Автор конспекта:
Автор(ы): — Рафикова Вера Александровна

Место работы, должность: — МБОУ «Михайловская СОШ» Учитель начальных классов

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Цель урока: обработка практических навыков обозначения звука й на письме.

Задачи урока:

Образовательные:

продолжить работу по формированию навыков каллиграфического письма, звукобуквенного анализа слов, способствовать обогащению словарного запаса детей.

Развивающие: развивать устную речь и фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развивать орфографическую зоркость, расширять кругозор младших школьников; развивать психологические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, эмоции.

Воспитательные:

воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний;

формировать интерес к изучению родного языка;

воспитывать чувство уважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 13

Используемые учебники и учебные пособия: —

Образовательная система “Гармония”.

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор, магнитофон, кассета с записью “Звука леса”.

Краткое описание: — Конспект урока

Ход урока

I.Введение

1.Настрой на урок. (Слайд 1)

Учитель: Всё ль на месте?

Всё ль в порядке –

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Дети (хором): Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке русского языка мы с вами обобщим знания, умения и навыки в обозначении звука й на письме.

- Но урок у нас сегодня необычный, мы с вами отправимся в гости. А вот куда, вы догадаетесь сами, прослушав это стихотворение:

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказки говорит…

- Так куда мы оправляемся в гости?

- Правильно! Мы отправляемся с вами в волшебный мир русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Помните, гуси-лебеди унесли братца. Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони, реки. Но, прежде, чем помочь девочке, её просили исполнить их желания. Девочка, конечно, спешит, волнуется, ей трудно выполнить задания. А нас много. Мы поможем ей. Начинаем.
— Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала, бежала и увидела – печь стоит.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей в ответ:
— Выполни мои задания – скажу.
— Некогда мне, я спешу.
— Давайте, дети, поможем девочке, чтобы печка на неё не рассердилась.

- Отгадайте, о какой букве говорится:

Ева гребнем причесалась.

В нем три зубчика осталось. (Е)

- Написание этой буквы мы и будем повторять сегодня на уроке.

(Учитель помещает на доску табличку с образцом пра­вильного письма этой буквы)

- Пропишите букву в воздухе.

- Напишите в тетради до половины строки.

(Учащиеся прописывают половину строчки)

- В чем различие написаний букв е и ё?

- Допишите букву ё до конца строчки.

- Почему букву е и ё называют "хитрой"?

(В случае перед гласными и в начале слова)

- Какие буквы выполняют такую же работу?

(Буквы ю, я)

III. Закрепление.

1. Игра "Придумай слово!"

Побежала девочка дальше. Стоит яблоня (слайд №6).
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблонька ей в ответ:
— Выполни мои задания – скажу.

- Придумайте слова, в которых встречаются эти буквы в начале слова или после гласных.

(Юла, яблоко, ель, ёж, заяц и др.)

- Сколько звуков дают нам буквы е, ё, ю, я если стоят в начале слова или после гласных?

2. Правило переноса слов с буквой й.

Бежит девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
- Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
Речка ей в ответ:
— Выполни мои задания – скажу.
— Боюсь, не успею я.
И девочка побежала дальше.
— А я думаю мы сможем с Вами выполнить эти задания, ребята?

- Приведите примеры слов, когда звук [й'] при письме будет обозначаться буквой й.

(Запись 2-3 слов с буквой й, например, майка, муравей, стройка)

- Разделите на слоги для переноса.

- Вспомните правило.

3. Физминутка.

Долго девочка бегала по полям, по лесам. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке. В избушке Баба-Яга прядет, а на лавочке сидит братец. Мимо пробегала мышка и согласилась помочь девочке, ели она поможет узнать слова в которых есть звук Й.

Муравей, соловей, юла, урок, звонок, чайка, яблоко, оценка, зайка, заяц.

4. Работа с учебником.

Мышка помогла девочке. Взяла она брата и побежала. а Баба-Яга отправила гусей-лебедей в погоню. Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит – летят гуси-лебеди.
— Речка-матушка, спрячь меня!
— Реши
упражнение 136 спрячу.

Придумайте и запишите в каждый столбик по 2 слова самостоятельно.

5. Физминутка. Игра "Дождь в лесу"

- В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. Дождик стучит все сильнее и сильнее. Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Девочка ответила на вопросы и река укрыла её с братцем под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди летят, вот-вот увидят. Стоит яблоня. Обратилась девочка к яблоньке:
— Яблонька, яблонька спрячь меня!
— Исправь мои ошибки, тогда спрячу.

Упражнение 137.

5. Превращение слов

Яблоня заслонила девочку ветвями. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо. Девочка опять побежала. А гуси-лебеди догоняют, того гляди братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки.
— Печка-матушка, спрячь меня!
Измените слова так, чтобы они обозначали просьбу, приказание тогда спрячу:

стоит (стой), моет (мой), строит (строй), поет (пой), решает (решай), играет (играй), повторяет (повторяй), плавает (плавай), думает (думай).

- Какой звук появляется у нас во всех словах?

- Отвечая на вопрос придумайте слова со звуком й

Как тебя зовут?

(Андрей)

Что ты любишь на завтрак?

(Яйцо)

Какой вид транспорта предпочитаешь?

(Трамвай, троллейбус)

Куда любишь ходить в выходной?

(В музей)

Чем ты поливаешь цветы?

(Лейкой)

Какой фрукт ты любишь?

(Айву)

Какой напиток ты любишь больше всего?

(Свежий крепкий чай)

Мы помогли героям сказки. Печь спрятала детей. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. Сестрица с братцем счастливые прибежали домой, где их ждали отец с матерью и подарки.

IV. Итог урока

- В каких случаях на месте звука [й'] мы будем писать букву й, а когда гласные е, ё, ю, я?

Очень жаль, что путь недолог,
Возвращаться нам пора,
Но на следующем уроке
Вновь продолжиться игра!

Файлы: sarap russk.zip
Размер файла: 18785 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология