Автор конспекта:
Автор(ы): — Мамоненко Татьяна Анатольевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ села имени Полины Осипенко Хабаровского края

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Родной язык
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — Обучающая: научить использовать в речи слова в переносном значении; опознавать в речи синонимы, антонимы;закрепить правописание сложных существительных, Букв И-Ы после Ц, О-У после шипящих, букв Ы-И после приставок в корне; повторить строение официально-делового стиля речи; Развивающая: обобщить материал об изученных словах, развивать логическое мышление, развивать умение видеть и употреблять в речи синонимы, антонимы, слова в переносном значении Воспитывающая: воспитание любви к родному языку, воспитание бережного отношения к языку.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

УМК под ред. Т.Ладыженской "Русский язык " 5 класс

Краткое описание: — Данная разработка урока поможет в нетрадиционной форме ( путешествие) провести первый из 4-х уроков в системе "Употребление имен существительных в речи" .

"Путешествие к острову имени Существительного"

Ход урока

1. Организационный момент

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Морфологии. Цель нашего визита — это отсров имени Существительного.Побываем в порту Фразеологизмов, Посмотрим как живут слова на горе Переносных значений. Но прежде, чем дать гудок к отплытию, нужно получить "входной билет" — назвать существительное, определить род.

Например: стол — мужской род.Я получаю входной билет и становлюсь капитаном.

2. Даю старт путешествию и прошу в "бортовом журнале" ( тетрадь) сделать запись числа и вида работы.

Совершая обход на корабле, заглянем в каюту "Игра"

Прошу в тетради записать код правильных ответов.

"Подбери пару"

1.предыстория 1.цирк

2.пол-лимона 2.прикрепление

3.прерывание 3.желудь

4.цыпленок 4.сверхинтерес

5.пригород 5.кинофестиваль

6.крыжовник 6.преступник

Ответ: 1-4, 2-5, 3-6, 4-1, 5-2, 6-3

В "бортовом журнале" запишем слова, в которых допустили ошибки.

3. Ходим-ходим мы по морю

Гавань здесь и гавань там,

Вот заходим в порт "Антоним"

О чем же слово скажет нам?

- что это за порт? Дайте определение слову "Антоним", какие это слова в русском языке? Назовите братьев ( Синоним и Омоним).

Работа в тетрадях( при возникновении трудностей воспользуемя компасом — "Словарик синонимов " в конце учебника)

горе-счастье-радость

ложь-правда-истина

зло-доброта-вежливость

старик-пенсионер

4. Пока мы с вами в гостях были к нашему теплоходу бутылка прибилась, не боитесь посмотреть что в ней?

"Внимание! Внимание!

Пассажыры тепло хода!

Убедительно вас прашу: Если у вас закружица галова от щастья или вы збились с ног, разыскивая нужный курс, извистите Кощея Бесмертного. Ваша баба Яга."

Вот задача. давайте еще раз посмотрим на это сообщение. Все ли в нем правильно? Исправьте ошибки.Определите стиль речи. Для этого воспользуйтесь нашей подсказкой: к кому? С чем? Кто?. ( фронтальная работа с классом)

Встретились мне в этой просьбе непонятные слова: кружится голова от счастья, сбились с ног — Как называются такие слова? Что такое переносное занчение слов? Приведеите примеры.

золотые руки- золотое кольцо

человек идет- дождь идет

Какой раздел науки о языке изучает устойчивые сочетания слов?

"Да и нет не говорить: ставить точку в тетрадь"

1. Битьбаклуши — переносное значение

2.ни рыба ни мясо — фразеологизм

3.ум за разум заходит — фразеологизм

4.подошва горы -переносное занчение

5.дождь уснул — фразеологизм

6.лапшу на уши вешать — преносное значение

7.обвести вокург пальца — переносное значение

8.язык пламени- фразеолгизм

9.сидть сложа руки -фразеологизм

10.забормотали травы — переносное значение

Ответ: (соединяя точки сплошной линией у ребят в тетради должна получиться "пятерка")

_1______________________|______н__________
__2________________д____|________________
__3_______________д_____|________________
__4_______________д_____|________________
__5_____________________|_____н___________
___6____________________|______н__________
___7____________________|_____н___________
___8____________________|______н__________
____9_______________д___|________________
_10________________д____|________________

У кого сегодня "2"? ( если есть "двойки" записать фразеологизм и составить с ним предложение)

5. Обратимся к нашеу компасу. страница 55 упражнение 139.

Запишем предложение

Они растут, как грибы после дождя. найдем слова в переносном значении или фразеологизмы.

"Возьмите на заметку"

Море разбушевалось

Тишины просит….

6. Давайте отдохнем немного и вспомним какой части речи посвящено наше путешествие?

О чем спрашивало нас море?

- употребление слов в переносном значении

-группа слов антонимов, синонимов

-правописание существительных

-для чего в нашей речи мы употребляем имена существительные в пеносном значении, синонимы, антонимы?

Ответ: Для создания образной и выразительной речи нами употребляются слова в переносном значении, антонимы, омонимы, фразеологизмы и синонимы.

7. Пришла радиограмма:

Помогите, спасите

Не могу отгадать,

Опишите скорее,

Я не буду долго ждать..

………Я игрушки не грыз,

С одеялом не играл,

И газеты я не рвал.

И не прятался в буфет

И не ел я там конфет,

И не я разлил потом

Эту чашку с молоком.

Нет не я и ругаетесь вы зря.

- о ком идет речь? (котенок)

Опишите его с помощью существительных.

Ответ: глазки как пуговки, коготочки как бритвочка, нос картошкой, ушки домиком, губки бантиком

Дома вы запишите эти выражения в тетрадь и выпоните рисунок карандашами.

8. Давайте подведем итог урока. У кого на билетиках есть слова : всего, множество, русском, языке, есть, для, слов, в, хороших. Остальные ребята помгите им выстроиться так, чтобы получилось высказывание о русском языке замечательного писателя К.Паустовского.

Ответ: Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.

Домашее задание: упражнение 129. параграф 17.

9.Отметки за работу на уроке: Пассажиры самые активные… Пассажиров самых ленивых среди нас не оказалось.

Всем спасибо за урок.

Файлы: Ачык дәрес. А.Алиш
Размер файла: 47048 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология