Автор конспекта:
Автор(ы): — Никифорова Елена Юрьевна

Место работы, должность: — Учитель начальных классов МОУ «Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинсого»

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Цель:освоить круг доступной детской литературы по теме.

Задачи:1) систематизировать знания детей о книгах на тему;

2) совершенствовать умение самостоятельно работать с книгой по плану; подбирать материал по заданной теме; анализировать прочитанное;

3) развивать речь, умение рассказывать о прочитанном по плану;

4) воспитывать интерес и бережное отношение к книге, любовь к животным, доброту и отзывчивость.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 27

Используемые учебники и учебные пособия: —

Отрывок из книги Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Книги по теме

Используемое оборудование: —

Выставка книг по теме, тематическая поделка, цветик-семицветик, жетоны, детские творческие работы

Краткое описание: — Конспект урока внеклассного чтения Урок — путешествие в город Отзывчивости и Доброты вместе с героями книг.

Ход урока.

I.Организация класса.

II. Работа с выставкой. . Сообщение темы и цели.

– Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об отношениях человека и живой природы.

– Назовите тему нашего урока.

– Из какой книги эти строки?

– Это моя любимая книга, её можно перечитывать снова и снова. В ней автор обращается к детям и взрослым, ко всем, кто хочет задуматься над жизнью и попытаться понять, что же в ней имеет настоящую ценность.

– Как вы понимаете эти слова: «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил?»

(Приручить на языке французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери значит сильно привязаться к кому-то, испытать к другому существу нежность, любовь, чувство ответственности за его судьбу.)

– А только ли об отношении человека к животным говорил автор? Вот на этот вопрос вы постараетесь ответить в конце урока.

– Сегодня мы совершим удивительное путешествие вместе с героями книг, которые представлены на нашей выставке, в город Отзывчивости и Доброты.

III. Путешествие по станциям.

1 остановка. Проспект Доброты. (Отчёт учащихся о самостоятельном чтении.)

– Какие книги вы готовили к уроку?

– Поделитесь своими мыслями, чувствами.

Отзывы о книгах: Л. Ник.Андреев «Кусака»

Е.И.Чарушин «Верный Трой»

В.В.Чаплина «Лесная кормушка»

Комментарий ответа: 1 Правильно представил книгу.

2. Правильно назвал автора, название, издательство.

3. Интересно рассказал о книге. (Мне понравилась в твоём отзыве мысль о том, что…

4. Удачно подобрал отрывок, выразительно прочитал.

Оценка.

Итог. Нельзя остаться равнодушным, читая книги о живой природе. Эти книги учат нас быть добрее, нести ответственность за наших любимцев.

2.– Я прочитаю вам небольшой отрывок. Узнайте, из какого произведения и кто из героев говорит эти слова.

«Мне давно было известно, что ты добрый мальчик; но третьего дня ты оказал великую услугу моему народу и за это заслуживаешь награду. Мой главный министр донёс мне, что ты спас его от неизбежной и жестокой смерти». (Король из сказки.)

– Правильно! Эти слова сказал король из сказки Антония Погорельского «Чёрная курица или подземные жители». Её автор написал для своего племянника Алёши, который впоследствии стал известным поэтом и писателем Алексеем Константиновичем Толстым.

Итак, мы с Сашей вас приглашаем в сказку. (Обратить внимание на поделку.) Это следующая остановка. В гостях у подземных жителей.

– Кто читал эту сказку?

– Кто хочет поделиться отзывом о произведении?

Отзыв о сказке.

Комментарий. Оценка.

(Мысль о том, что нельзя предавать друзей.

Обобщения в виде пословиц.)

Демонстрация поделки. Чтение отрывка.

Комментарий. Оценка.

– Ты изготовил замечательную поделку к произведению, проявил свои творческие способности. Удачно выбрал отрывок и выразительно его прочитал. Оценка «5».

Почему эта книга оказалась на выставке?

– А подходит ли эта книга к теме урока?

Итог: А.Погорельский заставляет задуматься о лени, тщеславии, неумении хранить чужую тайну, о невольном предательстве, которое оборачивается непоправимой бедой для многих людей.

3.–Наша следующая остановка: домашнее задание.

Ребята по творческим группам готовили домашнее задание.

(1 группа: литературную викторину.

2 группа: статьи из книги рекордов Гиннеса.)

– Пожалуйста, ребята, первой творческой группы.

Выступление детей:

а)– Предлагаем вам литературную викторину. Мы будем читать отрывки из произведений. Вы должны узнать произведение, назвать автора. А поможет нам цветик-семицветик. За правильные ответы мы будем давать жетоны.

– Ребята! А как вы думаете, почему наша группа подобрала именно эти произведения?

(Эти произведения о преданности, об ответственности за тех, кого приручили.)

Встаньте, кто получил жетоны. Вы, ребята, лучшие знатоки книг на тему. Молодцы!

Итог: Ребята готовились, провели интересную викторину, выразительно читали отрывки к произведениям. Спасибо за выступление. Я думаю, что всем можно поставить оценку «5». Вы со мной согласны?

б) – Пожалуйста представители второй творческой группы.

Выступление детей.

– Собака, как известно, друг человека, древний и верный. Может быть, поэтому в известной книге рекордов Гиннеса, где собраны разнообразные рекорды, не забыты и собаки.

Мы создали информационную книгу «Собаки самые-пресамые», хотели показать насколько умны, преданны домашние животные. Они могут пожертвовать своей жизнью ради нас. В Париже находится памятник сенбернару по кличке Барри, который спас более 40 человек.

– Эти интересные сведения мы взяли из книги «Собаки. Энциклопедия» и журнала «Муравейник».

Итог: Ребята создали замечательную информационную книгу о наших домашних питомцах. Молодцы!

Поднимите руку те ребята, которые работали над созданием книги.

Я думаю, что вам можно поставить оценку «5». Вы со мной согласны?

4 остановка. В гостях у четвероногих друзей.

– Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку или другое домашнее животное. И неудивительно, ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг.

Но бывает и так… Завёл человек собаку или кошку, а она требует внимания, заботы. Надоели человеку эти заботы и выбросил он животное на улицу, предал друга.

Послушаем стихотворение, которое к уроку приготовила…

(Асадов «Стихи о рыжей дворняге»)

– Кого взволновало это стихотворение? А почему?

Оценка. Нельзя не восхититься преданностью простой рыжей дворняги, у которой действительно «сердце – чистейшей породы».

Ты так выразительно прочитала стихотворение, передала чувства, что просто слёзы наворачивались на глаза. Спасибо. Оценка «5».

– Живое существо не игрушка. Нельзя поиграть с ним, пока тебе хочется, и отложить в сторону, забыть о нём. Те, кого мы любим, требуют заботы и внимания.

Я порадовалась, что в нашем классе ребята любят, заботятся о своих домашних животных.

Когда я читала ваши сочинения о четвероногих друзьях, у меня замирало сердце, с какой любовью, нежностью вы говорили о том, что заботитесь о своих питомцах, любите их, переживаете за них.

Зачитываю выдержки из сочинений.

– А Катя создала свой журнал «Собачьи радости». Представь его, пожалуйста.

Итог: ты создала очень интересный познавательный журнал о собаках.

Особенно интересны сведения про твою собаку. Оценка.

– Регина приготовила для вас сюрприз.

Презентация «Соседи по планете».

Итог: ты отобрала замечательный материал о наших соседях по планете, интересно представила свою работу. Оценка.

5 остановка. В гостях у Маленького принца.

– О каком Маленьком принце я сейчас говорю?

– Кто хочет представить книгу о Маленьком принце?

Отзыв о книге.

Комментарий. Оценка.

– Перед вами глава из сказки. Найдите секрет, который раскрыл Лис Маленькому принцу. Подчеркните эти строки карандашом.

(Чтение про себя.)

– Какой секрет раскрыл Лис Маленькому принцу?

Зорко одно лишь сердце.

Самого главного глазами не увидишь.

Ты всегда в ответе за всех, кого приручил.

IV. Итог.

– Эти слова могут стать девизом жизни, они стали крылатыми выражениями. В начале урока я вам задала вопрос: только ли об отношении человека к животным говорил автор? Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас.

– Это можно отнести и к человеческим отношениям. Надо быть верным, преданным другом, заботиться о своих близких, о тех, кого мы любим.

Постарайтесь никогда не забывать слова Антуана де Сент-Экзюпери «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».

– Наше путешествие подошло к концу.

V. Домашнее задание.

– Сегодня на уроке мы с вами говорили об отношении человека к животным. Но в книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» есть замечательные слова «…трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который лучится в нём, словно пламя светильника, даже когда он спит… И я понял, что он ещё более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить…» Эти слова и вопросы для размышления я повесила в уголке внеклассного чтения. Подумайте, что они обозначают. Это тема нашего следующего урока. (Беречь дружбу, добрые отношения между людьми.)

Спасибо вам за урок!

Список литературы в уголке любителей чтения.

Файлы: приложение.ppt
Размер файла: 1868800 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология