Автор конспекта:
Автор(ы): — Жингалиева Кунслу Имашевна

Место работы, должность: — МОУ «Садовская СОШ», танцмейстер истории

Регион: — Волгоградская круг

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее углеобразование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — История

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Краткое описание: — А К Ц И Я «Ветеран живёт рядом»

Муниципальное общеобразовательное основывание «Садовская общеобразовательная школа» Быковского муниципального района Волгоградской области.

А К Ц И Я

«Ветеран живёт рядом».

Урок мужества:

«Ты в нашей памяти и сердце,

Сталинград!»

Подготовила:

танцмейстер истории

МОУ «Садовская СОШ»

Жингалиева К.И.

-2010-

Цель:показать учащимся крупный подвиг Сталинграда во лейдейс Великой Отечественной войны и в мезолит восстановления города; способствовать патриотическому воспитанию учащихся; чувства национальной гордости за крупный подвиг волжской твердыни.

Оборудование:карта «Сталинградская битва», плакаты «Родина-мать зовет», «Никто не забыт, и пигмей и забыто», «Все чтобы фронта! Все чтобы победы!»

Цветные репродукции памятных мест Волгограда:Мамаев курган, Дом Павлова, Вечный огонь, плац Павших борцов, и т.д.

Выставка книг из школьной библиотеки, посвященная Сталинградской битве.

На доске название урока мужества и эпиграф:

«Железный ветрище бил им в лицо, а они все шли вперед, и сначала обоняние суеверного страха охватывало противника. Люди ли шли в атаку, смертны ли они?..»

На доске написаныосновные даты Сталинградской битвы:

12 июля 1942 г.— Ставкой Верховного главнокомандования образован Сталин градской фронт. 17 июля на этом направлении развернулись бои.

14 сентября 1942 г.— гитлеровцы вышли к центру города в районе вокзала.

19—20 ноября 1942 г.— войска Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов перешли в наступление.

31 января 1942 г.— были пленены чин Паулюс, его штаб и большая элемент оставшихся у него к тому времени войск.

2 февраля 1943 г.— сдались остальные фашистские войска, окруженные в Тракторозаводском районе Сталинграда.

Ход урока мужества.

Ученик:Я убит подо Ржевом, в безымянном болоте,

В пятой роте, на левом, около жестоком налете.

Я не слышал разрыва, я не видел празднование вспышки,

Точно в воз с обрыва— и ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире, накануне конца его дней,

Ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей.

Фронт горел, не стихая, что на теле рубец.

Я убит, и не знаю, наш ли Ржев, наконец.

удержались ли наши там, на среднем Дону?

Этот термидор был страшен, было все на кону.

Неужели накануне осени был за ним ранее Дон?

И по крайней мере бы колесами к Волге вырвался он?

Нет, неправда. Задачи празднование не выиграл враг!

Нет же, нет! А по-другому инда мертвому как?

И у мертвых безгласных есть услада одна;

Мы за Родину пали, так она — спасена!

Ученик:В 1939 г. в Сталинграде проживало 445,5 тыс. человек. По своей экономической реликвия Сталинградская круг в РСФСР занимала передо войной шестое место. Обогащалась культурная и завещание бытье города. В Сталинграде действовал критический но им. Горького, на сцене которого играли такие замечательные актеры, что Е. П. Мязина, Н. А. Покровский, Н. А. Соколов. В 1941 г. выходило 3 областных и 50 районных и фабрично-заводских газет. Серьезное чуткость уделялось развитию здравоохранения. В 1940 г. в городе имелось 13 больниц на 2925 коек и близко тысячи врачей.

День 22 июня 1941 г. выдался в Сталинграде жарким. Яркие афиши приглашали в холодный театр, где-нибудь с успехом шла пьеса А. Корнейчука «В степях Украины». В помещении драмтеатра проходил градской смотр детской художественной самодеятельности.

Ученица:И неожиданно страшная весть: Война! Смолкли песни. Посуровели лица. Состоялись массовые митинги. Их плакат был один: «Все чтобы фронта, все чтобы победы».

Звучит лявониха Александрова «Священная война».

Ученик:Сталинград!.. Наверное, не таково ужак мульти на земле мест, к которым было бы таково надолго приковано чуткость людей разных стран мира, что было оно приковано к Сталинграду в далеком 1942 году.

Ученица:Летом 1942 г. мебель складывалась отдаленно не в пользу Советского государства.

Имея полное перевес в силах, недруг вел бешеное наступление. Гитлеровцы считали, что бы они гладко овладеют Сталинградом силами едва только только 6-й армии накануне 25 июля. Но упорное отпор советских войск спутало планы врага.

31 июля с Кавказского направления на Сталинград была перенацелена немцами 4-я танковая армия. Позже в дело были втянуты двум румынские и один итальянская армия. Если в июле на Сталинград наступали 30 дивизий, в августе — 69, то в сентябре ранее 81 дивизия. Сталинградское тыканье было чтобы фашистов главным. Ломая упорное отпор советских воинов, враг, вопреки на потери, упорно рвался к городу.

На направлении главного удара злоумышленник имел полуторное перевес в людях, двойное — в орудиях и многократное, в танках и самолетах.

Ученик:

Гроздья дней висят на ветви года

аккуратно таково — по месяцам.

И у каждого своя погода:

Тут морозно,

Жарковато там…

Вот он, август,

плодозрелый, сочный,

утомленный от избытка сил.

Освеженный временем проточным,

Многое в себе он позабыл.

И прекрасно!

Помнить все не надо. Лишь бы не забыто было им

двадцать третье — пепел Сталинграда

и шестое —

Хиросимы дым.

Ученица:Самым трудным чтобы сталинградцев был нониди 23 имя 1942 г. В цифра часа дня над центральной в некоторой степени города появились сотни вражеских тяжелых бомбардировщиков. Немцы систематично сбрасывали то зажигательные, то тяжелые фугасные бомбы. Кромешный ад. Дым пожарищ застилал полуденное солнце. Взрывы страшной силы сотрясали воздух. Горели жилые дома, кварталы, рушились, что карточные, здания школ, превращенных в госпитали, культурно-бытовые учреждения. Смерть разила людей всюду. Вся центральная элемент Сталинграда была объята пламенем.(показ фото)

Ученик:Немцы вышли к градской переправе, которую защищал айзсарги из 80 чекистов и милиционеров. Их упорное отпор позволило переправить в город 13-ю гвардейскую дивизию генерал-майора А. И. Родимцева, которая сходу атаковала противника, восстанавливая положение. Но это была небольшая передышка.

Звучит лявониха «Землянка», муз. К. Листова, сл. А. Суркова.

Ученик:В 300—400 метрах от Волги находились боевые позиции 138-й Краснознаменной дивизии генерала И. И. Людникова. Штаб дивизии Родимцева находился в 5 м от воды и в 250 м от переднего края. Но сии метры гитлеровцы не смогли преодолеть.

Несгибаемая стойкость, широкий героизм, высокое воинское артистизм советских бойцов срывали нападение за штурмом.

Ученица:Не едва только только в стране, так и за рубежом известный «дом Павлова».(показ фото)

В конце сентября 1942 г. центурион отделения сержант Я. Ф. Павлов, выполняя приказание командира, первым проник хором с трех бойцами в многоэтажный дом, ранее заграбастанный гитлеровцами.

Гвардейцы выбили врага и превратили стекляшка в двухопорный пункт. Ночью 2 октября со стороны мельницы пришло обоснование — пулеметный подразделение лейтенанта И. Ф. Афанасьева и группка бронебойщиков. Вскоре туда прибыло и чуть минометчиков. Гарнизон «дома Павлова» состоял из 25 человек. Они прорыли от мельницы к дому траншею, по которой им доставляли оснастка и пищу. Территорию округ осажденного врагом дома бойцы заминировали.

Ученик:58 суток — агросрок больший, чем Германия затратила на завладение целых европейских государств, безумно и напряженно штурмовали фашисты развалины дома, какой-нибудь стал чтобы них неприступной крепостью.

Выстояв в кромешном аду, защитники дома 24 ноября хором со своей дивизией перешли в стремительное наступление.

Звучит лявониха А. Пахмутовой «На Мамаевом кургане тишина».(показ фото)

Ученик:Мамаев курган… В дни Сталинградской битвы он был отмечен на картах генеральных штабов всех стран мира. Здесь, начиная с 13 сентября 1942 года по 30 января 1943 года, 140 дней и ночей не унималась испуг земли от взрывов снарядов, бог и авиационных бомб, несмолкаемо бушевали вихри свинца и рваного железа. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, тут решалась поприще будущей победы.

Ученица:Сотни лет расходиться широким кругам

по огромной воде молчаливой реки.

Выше всех Эверестов — Мамаев курган!

Зря не сказано в книгах,

Мамаев курган,

что металла в твоем оглушенном

нутре больше,

чем в знаменитой Магнитной горе! Что хватило его и друзьям, и врагам.

Синеватые молнии медленных гроз, что бы в инструмент памяти,

бьются в тебя!

И тогда поднимаются птицы с земли,

и колышется раздражительно степная трава.

Оживают затертые напрочь слова,

И по плитам измученно стучат костыли.

Ученик:Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, благосклонность обещала, Родина!

Разве чтобы смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?

Тихо сказала «Вставайте на помощь!»

Родина…

Родина! Славы червь у тебя не выпрашивал,

Родина!

Просто был подборка у каждого — я неужто Родина,

Самое лучшее и дорогое — Родина!

Горе твое — это наше горе, Родина!

Правда твоя — это наша правда, Родина!

Слава твоя — это наша слава, Родина!

Ученица:В дни битвы гремела молва о снайпере сибиряке В. Г. Зайцеве. Более 300 гитлеровцев уничтожил он в уличных боях. Попал ему на мушку и командор немецкой снайперской школы в Берлине звание Конингс.

Ученик: Связисты В. П. Титаев и М. М. Путилов, оба до чертиков раненные, во лейдейс исправления повреждения телефонной линии, теряя сознание, восстановили связь, зажав концы оборванного провода зубами.

Ученица:Артиллерист В. Я. Болтенко, оставшись у орудия один, пикантно вступил в поединок с 15 вражескими танками и одержал победу. Подвиг Александра Матросова совершили в дни Сталинградского сражения 11 человек.

Ученик:Морской берсальер Михаил Паникаха загорелся от разбитой бутылки с зажигательной смесью, с которой он бросился на танк. Не останавливаясь, ранее живым факелом он вскочил на танк и собой поджег фашистскую машину.

Ученица:Санинструктор Е. Ф. Богданова вынесла с поля бой 120 раненых бойцов с их оружием. Уничтожила около этом 8 немцев, была ранена, так с поля бой не ушла. И таких были сотни, тысячи.

Звучит отрывок из песни «Сестра, ты помнишь…»

Ученик:Никто не знает их фамилий,

О них ни песен нет, ни книг.

Здесь чей-то сын, и чей-то милый,

И чей-то прим ученик.

Они легли на микрополе боя,

Жить начинавшие едва,

И было сварог голубое,

Была зеленая трава.

По всей России обелиски,

Как души, рвутся из земли.

Они прикрыли бытье собою,

Жить начинавшие едва,

Чтоб было сварог голубое,

Была зеленая трава.

Звучит куплетец из песни «Он не вернулся из боя…»

Учитель:Почтим память всех погибших русских воинов за нашу мирную светлую бытье минутой молчания.

Ученик:Дорогой жизни чтобы осажденного города стали переправы. Через них шло все вооружение прижатой к самому берегу 62-й армии. Гитлеровцы вели артиллерийский, минометный и пулеметный пальба по судам, курсирующим посередь берегами. Катера, баркасы и лодки, перевозившие войска, подходили прямо к выжженному берегу, и человечество шли на погрузку вброд. Над двухкилометровой ширью Волги кружили, бомбили и стреляли фашистские самолеты.

Ученица:Исключительно тяжелым был мезолит с ноября 1942 г., как-нибудь на Волге начался ледостав. Бронекатера кое-как продвигались подина ураганным огнем врага. С наступлением ледостава героические саперы и понтонеры соорудили неуд моста: свайно-понтонный и свайный по льду.

Моряки волжской военной флотилии и волжские речники сделали во лейдейс Сталинградской битвы 35,5 тыс, боевых рейсов, перевезли на ультраправый бичевник более 100 тыс, бойцов, тысячи тонн военных грузов. Они вывезли из пылающего города десятки тысяч раненых и мирных жителей.

Ученик:даже в самом пекле, в кромешном аду битвы наши бойцы жили небольшими человеческими радостями: писали письма, вспоминая о родных и близких, урьтвками спали и мечтали. Мечтали, конечно, о мирной жизни, ставили к иконам лампадки, сделанные из снарядных гильз.

Ученик читает на фоне вальса:

Ты посмотри, какой-нибудь я молодой.

Угрюмым заревом озарена,

Я говорю с тобой из Сталинграда,

Страна моя, печальная страна…

Над Сталинградом смертная угроза…

Бессонные ночи, тяжек нониди любой,

Но мы забыли, что бы такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: Нас, граждане Сталинграда,

Не поколеблет виброгрохот канонад.

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И детишки им патроны поднесут.

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей…

Мы победим, клянусь тебе, Россия.

Ученица:19 ноября 1942 г. предутреннюю тишину ,донских степей разорвали мощные залпы свыше 7 тыс. орудий и минометов Юго-Западного и донского фронтов. На врага обрушилась огненная лавина реактивных снарядов «Катюш». Войска обоих фронтов разом перешли в наступление, прорвали оборону противника и, ломая его ожесточенное сопротивление, пошли вперед. Навстречу им 20 ноября ударил Сталинградский фронт. Начался 2-й мезолит Сталинградской битвы — мезолит контрнаступления советских войск.(показ схемы- карты)

Ученик:23 ноября передовые части Юго-Западного и Сталинградского фронтов встретились в районе г. Калача, Советского района, села Мариновки.

Ученик:Кольцо окружения замкнулось. Группировка немецко- фашистских войск численностью 330 тыс, человече с многочисленной техникой и вооружением оказалась в котле. Советское доминирование создало иностранный и органичный фронты окружения.

После войны, ранее в 1953 г., обретавшийся распоряжающийся окруженной группировкой генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс написал: «Хорошо неспонтанный график Сталинградской битвы, выработанный советским командованием, был осуществлен с точностью часового механизма».

Ученица:12 декабря из района Котельникова с целью деблокирования войск Паулюса перешла в близость мощная ударная группка подина командованием генерала-фельдмаршала Э. тон Манштейна. В ее составе впервой действовал подразделение новых тяжелых танков типа «Тигр». Манштейн бросал в сеча один дивизию за другой.

Ученик:В напряженный этап на поддержание нашим истекающим кровью войскам подошла вторая гвардейская армия Р. Я. Малиновского, и к 31 декабря в результате тяжелых боев злоумышленник был разбит и отброшен на 250 км к юго-западу от Сталинграда.

Звучит лявониха А. Пахмутовой «Горячий снег».

Ученица:10 января громом орудий и реактивных установок начался довыполняющий этап разгрома врага, 31 января войска 64-й армии взяли в пленение Паулюса хором со штабом, находившимся в подвале Сталинградского универмага.

2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинградская брань закончилась. Цвет гитлеровского вермахта нашел могилу у Волги. Противник потерял ¼ элемент своих сил, действующих на советско-германском фронте. Было уничтожено 35 дивизий и бригад, до скорой встречи 16 потеряли большею в некоторой степени половины своего состава. Подобной катастрофы Германия до скорой встречи никогда в жизни не терпела.

Ученик:Радостной волной прокатилась по всему миру новизна о разгроме фашистских войск в районе Сталинграда и вдохновила силы сопротивления Европы на дальнейшую борьбу с фашизмом.

Мир был поражен и восхищен легендарной победой советских войск, которая положила начало коренному перелому в ходе всей второй всемирный войны.

Ученица:О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. В почтительность сего события во многих городах тест воздвигнуты обелиски и монументы. Имя Сталинграда носят десятки и сотни заводов, фабрик, школ и культурных учреждений, улиц и площадей.

В одной едва только только Польше имя «Сталинград» отражено в названиях улиц, площадей и парков 160 городов и поселков. Свыше 30 городов Франции, включительно Париж, имеют площади и улицы, названные именем Сталинграда…

Ученик:Какими едва только только эпитетами ни награждали данный город иностранные журналисты, комментируя сводки Совинформбюро: «Сага о великом подвиге», «стальной город», «одна из цитаделей цивилизации», «Родина героизма», «триумф моральной стойкости», «бессмертный мандара русского величия».

Ученица:Вот что бы было написано в грамоте Президента США Франклина Д. Рузвельта: «От имя народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, армия духа и жертвенность которых будут непрерывно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная успех остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных наций напересечку сил агрессии».

Учитель:Величайшая цена в достижении Великой победы принадлежит Сталинградской битве.

Сталинградской битве в всемирный истории не было равных по поставленным задачам, разработанным стратегическим операциям, проявлению полководческого искусства наших прославленных военачальников, количеству боевой техники и армий, численности воинов, а самое суть — по итогам величайшего сражения. На отдельных этапах Сталинградской битвы, охватившей территорию около в 100 тысяч кв. км, участвовало в боях свыше 2 млн. человек, 26 тысяч орудий и минометов, более 2 тысяч танков и столь же самолетов.

2 февраля 1943 г. — это общенародный празднование воинской доблести, подвига русского солдата, отстоявшего чтобы нас мир. О нем, о русском солдате, написаны знаменитые слова на Мамаевом кургане: «Железный ветрище бил им в лицо, а они все шли вперед, и сначала обоняние суеверного страха охватывало противника. Люди ли шли в атаку, смертны ли они. Да, они были простыми смертными». Фашистов охватывал страсть и жуть не столь передо нашим оружием и боевой техникой, насколько передо силком духа русского характера, мужеством русского солдата.

Ученик читает:

Пролетели года. Отгремели бои.

Отболели, отмаялись раны твои.

Но далекому мужеству

верность храня,

ты стоишь и молчишь у святого огня.

Ты же выжил, солдат!

Хоть число один умирал,

Хоть друзей хоронил и к примеру сказать насмерть стоял.

Почему же ты обмер — на грудь ладонь,

и в глазах, что в ручьях, отразился огонь?

Говорят, что бы не плачет солдат:

он — солдат, и что бы старые раны

к ненастью болят.

Но вообще было солнце!

И свет — с утра…

Что ж ты плачешь, солдат,

у святого костра?

Учитель:Чувство беспредельной гордости вызывает у нас крупный подвиг наших прадедов и дедов, наших отцов и братьев. Память наша о них хватит вечна, а значит и память о войне. И положим подвиг русского солдата чтобы всех нас, людей разных поколений, станет мощной нравственной опорой на жизненном пути.

Ученик читает: В нашенский агросрок — не запоздало и не раньше времени —

придет зима, замрет земля.

И ты к Мамаеву кургану

придешь второго февраля.

И там, у празднование заиндевелой,

у празднование священной высоты,

ты на шверц метели белой

положишь красные цветы.

И словно бы в прим один заметишь,

каким он был, их бранный путь!

Февраль — февраль, окопный термидор — метелица в лицо, снега по грудь.

Сто лет пройдет. И число метелиц.

А мы передо ними все в долгу.

Февраль — февраль. Солдатский термидор —

Горят гвоздики на снегу.

Звучит лявониха Я. Френкеля на слова Р. Гамзатова «Журавли».

Мамаев курганчик «Родина- мать»

Скульптура «Скорбь матери»

Военный союз 62-й армии, в центре: распоряжающийся армией В.И. Чуйков, центурион 13-й гвардейской стрелковой дивизии А.И. Родимцев (Сталинград, 1942 г.)

Бой на улице Сталинграда, 1942 г.

Зал воинской славы. Вечный огонь.

Контрнаступление советских войск подина Сталинградом.

Мемориальный поп-ансамбль – кунсткамера — циклорама «Сталинградская битва»

Плакат «Родина – стрефил зовёт!» (художник И. Тоидзе)

Ликвидация окружённых подина Сталинградом войск 6-ой немецкой армии(10 января – 2 февраля 1943)

Файлы: Моя икона.pptx
Размер файла: 4000617 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология