3) Уметь выбрать для определенного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.

4) Отслеживать уровень обученности

5) Создать систему самостоятельной работы.

Эта технология основывается на оценке внимания,

изучение свойств памяти (словесно- логическая, наглядно-образная и эмоциональная), эти свойства памяти для учителя основание для отбора учебных приемов для работы конкретного ученика,

модальность (прием и анализ информации),

обучаемость- уровень интереса к предмету и объем усвоенных знаний, овладение компетенциями.

Рассмотрим параметры ИСУД:

Обученность- уровень овладения предметными компетенциями. Применяется традиционная отметка по предмету. Проводится контрольные срезы знаний 3 раза в год (сентябрь декабрь, апрель). Для учителя оценка ученика- это эффективность его работы и определение границы сложности заданий для успешной самостоятельной работы ученика, а также дозы педагогической помощи.(Смотри приложение №1)

Еще один параметр:

Обучаемость – уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика, определяется 2 раза в год (сентябрь, апрель).

Выделяют 3 уровня:

3. Творческий — самостоятельно решаются сложные проблемные вопросы, интеграция новых знаний в систему собственных

2. Прикладной — активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации

1. Репродуктивный, ученик понимает и запоминает новую информацию

Методика определения уровня обучаемости:

1) после объяснения материала

2) закрепление

3) самостоятельная работа.

По следующим вопросам:

1Что вы узнали на уроке?

2Воспроизведите тот факт, событие из нового материала

3) Выполни задание по образцу

4) Примени новые знания в новой ситуации (Смотри приложение №2)

Если выполнены все задания то 3 уровень, если 3 то первый уровень.

Еще одним интересным параметром является:

Организационные — общеучебные умения и навыки.

Эти данные для педагога являются исходными для организации самостоятельной деятельности. Эти навыки обеспечивают ученику самостоятельность на уроках и при выполнении д.-задания. Особое значение имеет овладение учащимися умений самостоятельного контроля, оценки и планирования действий по устранению причин возникающих трудностей. Предлагаю в целях диагностики

Карту самоконтроля (Смотри приложение №3)

Задание по теме

Выполнить смогу(+) не смогу(-)Оценка своих возможностей

Выполнение работы

Работа заполняется в данной карте, если ученик затрудняется ответить, то может вернуться на последующих уроках. После заполнения проводится

самоанализ деятельности (Смотри приложение №4)

Знаю и умею

Не знаю, не умею

Что должен сделать, чтобы правильно выполнить задания(дополнительный материал, карточки, тесты)

(Приложение №4)

По итогам раздела заполняется лист учета знаний

Тема задания

Контроль 1

Контроль 2

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

+ + - + +

Данный опыт работы способствует продвижению личности к саморазвитию, к самосовершенствованию. Можно предлагать задания, активизирующие мыслительную деятельность (Смотри приложение №5)

Самым важным является навык планирования собственной деятельности –создание проекта.

Проектная деятельность привлекательна тем, что учитывает индивидуальность ребенка- его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет самостоятельно выбирать партнеров в работе, источники и способы получения информации, методы и формы исследования. Все это развивает чувство ответственности, повышает мотивацию и творческую активность.

Но очень важно чтобы данная деятельность осуществлялась согласно требованиям (по И.Д Чечелю, алгоритмам В.В Гузеева).

Функции учителя определены:

1) Он помогает ученикам в поиске информации

2) Сам является источником информации

3) контролирует работу

4)поощряет учеников

5)поддерживает непрерывную связь.

Предлагаю вашему вниманию проекты представленные на Международной научно-практической конференции ( г.Саратов, март 2009 года)

Применение данных технологий позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вдохновение творчества превратить образовательный процесс в результативную и созидательную работу.

Литература:

1.Н.Л.Галеева Сто приемов для учебного успеха на уроках биологии. Москва 2007

2.М.Е Бершадский, В.В Гузеев . Дидактические и психологические основания образовательной технологии. Москва 2003 год.

3. Г.К Селевко. Современные образовательные технологии. Москва 1998 год

4. Якушкина Е. А. Проектная деятельность учащихся. Волгоград.2009 год.

5. А.И Рытов, Э.М Никитин. Государственная политика в системе общего образования. АПК и ППРО, 2009 год

6. Р.М. Евдокимова. Внеклассная работа по биологии , Саратов 2005 год.

7. М.В. Крамарева, Т.Г. Попова Активные формы обучения биологии. Волгоград

2009 год.

Файлы: Инициация.ppt
Размер файла: 9185280 байт.

Рубрики: Биология Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология