Автор конспекта:
Регион: — Пензенская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Математика

Цель урока: —

Воспитательные цели:

  • создание условия для воспитания навыков самостоятельной деятельности учащихся;
  • воспитание эстетические качества, умение общаться;
  • воспитание ответственности, самостоятельности, сплочённости, чувства коллективизма.

Развивающие цели:

· способствование развитию интереса к математике, активации мыслительной деятельности;

· развитие творческого мышления, математической и логической речи учащихся;

· развитие любознательности и внимания;

· развитие познавательного интереса учащихся;

Обучающие цели:

  • повторение теоретического материала по данному разделу,
  • способствовать формированию знаний по пройденной теме,
  • закрепление алгоритма умножения десятичных дробей

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемое оборудование: —

компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Краткое описание: — Арифметические действия с десятичными дробями: сложение, вычитание, умножение и деление на натуральное число.

I. Вступительное слово учителя. Сл 1,2

Учитель: Начать урок мне хотелось бы со старой притчи: голодный и оборванный человек подошёл к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: “Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю”. Человек огляделся, вздохнул, нашёл невод и, недоумевая, понёс к морю. Рыбак пошёл следом за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек грёб сначала неумело, а затем лучше и лучше и, наконец, сам привёл лодку к месту, где ему предложили остановиться. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток, и они вместе разожгли костёр. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: “Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать всё это?” Рыбак немного помолчал, а потом ответил: “В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь”.

— В чём смысл этой притчи? Какое отношение она может иметь к нашему уроку?

Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.

— Вот и мы с вами будем добывать знания сами.

II. Устно

Тема нашего урока « Умножение десятичных дробей» Сл 3

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку возьмём слова древнегреческого политического деятеля, оратора и писателя Марка Туллия Цицерона « Без знания дробей никто не может признаваться сведующим в математике».

На уроке каждый из вас, ребята, должен показать своё умение выполнять различные арифметические действия с десятичными дробями.

Большие заслуги в развитии учения о десятичных дробях принадлежат Джеймшиду ал — Каши (XVв., древняя Азия). В 1427г. в книге «Ключ к арифметике» он описал систему десятичных дробей. Сл.4

В Европе учение о десятичных дробях первым изложил голландский математик и инженер, посвятивший этому вопросу труд под названием «Десятина» (1585г.). Он описал дроби не так, как это делают теперь. — голландский математик Симон Стивен.

Запятая в записи десятичных дробей впервые появилась в 1617г. в трудах Непера.Сл 5

Учитель: Задание: на столах у каждого ученика таблица. Угадайте секрет (особенность, закономерность) составления таблицы. Обсудите в группе ваши предположения.Сл 6

Самоконструкция и социоконструкция (индивидуально и в группе).

Социализация (сообщение результатов групп).

2,42

0,04

2,7

0,3

10,6

1,1

2,42

0,04

2,7

0,3

1,1

0,2

4,84

0,9

21,2

0,4

Таблица на сложение. Первая строчка – 1 слагаемое, вторая строчка – 2 слагаемое, третья строчка – сумма чисел.

2,42

0,04

2,3

4

1,6

1,1

7

2

2

3

0,3

10

1

0,2

4,84

0, 08

Таблица на умножение. Первая строчка –1 множитель, вторая строчка -2 множитель, третья строчка – произведение.

2,42

0,04

2,1

4,2

1,6

1,1

12

2

2

3

13

10

1

5

1,21

0, 02

Таблица на деление. Первая строчка –1делимоеь, вторая строчка -2 делитель, третья строчка – частное.

Учитель: Какие закономерности вы заметили в таблицах? На какие арифметические действия они составлены? Кто заполнит эти таблицы до конца?

Учитель: При выполнении действий над десятичными дробями появились следующие картины. Что они означают? Сл. 7

Учитель: Давайте повторим правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей на натуральное число.

Вывод: вычитание, сложение десятичных дробей, а так же умножение их на натуральное число похоже на умножение, сложение и вычитание натуральных чисел.Сл.8,9

Учитель: Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить, нельзя помиловать” и “Казнить нельзя, помиловать”. Сл.10

В математике также от положения запятой зависит верно или неверно равенство.

1. Найдите ошибку и объясните её. С.11

а) 35,47 • 12 = 42,564;
б) 123,2 • 20 = 2,4640;
в) 13 • 30,2 = 39,26.

2.Найдите потерянную запятую.

а) 3,1 • 12 = 372;
б) 1,25 • 14 = 10750;
в) 15 • 0,23 = 345.

III. Объяснение нового материала.

Решим задачу. Найти площадь прямоугольника, стороны, которого 2,7см и 3,1см. Сл. 12

Решение:

S= a´b или S=3,1см´2,7см

Учитель: Делать это мы не умеем, но попробуем это сделать.

Можно ли перейти к умножению натуральных чисел?

Что для этого необходимо сделать?

Предполагаемый ответ: Перейти сначала к миллиметрам,

а затем ответ выразить снова в

сантиметрах.

3,1см´2,7см=31мм´27мм=2697мм2 = 26,97см2

Учитель: Посмотрите на начало и конец этой математической фразы.

Ребята! Сколько знаков после запятой в каждом множителе?

Сколько знаков после запятой в обоих множителях вместе?

Сколько знаков после запятой в конечном результате?

Рассмотрим еще один пример:

Найти площадь квадрата со стороной 2,04м Сл. 13

Дано:

ABCD- квадрат

а = 2,04м

————————————-

Найти: S квадрата.

Решение.

S квадрата = а2

2,042 м2 = 2,04 м ´2,04 м =

Учитель: - Можно ли перейти к умножению натуральных чисел?

— В каких более мелких единицах удобно выразить сторону

квадрата?

Предполагаемый ответ: В сантиметрах.

= 204см ´ 204см = 41616см2 =

-Полученный результат 41616см2 выразите в квадратных метрах.

= 4,1616м2

-Ребята, и снова обратите внимание на количество знаков в каждом

из множителей отдельно, затем в произведении.

-А теперь попробуйте сами сформулировать правило умножения

десятичных дробей.

ПРАВИЛО: Чтобы умножить десятичную дробь на десятичную дробь надо: Сл. 14

Не обращая внимания на запятые, выполнить умножение натуральных чисел.

В полученном результате отделить справа столько знаков, сколько их в обоих множителях вместе. Сл.15

Учитель: - Обратимся к п.36 учебника. Найдите и прочтите правило умножения десятичных дробей. Обратите внимание на случай, когда в произведении получается меньше цифр, чем надо отделить запятой.

— Сформулируйте правило умножения числа на 0,1; 0,01; 0,001

— Пользуясь этим правилом, выполним № 1364 (первая строка)

«Потерялась запятая» Сл.16

1,27 × 3,5 = 4445

12,7 × 0,35 = 4445

12,7 × 3,5 = 4445

IV .Физкультминутка. Сл.17- 24

Учитель произносит слова и показывает движения, учащиеся повторяют.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше – выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

V.Закрепление

№ 1397 (I и II столбики у доски) Сл 25

Самостоятельная работа по вариантам за ПК. (Эстафетный тест)

VI. Рефлексия, подведение итогов.

— А что же нового вы узнали сегодня на уроке?

— Довольны ли вы результатами?

— Что понравилось в работе?

— Какие трудности испытывали?

— Как их преодолевали?

— С чего бы вы предложили начать следующий урок?

VII. Домашнее задание.

П. 36 Правило. Придумайте себе домашнее задание.

(Например, придумать 3 примера на новое правило и решить их.)

Учитель: заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний. Сл 26

Да! Путь познания не гладок,

И знаем мы со школьных лет,

Загадок больше, чем разгадок,

И поискам предела нет!

Сл 27Интересное и меткое высказывание принадлежит Л. Толстому. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель — то, что он о себе думает. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.

— Ребята, предлагаю раскрасить классную доску мелками тех цветов, которые соответствуют вашему настроению на уроке. Выразите свои чувства в цвете!

Файлы: эстафетный тест 1 вариант.xls
Размер файла: 21504 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология