Автор конспекта:
Автор(ы): — Мамоненко Татьяна Анатольевна
Место работы, должность: — МОУ СОШ села имени Полины Осипенко Хабаровского края
Регион: — Хабаровский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Родной язык
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — Обучающая: научить использовать в речи слова в переносном значении; опознавать в речи синонимы, антонимы;закрепить правописание сложных существительных, Букв И-Ы после Ц, О-У после шипящих, букв Ы-И после приставок в корне; повторить строение официально-делового стиля речи; Развивающая: обобщить материал об изученных словах, развивать логическое мышление, развивать умение видеть и употреблять в речи синонимы, антонимы, слова в переносном значении Воспитывающая: воспитание любви к родному языку, воспитание бережного отношения к языку.
Тип урока: — Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
УМК под ред. Т.Ладыженской "Русский язык " 5 класс
Краткое описание: — Данная разработка урока поможет в нетрадиционной форме ( путешествие) провести первый из 4-х уроков в системе "Употребление имен существительных в речи" .
"Путешествие к острову имени Существительного"
Ход урока
1. Организационный момент
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Морфологии. Цель нашего визита — это отсров имени Существительного.Побываем в порту Фразеологизмов, Посмотрим как живут слова на горе Переносных значений. Но прежде, чем дать гудок к отплытию, нужно получить "входной билет" — назвать существительное, определить род.
Например: стол — мужской род.Я получаю входной билет и становлюсь капитаном.
2. Даю старт путешествию и прошу в "бортовом журнале" ( тетрадь) сделать запись числа и вида работы.
Совершая обход на корабле, заглянем в каюту "Игра"
Прошу в тетради записать код правильных ответов.
"Подбери пару"
1.предыстория 1.цирк
2.пол-лимона 2.прикрепление
3.прерывание 3.желудь
4.цыпленок 4.сверхинтерес
5.пригород 5.кинофестиваль
6.крыжовник 6.преступник
Ответ: 1-4, 2-5, 3-6, 4-1, 5-2, 6-3
В "бортовом журнале" запишем слова, в которых допустили ошибки.
3. Ходим-ходим мы по морю
Гавань здесь и гавань там,
Вот заходим в порт "Антоним"
О чем же слово скажет нам?
- что это за порт? Дайте определение слову "Антоним", какие это слова в русском языке? Назовите братьев ( Синоним и Омоним).
Работа в тетрадях( при возникновении трудностей воспользуемя компасом — "Словарик синонимов " в конце учебника)
горе-счастье-радость
ложь-правда-истина
зло-доброта-вежливость
старик-пенсионер
4. Пока мы с вами в гостях были к нашему теплоходу бутылка прибилась, не боитесь посмотреть что в ней?
"Внимание! Внимание!
Пассажыры тепло хода!
Убедительно вас прашу: Если у вас закружица галова от щастья или вы збились с ног, разыскивая нужный курс, извистите Кощея Бесмертного. Ваша баба Яга."
Вот задача. давайте еще раз посмотрим на это сообщение. Все ли в нем правильно? Исправьте ошибки.Определите стиль речи. Для этого воспользуйтесь нашей подсказкой: к кому? С чем? Кто?. ( фронтальная работа с классом)
Встретились мне в этой просьбе непонятные слова: кружится голова от счастья, сбились с ног — Как называются такие слова? Что такое переносное занчение слов? Приведеите примеры.
золотые руки- золотое кольцо
человек идет- дождь идет
Какой раздел науки о языке изучает устойчивые сочетания слов?
"Да и нет не говорить: ставить точку в тетрадь"
1. Битьбаклуши — переносное значение
2.ни рыба ни мясо — фразеологизм
3.ум за разум заходит — фразеологизм
4.подошва горы -переносное занчение
5.дождь уснул — фразеологизм
6.лапшу на уши вешать — преносное значение
7.обвести вокург пальца — переносное значение
8.язык пламени- фразеолгизм
9.сидть сложа руки -фразеологизм
10.забормотали травы — переносное значение
Ответ: (соединяя точки сплошной линией у ребят в тетради должна получиться "пятерка")
_1______________________|______н__________
__2________________д____|________________
__3_______________д_____|________________
__4_______________д_____|________________
__5_____________________|_____н___________
___6____________________|______н__________
___7____________________|_____н___________
___8____________________|______н__________
____9_______________д___|________________
_10________________д____|________________
—
У кого сегодня "2"? ( если есть "двойки" записать фразеологизм и составить с ним предложение)
5. Обратимся к нашеу компасу. страница 55 упражнение 139.
Запишем предложение
Они растут, как грибы после дождя. найдем слова в переносном значении или фразеологизмы.
"Возьмите на заметку"
Море разбушевалось
Тишины просит….
6. Давайте отдохнем немного и вспомним какой части речи посвящено наше путешествие?
О чем спрашивало нас море?
- употребление слов в переносном значении
-группа слов антонимов, синонимов
-правописание существительных
-для чего в нашей речи мы употребляем имена существительные в пеносном значении, синонимы, антонимы?
Ответ: Для создания образной и выразительной речи нами употребляются слова в переносном значении, антонимы, омонимы, фразеологизмы и синонимы.
7. Пришла радиограмма:
Помогите, спасите
Не могу отгадать,
Опишите скорее,
Я не буду долго ждать..
………Я игрушки не грыз,
С одеялом не играл,
И газеты я не рвал.
И не прятался в буфет
И не ел я там конфет,
И не я разлил потом
Эту чашку с молоком.
Нет не я и ругаетесь вы зря.
- о ком идет речь? (котенок)
Опишите его с помощью существительных.
Ответ: глазки как пуговки, коготочки как бритвочка, нос картошкой, ушки домиком, губки бантиком
Дома вы запишите эти выражения в тетрадь и выпоните рисунок карандашами.
8. Давайте подведем итог урока. У кого на билетиках есть слова : всего, множество, русском, языке, есть, для, слов, в, хороших. Остальные ребята помгите им выстроиться так, чтобы получилось высказывание о русском языке замечательного писателя К.Паустовского.
Ответ: Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.
Домашее задание: упражнение 129. параграф 17.
9.Отметки за работу на уроке: Пассажиры самые активные… Пассажиров самых ленивых среди нас не оказалось.
Всем спасибо за урок.
Файлы: Ачык дәрес. А.Алиш
Размер файла: 47048 байт.