Автор конспекта:
Автор(ы): — Дворяшина Ирина Викторовна

Место работы, должность: — Профессиональное училище № 14 г. Иркутска

Регион: — Иркутская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — начальное профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Цели урока: познакомиться с основными творческими и жизненными идеалами В. Высоцкого, попытаться понять феномен неубывающей популярности поэта. учащиеся должны знать: основные нравственно-философские принципы Высоцкого; основные тематические направления, языковые, стилистические особенности его творчества; учащиеся должны уметь: выполнять целостный анализ художественный анализ представленных стихотворений в единстве их содержания и формы: выделять основные языковые, ритмические, стилистические особенности стихов, оценивать их тематическую направленность, правомерность использования автором тех или иных средств художественной выразительности; выделять и оценивать с точки зрения общественной морали и нравственности личностные качества поэта.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

Используемая методическая литература: —

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

1. Андреева Т. Н. Уроки словесности. Дидактические материалы по русскому языку и литературе. Современная поэзия (вторая половина ХХ века). – М.: Интеллект-Центр, 2000.

2. Высоцкий В. С. Я не верю судьбе: Стихи и песни. – М.: Эксмо, 2008.

3. Демидова А.

4. Литература . 9-11 классы: уроки исследования / авт.-сост. И. Д. Бережная. – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006.

6. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006.

7. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

Используемое оборудование: —

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} Компьютер, проектор, интерактивная доска

Краткое описание: — Разработка предназначена для проведения урока литературы при изучении темы «Творчество В. Высоцкого». Урок проводится в форме семинара и направлен на формирование самостоятельности мышления учащихся, формирование системы духовных, морально-нравственных ценностей, расширение кругозора учащихся, повышение познавательного интереса и познавательной активности. Форма урока и содержание способствуют также формированию и развитию таких учебных и социально значимых компетенций, как толерантность, чувство ответственности за свои действия и результаты деятельности группы (коллектива), самостоятельность, дисциплинированность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, умение работать в группе, готовность к сотрудничеству. Материал и методика может использоваться для проведения внеклассных мероприятий, факультативных занятий.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

Владимир Высоцкий. Творческий портрет.

Урок-семинар.

Эпиграфы к уроку:

Я не бард, не поэт – я сам по себе…

В. Высоцкий

У песен более счастливая судьба, чем у людей. И они могут жить долго. Если песня того стоит, она живет долго в отличие от человека. Человек, если он хороший, – он много нервничает, беспокоится и помирает раньше, чем плохой. А песня – нет, песня может долго жить…

В. Высоцкий

Цели урока: познакомиться с основными творческими и жизненными идеалами В. Высоцкого, попытаться понять феномен неубывающей популярности поэта.

учащиеся должны знать: основные нравственно-философские принципы Высоцкого; основные тематические направления, языковые, стилистические особенности его творчества;

учащиеся должны уметь: выполнять целостный анализ художественный анализ представленных стихотворений в единстве их содержания и формы: выделять основные языковые, ритмические, стилистические особенности стихов, оценивать их тематическую направленность, правомерность использования автором тех или иных средств художественной выразительности; выделять и оценивать с точки зрения общественной морали и нравственности личностные качества поэта.

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид (технология): урок-семинар.

Материальное оснащение: тексты стихов-песен, записи песен, фотографии (при наличии интерактивной доски в электронном виде), бланки для выполнения заданий, бланки для осуществления рефлексии, компьютер, проектор, интерактивная доска.


Ход урока.

I.Организационный этап.

Заранее определена группа ассистентов.

Остальные учащиеся делятся на группы: «Я чувствую», «Я думаю», «Я оцениваю», каждая из которых в процессе урока следует определенным задачам. Первая группа пытается выразить чувства, эмоции, которые вызывают анализируемые стихи. Вторая – пытается сформулировать мысли, которые вызывают эти стихи. Третья – пытается оценить нравственность, эстетичность этих стихов, правомерность использования автором тех или иных художественных и языковых средств.

II. Постановка проблемы.

Звучит песня «Я не люблю»

Фронтальный опрос:

- Какие ощущения вызывает песня?

- О чем поет В. Высоцкий?

- Какие «не люблю» вы разделяете?

- С чем вы могли бы поспорить? Почему?

Слово учителя. В настоящее время о Высоцком написано и сказано немало.

Обращение к эпиграфу. Сам он говорил: «Я не бард, не поэт – я сам по себе…» Что это: пренебрежение обществом, стремление выделиться или желание оставаться самим собой? В этом вопросе нам предстоит разобраться.

Еще он сказал в одном из интервью: «У песен более счастливая судьба, чем у людей. И они могут жить долго. Если песня того стоит, она живет долго в отличие от человека. Человек, если он хороший, – он много нервничает, беспокоится и помирает раньше, чем плохой. А песня – нет, песня может долго жить…»

Жизнь В. С. Высоцкого оказалась недолгой, но его стихи читают и сейчас, его песни слушают до сих пор. Его популярность до сих пор окутана некой тайной, здесь есть какой-то секрет, загадка. Конечно, талант. Без него не обойтись. Но для того, чтобы проявился, надо, чтобы он был востребован какими-то потребностями общества и времени.

Владимир Высоцкий – явление весьма сложное, противоречивое, озадачивающее многих. Его популярность как барда, поэта-песенника с годами не убывает. Оценки его творчества могут быть самыми полярными. Для одних – это почти кумир, откровение, «охрипшая совесть» целого поколения. Для других – он не более, чем модное явление, сочинитель песенок сомнительного свойства.

Учащиеся-ассистенты приводят примеры оценок творчества Высоцкого:

«Посмотрите, как все просто и ясно у него в песнях. Но ведь до него этого никто так не сказал. Он находит слова, близкие всем своей болью».

«Мне не нравятся его «алкогольные», «полублатные» песни, чрезмерно вульгарные тексты и персонажи, в них воспетые, – полуспившийся Ваня, дефективная Нинка, а особенно то обстоятельство, что подобные песни пришлись по душе разного рода торгашам-шашлычникам».

«Таким, как он, можно верить. Он не будет заигрывать с высокими понятиями и словами. Патриотичный человек, но словами «Родина» или «Россия» не разбрасывается».

Разночтение в трактовке одного и того же явления налицо, но это привычно в мире искусства и литературы (вспомните, еще в XIX веке И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов и другие великие художники по-разному воспринимались и оценивались читателями и критикой). Удивительно здесь то, что пройти мимо Высоцкого, оказаться им не задетым, мало кому удалось.

Попытаемся разгадать секрет неиссякаемости интереса к творчеству Высоцкого, отыскать корни его популярности среди людей, разных по образованию, вкусам и привычкам.

Работа с текстом песни «Я не люблю».

По группам.

1) Какие ощущения вызывает песня?

2) О чем заставляет задуматься?

3) Можете ли вы оценить язык, стиль песни, соответствие формы и содержания?

Фронтально. Лирический герой здесь распахивает перед читателем душу.

­ Что из его «не люблю» показалось вам самым неожиданным? Какие «не люблю» вы разделяете? Почему?

­ Почему «червей сомненья», «почестей иглу»? «Вот только жаль распятого Христа»?

­ Подберите синоним к выражению «в чести». В каком значении используется фразеологизм «отказали тормоза»? Почему он дается как контекстуальный антоним к «уверенности сытой»?

1. Ассистент: В историю советской культуры Высоцкий вошел в нескольких амплуа: поэт, композитор, певец, актер театра и кино. Его называли «бардом», «менестрелем». Наверное, во всем Советском Союзе не нашлось бы человека, который не узнал бы этот хрипловатый голос и это волевое лицо. Его голос звучал по всей стране, его песни были известны каждому, однако первый сборник стихов Высоцкого «Нерв» был опубликован только после его смерти в 1981 году.

2. Ассистент: «Гражданским нервом его творчества была правдивость, острота реакции на волновавшие… общественные вопросы», – говорит Юрий Андреев. «Взятое в этом плане творчество Высоцкого являло собой нормальные речения нормальных людей, чуждых жизни с двойным дном (одно видим – говорим другое)».

Чтец: Я все вопросы освещу сполна –

Как на духу попу в исповедальне!

В блокноты ваши капает слюна –

Вопросы будут, видимо, о спальне…

…Теперь я к основному перейду.

Один, стоявший скромно в уголочке,

Спросил: «А что имели вы в виду

В такой-то песне и в такой-то строчке?»

Ответ: во мне Эзоп не воскресал,

В кармане фиги нет – не суетитесь, –

А что имел в виду – то написал, –

Вот – вывернул карманы – убедитесь!

Ш. Биографическая справка.

Докладчик:

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. Семья жила в многоквартирной коммуналке, поэтому маму будущего поэта в роддом провожала шумная компания – муж, соседи, подруги. Выходя из квартиры, загадали: если, согласно старинной примете, первым на пути встретится мужчина – родится мальчик, женщина – будет девочка. На лестнице встретили соседку. Будущий отец расстроился и пообещал жене царский по тем временам подарок – наручные часы. Родился мальчик, которого нарекли Владимиром в честь дедушки по линии отца. Однако часы Семен Владимирович жене так и не подарил. Семья жила бедно, денег, которые зарабатывал отец, катастрофически не хватало. Мать вынуждена была пойти работать, когда ребенку исполнилось девять месяцев.

В детстве самый мужественный актер советского кино был удивительно похож на девочку: огромные голубые глаза, длинные льняные локоны. Как вспоминали родные и близкие, он был занятным и общительным, веселым, добрым, дружелюбным. Ведь коммунальная квартира для малыша – это микространа, а детские впечатления – самые яркие, как признавался и сам поэт. Детские впечатления Владимир Высоцкий ярко отразил в 1975 году «В балладе о детстве».

Когда началась война, отец ушел на фронт, семья эвакуировалась на Урал. Нина Максимовна много работала, сына отдала в детский сад на шестидневку, т. е. домой забирала только на воскресенье. Он очень скучал, но не жаловался. Больше всего страдал оттого, что в детском саду манную кашу варили с комками. Однажды дома, поев домашней пищи, заявил: «Теперь я знаю, что такое счастье, – это когда в каше нет комков!»

После войны родители развелись, у каждого появилась новая семья. У Владимира не сложились отношения с отчимом, и он стал жить в семье отца.

В 1955 году Высоцкий закончил десятилетку с пятью «пятерками» и девятью «четверками» и поступил в инженерно-строительный институт, где проучился всего один семестр. Потом твердо решил: «Пойду в артисты. Каждый должен делать свое дело».

IV. Нравственная – философская концепция творчества.

1. Звучит песня «Чужая колея».

Работа с текстом.

1) Какие ощущения вызывает песня? Как бы вы охарактеризовали эмоциональную окраску этой песни в соотношении с характером содержания? (ироническая, юмористическая, серьезная, философская)

2) Какие мысли вызывает песня? Какой смысл вкладывает поэт в образ-символ «колея»? Как вы его понимаете?

3) Считаете ли вы, что песня учит не быть выскочкой, жить «как все», не выделяясь из общей массы? Или о том, что кто-то хочет загнать всех в «общую колею»?

Как относится автор к «чужой колее»? К своей? Прав ли он, не пуская других в «свою колею»? Почему?

Учитель: Песня о том, что каждый человек глубоко индивидуален и должен выбирать в жизни свою дорогу («колею»). Каждый человек в жизни должен реализовывать себя как личность: «выбирайтесь своей колеей». Своим творчеством Высоцкий доказал свою самобытность, неординарность и неповторимость.

2. Ассистент: Высоцким написано более шестисот песен и стихов. Кому-то мир его песен может показаться недостаточно возвышенным, даже примитивным, а стихи и мелодии – не отвечающими высоким требованиям.

Многих шокируют бытовые подробности, где высокое часто соседствует с самым низким, жаргонные словечки, «полублатные» интонации. Показывая прозу жизни, Высоцкий не всегда считается с правилами хорошего тона.

Звучит песня (стихотворение) «Милицейский протокол»

Работа с текстом. По группам:

1) Какие ощущения вызывает песня?

2) О чем заставляет задуматься? Какие общественные и личные проблемы она затрагивает?

3) Насколько точно удается передать автору суть проблемы? Не смущает ли вас язык стихотворения и стиль автора? Как вы можете ее оценить, как нравственную или как безнравственную?

Кто из писателей конца XIX века за основу сюжетов своих произведений брал простые ситуации из повседневной жизни? (Чехов) Зачем? («Если хочешь, чтобы человек стал лучше, покажи ему, каков он есть»)

Ассистент: «Ничто человеческое не чуждо» – эта формула-девиз для Высоцкого есть норма художественного воспроизведения жизни. Настоящее искусство «не брезгливо». Погружаясь в обыденный язык, в повседневные ситуации, он говорит не только о вещах близких и понятных всем, но и говорит на языке, понятном широким слоям. О пьянстве Высоцкий одним из первых заговорил как о всенародном бедствии. С помощью юмора он старается сохранить объективность в изображении обывательского быта и психологии.

Учитель: Кого из известных вам русских поэтов некоторые критики упрекали в «приземленности» лирики? (Н. А. Некрасов, С. А. Есенин)

Зачастую бывает, что, отгораживаясь от «примитивного», простого в пользу утонченности, искусство отгораживается от самой жизни.

3. Учитель: Выход на широкую публику, всеобщая доступность свойственна современной эстраде. Что отличает песни Высоцкого от эстрадных?

Звучит рассказ Высоцкого об авторской песне (грамзапись).

Ко всему сказанному надо добавить, что у Высоцкого нет ни одной пустой песни, бессмысленного куплета.

Звучит песня «Утренняя гимнастика».

Работа с текстом.

1) Какие ощущения вызывает песня?

2) Можете ли вы сформулировать ее главную мысль?

3) Как вы оцениваете эту песню с точки зрения нравственности, морали, актуальности, доступности?

4. Учитель: В многогранном творчестве Высоцкого одно из важнейших мест занимают песни о Великой Отечественной войне («Расстрел горного эха», «Смерть истребителя», «Песня о звездах», «Сыновья уходят в бой», др.)

Чтец: «Меня всегда спрашивают, почему я так часто обращаюсь к военной теме?.. Пока люди пишут, пока сочиняют и музыку, и стихи, их всегда это будет волновать. Но прошу вас не обманываться насчет этих песен, … – я не могу ничего вспомнить из того, чего я сам не видел. Это…песни ассоциации. Написаны они человеком, живущим теперь, для людей, большинство из которых войны не прошло… А все равно – война всех коснулась: у каждого в нашей стране были либо погибшие родные либо раненые, и у меня в семье были большие потери…» (В. Высоцкий)

Звучит песня «Он не вернулся из боя».

Работа с текстом. В группах.

1) Какие чувства вызывает песня?

2) О чем она заставляет задуматься?

3) Как бы вы оценили эту песню?

Учитель: Булат Окуджава – известный советский автор-исполнитель, которого сам Высоцкий называл своим духовным отцом, ушел на фронт добровольцем, не закончив школу. Пройдя всю войну, он не понаслышке был знаком с ее ужасами и чувствами солдат. Сравним его стихотворение-песню «А мы с тобой, брат, из пехоты…» с тем, которое только что услышали в исполнении В. Высоцкого.

Чтец: А мы с тобой, брат, из пехоты.

А летом лучше, чем зимой.

С войной покончили мы счеты…

Бери шинель –

пошли домой.

Война нас гнула и косила.

Теперь конец и ей самой.

Четыре года мать без сына…

Бери шинель –

пошли домой.

Мы все – войны шальные дети:

и генерал, и рядовой.

Опять весна на белом свете…

Бери шинель –

пошли домой.

К золе и пеплу наших улиц

Опять, опять, товарищ мой,

скворцы пропавшие вернулись…

Бери шинель –

пошли домой.

А ты с закрытыми очами

спишь под фанерною звездой.

Вставай, вставай, однополчанин,

бери шинель –

пошли домой.

Что я скажу твоим домашним?

Как встану я перед вдовой?

Неужто клясться днем вчерашним?

Бери шинель –

пошли домой.

Сравнительный анализ песни В. Высоцкого и песни Б. Окуджавы «А мы с тобой, брат, из пехоты…»

­ Что общего у лирических героев этих стихотворений?

­ Что мы узнаем о тех, кто не вернулся из боя?

­ Одинаково ли выражают горечь утраты авторы?

­ Одинаково ли сильное впечатление производят эти стихи?

­ Почему у Высоцкого: «наши павшие нас не оставят в беде» и «деревья стоят голубые»? (символ вечности, вечной памяти подвига павших)

Учитель: Отношение Высоцкого к войне однозначно. Он передает в песнях всю боль, которую пришлось вынести каждому человеку, всей России. Но была еще одна причина, заставлявшая его обращаться к этой теме. Война беспощадно высвечивала суть любого человека. На войне человек представал таким, какой есть на самом деле. Слабый – становился трусом, предателем – подлый. И становилось ясно, кто есть кто, что есть что. Поэтому война в песнях Высоцкого стала нравственным мерилом человека (например, «Песня о звездах»).

Чтец: Роберт Рождественский однажды сказал: «У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных, и… никем еще не написанных пьес. Пьесы с такими ролями могли бы быть, конечно, написаны, могли бы появиться на сцене… Но дело в том, что ждать… Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И потому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.

Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы людей – смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные слушатели даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях…»

Звучит песня «Охота на волков».

Работа с текстом. В группах:

1) Какие чувства вызывает у вас эта песня?

2) О чем она заставляет задуматься?

3) Как вы оцениваете авторский стиль, язык, нравственность этой песни?

Фронтально:

­ Определите, какую роль Высоцкий играет в этом стихотворении?

­ Чьими глазами он увидел охоту на волков?

­ Укажите строки, в которых герой себя обнаруживает.

­ Какая аллегория содержится в этом стихотворении?

­ Как вы понимаете его смысл?

Ассистент: Оригинальность Высоцкого вытекает из жизненной установки поэта – быть не над людьми и даже не около них, а с людьми вместе. При этом нет стремления выдать себя «за своего». Будучи профессиональным актером, он избегает актерства в поведении и общении. Это выражение принципа Высоцкого во взаимоотношениях с людьми. Быть самим собой, быть честным перед людьми, перед самим собой. Быть надежным и верным товарищем, не способным на предательство в любой ситуации. Он был таким сам, о таких он писал песни.

Звучит песня «Песня о друге».

Работа с текстом.

1) Какие чувства вызывает у вас эта песня?

2) Почему автор считает, что лучшего места, чем горы, для проверки «на прочность» себя и друга, не найти? В чем познается дружба?

3) Не слишком ли жесткие требования предъявляются в этой песне к людям, которые находятся рядом?

V. Заключение.

Учитель: Как вы думаете, можно ли по Высоцкому изучать практическую нравственность, судить о морали общества и отдельной личности? Почему?

Задание (работа в группах): Из предложенного перечня особенностей творчества и личности Высоцкого выберите те, которые способствуют его популярности (см. приложение).

Проверка. В чем секрет неубывающего интереса к творчеству и личности Высоцкого? (высказываются все желающие)

Ассистент: Высоцкому интересен каждый человек, а в людях, как и в жизни – всего намешано. Он не обошел стороной ни семейные страсти, ни спортивные, ни служебные. Часто он мягко иронизирует, вышучивает. Иногда открыто издевается над непроходимым невежеством и хамством. Многие его песни пронизаны неприятием ситуации, когда слова расходятся с делом, или слова оплаченные лишениями, кровью обесцениваются. Ему важно, чтобы человек в любых обстоятельствах оставался честным, готовым прийти на помощь, вступиться за обиженных. В его песнях создан своеобразный нравственный кодекс.

Ассистент: Сотни песен, баллад, стихов Высоцкого – это целая вселенная явлений, сюжетов, героев, подсмотренных и выхваченных им из потока жизни. Подлинность его сочинительского дара такова, что у многих складывается убеждение, что все это он сам прожил и пережил: что он и воевал, и был шофером, шахтером, и «малость посидел» когда-то. Его талант заключается в редкостном качестве – способности слиться с предметом своего внимания, почувствовать его изнутри.

VI. Итоги урока.

Рефлексия (см. приложение).

Оценки с комментарием.

Заключительное слово учителя. Охватить все грани и нюансы тем и проблем окружающей действительности, которые затрагивает Высоцкий в своих стихах и песнях за один урок невозможно. Можно только с уверенностью сказать, что всегда он оставался самим собой, хотя всегда представал перед зрителем разным: ироничным, насмешливым, серьезным, сострадающим. Его называют «охрипшей совестью» того времени. Это был один сплошной обнаженный нерв, и жизнь его была самосжиганием. Действительно, судьба стихов и песен человека, поэта, актера, неотъемлемой частью образа которого является гитара, более счастливая, чем судьба автора. Значит, наверное, они «того стоят», а значит – будут жить долго. С одной стороны, можно сказать, что они написаны на злобу дня, а с другой – они затрагивают многие вечные вопросы человеческой жизни. Но разве можно отделить поэта от его творений?

Поэтому мне хотелось бы закончить сегодняшний урок словами П. Вегина: «…Соплеменники, окажите честь, зачеркните – «был», напишите – «есть»…»

Каждому учащемуся вручается памятный значок участника семинара.

Учитель благодарит учащихся за участие.


Использованная литература.

1. Андреева Т. Н. Уроки словесности. Дидактические материалы по русскому языку и литературе. Современная поэзия (вторая половина ХХ века). – М.: Интеллект-Центр, 2000.

2. Высоцкий В. С. Я не верю судьбе: Стихи и песни. – М.: Эксмо, 2008.

3. Демидова А.

4. Литература . 9-11 классы: уроки исследования / авт.-сост. И. Д. Бережная. – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006.

6. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006.

7. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.


Приложения.

1. Заключительное задание.

Выберите (обведите) из предложенного перечня личностных и поэтических особенностей те, которые, на ваш взгляд, способствуют развитию популярности Высоцкого.



ЖАРГОННЫЕ СЛОВЕЧКИ


НЕТОЧНЫЕ РИФМЫ

ПРОСТОТА СИТУАЦИЙ,

ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ СЮЖЕТА

СТРЕМЛЕНИЕ БЫТЬ

ВМЕСТЕ С ЛЮДЬМИ

СБОИ РИТМА

РАЗНОПЛАНОВОСТЬ

ТЕМАТИКИ

ОТКРЫТОСТЬ

ИСКРЕННОСТЬ

СТРЕМЛЕНИЕ

БЫТЬ КАК ВСЕ

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ

К СЕБЕ И ДРУГИМ

СТРЕМЛЕНИЕ

ВЫДЕЛИТЬСЯ

ПОЛУБЛАТНЫЕ

ИНТОНАЦИИ

АКТЕРСТВО В ЖИЗНИ,

УМЕНИЕ ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ

НАТУРАЛИСТИЧНОЕ

ИЗОБРАЖЕНИЕ

БЫТОВЫХ

ПОДРОБНОСТЕЙ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

АКТЕРСКОГО

ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПЕСЕННОМ

ТВОРЧЕСТВЕ


2. Рефлексия.

ДА

НЕТ

Было ли мне интересно сегодня на уроке?

Узнал ли я что-то новое по теме урока?

Сделал ли я какие-то открытия для себя лично?

Что я делал сегодня на уроке?

Все ли у меня получилось?

Почему не получилось?

Полезен ли для меня сегодняшний урок?

Важны ли в жизни вопросы, рассмотренные сегодня на уроке?

3. Оценочный лист.

Дата ___________.

Группа _____________________________________________.

Работа группы (общая оценка)

Список группы

Индивидуальные оценки

Оценка учителя

Самооценка

Файлы: «Конкурс «Купель» по произведениям А. Костюнина»..docx
Размер файла: 22208 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология