Автор конспекта:
Автор(ы): — Дюдяева Ольга Александровна
Место работы, должность: — учитель химии МОУ «СОШ № 18″
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Химия
Цель урока: — изучить характерные свойства солей угольной кислоты и их значение в природе и жизни человека. Ознакомить учащихся с жесткостью воды и способами её устранения. -развивать умения наблюдать за протеканием химических реакций; -воспитание личностных качеств: внимательности, усидчивости, уверенности в своих силах; -прививать интерес к предмету.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
О.С. Габриелян Химия 9
Краткое описание: — Урок проводится в 9 классе с применением ИКТ и фрагмента фильма "Соприкоснись с неизвестностью"
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Расскажи и я не забуду,
Покажи — и я запомню,
Дай попробовать — и я пойму.
Китайская пословица
II.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Тема урока « Угольная кислота и её соли»
Сегодня на уроке: приведём в систему знания о солях угольной кислоты и их значении в природе и жизни человека.
III.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
-назовите элемент IV группы главной подгруппы
-какую степень окисления имеет атом углерода, изобразите на числовом луче
-назовите аллотропные модификации атома углерода и их особенности
-сравните угарный и углекислый газы
-напишите уравнения химическихреакций.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Проблемный вопрос.
-Как можно получить угольную кислоту?
Дайте характеристику кислоте по плану.
-Сравните свойства соляной и угольной кислот
-сравните окраску двух кислот припомощи индикатора
Учитель: при стоянии раствора, угольная кислота разлагается, раствор становится нейтральным, поэтому индикатор меняет окраску.
Не только слабые кислоты могут быть неустойчивыми, но и сильные.
-Какие это кислоты?
-Что известно о солях угольной угольной кислоты?
СОЛИ
Карбонаты Гидрокарбонаты
Na2CO3 NaHCO3
Презентация учащихся: « Кальцинированная и пищевая сода.
Изучение химических свойств на основе химического эксперимента
1. Все карбонаты разлагаются
MgCO3— MgO+CO2
NH4 HCO3 –NH3 + CO2 +H2 O
Инструктаж по охране труда
2.Качественные реакции по распознаванию карбонатов
CaCO3 +2 HCl= CaCl2 +CO2 +H2O
Na2CO3 +2 HCl= 2NaCl +CO2 +H2O
— При добавлении в обе пробирки соляной кислоты, выделяется углекислый газ. Почему?
Углекислый газ не поддерживает горение.
Вывод: Для обнаружения карбонат –иона СО3 надо использовать кислоты более сильные , чем угольная.
3.Из карбонатов получают гидрокарбонаты (и обратно)
СаСО3 +СО2 +Н2 О=Са(НСО3)2
— В природе в результатеданной реакции формируются в пещерах свисающие причудливые сталактиты и сталагмиты.
— Просмотр фрагмента фильма « Соприкоснись с вечностью»
— — Какой особенностью обладают данные пещеры, где есть сталактиты и сталагмиты?
— V.ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
— Осуществите цепочку превращений
(Работа у доски)
Ca(OH)2—CaCO3—Ca(HCO3)2—CaCO3
— Проблемный вопрос:
-Откуда в воде появляются ионы магния и кальция???
-Что произойдёт с минералами, содержащими карбонаты кальция и магния, при воздействии на них воды, содержащий углекислый газ?
Презентация «Жёсткость воды»
— VI. ИТОГ УРОКА
— — какие соли угольной кислоты , вы знаете?
-какое значение играют соли угольной кислоты в природе и жизни человека?
Каким способом можно устранить жесткость воды?
VII. Домашнее задание. Оценки
Параграф 30, вопрос 6; по выбору буклет или презентация « Соединения атома углерода».
—
Файлы: Неподражаемый, бессмертный Ломоносов».ppt
Размер файла: 551424 байт.