Автор конспекта:
Регион: — Республика Карелия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 1 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Краткое описание: — УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 1 КЛАСС
Урок обучения грамоте
Тема: Понятие «ударение». Ударные и безударные гласные
Класс: 1
Тип урока: изучение нового материала
Система обучения: развивающая система Л.В.Занкова
Цели:
-дать понятие «ударение», формировать умения определять ударные и безударные гласные
-развивать речь: обогащать и усложнять словарный запас; мышление : уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, развитие творческих способностей учащихся;
- создавать творческую эмоциональную обстановку, формировать нравственные качества.
Оборудование:
«Азбука» авт. Н.В. Нечаева
Таблички с буквами М,Л
Разрезанные буквы
Мультимедийный проектор
Ноутбук
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Орг. момент
Слайд 1
-Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, друг другу и нашим гостям, ведь улыбки располагают к приятному общению.
Хочется надеяться, что хорошее настроение сохранится у вас в течение всего дня.
2.Повторение пройденного
-С какими буквами познакомились на прошлом уроке?
-Л,М
-Какие звуки обозначают эти буквы?
-[л],[л],[м],[м]
-Назовите предметы в классе, в названиях которых есть звуки [л],[л],[м],[м]
Если дети назовут слово «лампа», то предложить им выполнить звуковую схему слова. Если слово не называют. То загадать им загадку.
Загадка про лампу
Привела я солнце
За свое оконце,
К потолку повесила,
Стало дома весело.
-Стол, стул, мебель, жалюзи, лампа, компьютер, умывальник, пол и др.
Выполните на парте схему слова ЛАМПА в парах
Проверка на слайде (слайд 3)
Работают в парах.
Дыхательная гимнастика
. . . . . . . . .
а уу ООО ии ыыыыы
Хором выполняют гимнастику стоя, дети по одному дирижируют.
— Чтение слогов и слов с данными буквами с доски по столбикам
ум ма ла му
ал мама лама мул
Читают слоги и слова с доски
-Девочки, прочитайте слоги и слова, где одна гласная буква
Девочки хором читают:
ум ма ла му
ал мул
-Мальчики, прочитайте хором слова, где 2 гласных буквы.
Мальчики хором читают:
Мама лама
Чтение по цепочке
Читают по цепочке
Чтение весёлых стихов С.Я. Маршака ( в «Азбуке»стр.24)
Сколько раз встретилась буква Л?
Буква М?
Дети читают стихотворение.
Слайд 4
А знаете ли вы, почему медведя так назвали?
-Что любит медведь?
Медведь –ведающий (знающий), где мёд.
Какой медведь в жизни?
-А в сказках?
В сказках медведь косолапый, неуклюжий, да ,пожалуй, ещё глуповатый –обмануть его, простака, ничего не стоит. Но на самом деле это умный, ловкий, быстрый очень сильный, хитрый зверь.
-что можете рассказать про льва?
-Мёд.
-Большой, хищник и т.д.
Физминутка
Наш Мишутка потянулся,
Раз –нагнулся, два –нагнулся.
Лапы в стороны развёл-
видно мёду не нашёл.
Мишка в улей влез и вот
Каплет с лапы сладкий мёд:
Кап!Кап!Кап!Кап!
Вариативное задание
Работа в группах:
На какие две группы вы поделите все буквы?
М л о Ус а в г ё З
Варианты ответов:
-Большие, маленькие
-Заглавные, строчные
-Печатные, письменные
2. Работа над новым материалом
Чтение с доски предложений со стр. 24
Жужжащее чтение.
Чтение вслух по-одному.
-Что заметили?
-Почему в одном случае Мила с большой буквы, а мила с маленькой?
-Есть одинаковые слова: Мила, мила.
-Чем ещё отличаются эти слова?
-Ударение падает на разные буквы.
Вот такой знак над буквами называется ударением.
( показать знак ударения)
-Что такое ударение?
-Выделение голосом звука, произношение звука с особой силой.
Вот я ударила в колокольчик. Что вы услышали?
-Что он вам сообщает? О чём сигнализирует?
-Но ударить можно и голосом.
Ударить звук голосом – значит произнести его не так, как другие звуки в слове, а с большей силой.
-Зачем нужно ударение в словах?
-Прочитайте слова
ламА лУна
зАмок замОк
-Что заметили?
Об этом мы продолжим разговор на следующем уроке.
-Звон.
-Конец или начало урока.
-Чтобы правильно произносить слова.
-Нет таких слов.
-Неправильное ударение.
Вывод: в некоторых случаях неправильное ударение разрушает слова, а в некоторых случаях –образует новое слово.
-Какие звуки ударные: гласные или согласные?
-Гласные.
-Во всех ли словах стоит ударение? Как вы думаете , почему?
-Там, где в слове один гласный ударение не ставится
-Как вы думаете, а в русском языке в слове , где несколько гласных , какой звук будет ударным?
Вывод: в русском языке ударение может быть на любом гласном звуке. Вот например, в финском языке ударение падает только на первый гласный.
-Ударение может быть на любом гласном.
— А как же звук ударный в слове определить?
-Попробуйте произнести слово Оля, деля его на части
.-Какой звук ударный?
Я помогу вам и открою два секрета.
Первый секрет- «кричальный»:
Слово произносим быстро три раза, на четвёртый –выкрикиваем в нём ударный звук. Вот так: Оля, Оля, Оля –Оля!- Давайте таким образом определим ударение в словах: машина, лошадь, чашка, мышка.
Второй секрет:-«просительный». Нужно не кричать, а просто попросить предмет или позвать его
Позовите: Оля, Олег, арбуз, книга.
-Ударный звук определить трудно.
Поиграем в игру.
От каждого ряда по два человека.
Они выйдут из класса, а каждый ряд будет звать.
По два человека от ряда выходят за дверь, а остальные их зовут.
Вернёмся к слову ЛАМПА.
В тетрадках для печатания нарисуйте схему слова. Вставьте гласные буквы и поставьте ударение
На слайде проверка (слайд 5)
Печатают в тетрадях.
Работа в группах:
Составьте буквы
Дети составляют разрезанные буквы:м,о,л,о,д,ц.ы.
7 групп
-Составьте слово из данных букв.
Проверка на слайде (слайд 6)
Дети составляют слово МОЛОДЦЫ.
Слайд 7
Кто такие мОлодцы?
Вы мОлодцы или молодцЫ?
А теперь давайте посвятим ударению стихотворение
Ударный звук, ударный звук,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Мы в слове звук ударный
Найдем .
А когда его найдем,
Громче всех произнесем!
Дети дают различные ответы Например:
-Молодец –сильный и смелый молодой герой, храбрец.
Дети хором
:-МолодцЫ!
3. Рефлексия
-О чём мы сегодня на уроке говорили?
-С каким настроением вы заканчиваете урок?
-Что больше всего запомнилось?
-Какие задания возьмём на следующий урок?
Файлы: План профильной смены Мой родной язык-русский.docx
Размер файла: 42476 байт.