Автор конспекта:
Регион: — Республика Карелия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Краткое описание: — УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 1 КЛАСС

Урок обучения грамоте

Тема: Понятие «ударение». Ударные и безударные гласные

Класс: 1

Тип урока: изучение нового материала

Система обучения: развивающая система Л.В.Занкова

Цели:

-дать понятие «ударение», формировать умения определять ударные и безударные гласные

-развивать речь: обогащать и усложнять словарный запас; мышление : уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, развитие творческих способностей учащихся;

- создавать творческую эмоциональную обстановку, формировать нравственные качества.

Оборудование:

«Азбука» авт. Н.В. Нечаева

Таблички с буквами М,Л

Разрезанные буквы

Мультимедийный проектор

Ноутбук

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Орг. момент

Слайд 1

-Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, друг другу и нашим гостям, ведь улыбки располагают к приятному общению.

Хочется надеяться, что хорошее настроение сохранится у вас в течение всего дня.

2.Повторение пройденного

-С какими буквами познакомились на прошлом уроке?

-Л,М

-Какие звуки обозначают эти буквы?

-[л],[л],[м],[м]

-Назовите предметы в классе, в названиях которых есть звуки [л],[л],[м],[м]

Если дети назовут слово «лампа», то предложить им выполнить звуковую схему слова. Если слово не называют. То загадать им загадку.

Загадка про лампу

Привела я солнце

За свое оконце,

К потолку повесила,

Стало дома весело.

-Стол, стул, мебель, жалюзи, лампа, компьютер, умывальник, пол и др.

Выполните на парте схему слова ЛАМПА в парах

Проверка на слайде (слайд 3)

Работают в парах.

Дыхательная гимнастика

. . . . . . . . .

а уу ООО ии ыыыыы

Хором выполняют гимнастику стоя, дети по одному дирижируют.

— Чтение слогов и слов с данными буквами с доски по столбикам

ум ма ла му

ал мама лама мул

Читают слоги и слова с доски

-Девочки, прочитайте слоги и слова, где одна гласная буква

Девочки хором читают:

ум ма ла му

ал мул

-Мальчики, прочитайте хором слова, где 2 гласных буквы.

Мальчики хором читают:

Мама лама

Чтение по цепочке

Читают по цепочке

Чтение весёлых стихов С.Я. Маршака ( в «Азбуке»стр.24)

Сколько раз встретилась буква Л?

Буква М?

Дети читают стихотворение.

Слайд 4

А знаете ли вы, почему медведя так назвали?

-Что любит медведь?

Медведь –ведающий (знающий), где мёд.

Какой медведь в жизни?

-А в сказках?

В сказках медведь косолапый, неуклюжий, да ,пожалуй, ещё глуповатый –обмануть его, простака, ничего не стоит. Но на самом деле это умный, ловкий, быстрый очень сильный, хитрый зверь.

-что можете рассказать про льва?

-Мёд.

-Большой, хищник и т.д.

Физминутка

Наш Мишутка потянулся,

Раз –нагнулся, два –нагнулся.

Лапы в стороны развёл-

видно мёду не нашёл.

Мишка в улей влез и вот

Каплет с лапы сладкий мёд:

Кап!Кап!Кап!Кап!

Вариативное задание

Работа в группах:

На какие две группы вы поделите все буквы?

М л о Ус а в г ё З

Варианты ответов:

-Большие, маленькие

-Заглавные, строчные

-Печатные, письменные

2. Работа над новым материалом

Чтение с доски предложений со стр. 24

Жужжащее чтение.

Чтение вслух по-одному.

-Что заметили?

-Почему в одном случае Мила с большой буквы, а мила с маленькой?

-Есть одинаковые слова: Мила, мила.

-Чем ещё отличаются эти слова?

-Ударение падает на разные буквы.

Вот такой знак над буквами называется ударением.

( показать знак ударения)

-Что такое ударение?

-Выделение голосом звука, произношение звука с особой силой.

Вот я ударила в колокольчик. Что вы услышали?

-Что он вам сообщает? О чём сигнализирует?

-Но ударить можно и голосом.

Ударить звук голосом – значит произнести его не так, как другие звуки в слове, а с большей силой.

-Зачем нужно ударение в словах?

-Прочитайте слова

ламА лУна

зАмок замОк

-Что заметили?

Об этом мы продолжим разговор на следующем уроке.

-Звон.

-Конец или начало урока.

-Чтобы правильно произносить слова.

-Нет таких слов.

-Неправильное ударение.

Вывод: в некоторых случаях неправильное ударение разрушает слова, а в некоторых случаях –образует новое слово.

-Какие звуки ударные: гласные или согласные?

-Гласные.

-Во всех ли словах стоит ударение? Как вы думаете , почему?

-Там, где в слове один гласный ударение не ставится

-Как вы думаете, а в русском языке в слове , где несколько гласных , какой звук будет ударным?

Вывод: в русском языке ударение может быть на любом гласном звуке. Вот например, в финском языке ударение падает только на первый гласный.

-Ударение может быть на любом гласном.

— А как же звук ударный в слове определить?

-Попробуйте произнести слово Оля, деля его на части

.-Какой звук ударный?

Я помогу вам и открою два секрета.

Первый секрет- «кричальный»:

Слово произносим быстро три раза, на четвёртый –выкрикиваем в нём ударный звук. Вот так: Оля, Оля, Оля –Оля!- Давайте таким образом определим ударение в словах: машина, лошадь, чашка, мышка.

Второй секрет:-«просительный». Нужно не кричать, а просто попросить предмет или позвать его

Позовите: Оля, Олег, арбуз, книга.

-Ударный звук определить трудно.

Поиграем в игру.

От каждого ряда по два человека.

Они выйдут из класса, а каждый ряд будет звать.

По два человека от ряда выходят за дверь, а остальные их зовут.

Вернёмся к слову ЛАМПА.

В тетрадках для печатания нарисуйте схему слова. Вставьте гласные буквы и поставьте ударение

На слайде проверка (слайд 5)

Печатают в тетрадях.

Работа в группах:

Составьте буквы

Дети составляют разрезанные буквы:м,о,л,о,д,ц.ы.

7 групп

-Составьте слово из данных букв.

Проверка на слайде (слайд 6)

Дети составляют слово МОЛОДЦЫ.

Слайд 7

Кто такие мОлодцы?

Вы мОлодцы или молодцЫ?

А теперь давайте посвятим ударению стихотворение

Ударный звук, ударный звук,

Он назван так недаром.

Эй, невидимка – молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Мы в слове звук ударный

Найдем .

А когда его найдем,

Громче всех произнесем!

Дети дают различные ответы Например:

-Молодец –сильный и смелый молодой герой, храбрец.

Дети хором

:-МолодцЫ!

3. Рефлексия

-О чём мы сегодня на уроке говорили?

-С каким настроением вы заканчиваете урок?

-Что больше всего запомнилось?

-Какие задания возьмём на следующий урок?

Файлы: План профильной смены Мой родной язык-русский.docx
Размер файла: 42476 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология