Автор конспекта:
Автор(ы): — Рафикова Вера Александровна
Место работы, должность: — МБОУ «Михайловская СОШ» Учитель начальных классов
Регион: — Оренбургская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 1 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Цель урока: обработка практических навыков обозначения звука й на письме.
Задачи урока:
Образовательные:
продолжить работу по формированию навыков каллиграфического письма, звукобуквенного анализа слов, способствовать обогащению словарного запаса детей.
Развивающие: развивать устную речь и фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развивать орфографическую зоркость, расширять кругозор младших школьников; развивать психологические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, эмоции.
Воспитательные:
воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний;
формировать интерес к изучению родного языка;
воспитывать чувство уважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.
Тип урока: — Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 13
Используемые учебники и учебные пособия: —
Образовательная система “Гармония”.
Используемое оборудование: —
компьютер, проектор, магнитофон, кассета с записью “Звука леса”.
Краткое описание: — Конспект урока
Ход урока
I.Введение
1.Настрой на урок. (Слайд 1)
Учитель: Всё ль на месте?
Всё ль в порядке –
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Дети (хором): Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке русского языка мы с вами обобщим знания, умения и навыки в обозначении звука й на письме.
- Но урок у нас сегодня необычный, мы с вами отправимся в гости. А вот куда, вы догадаетесь сами, прослушав это стихотворение:
…У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказки говорит…
- Так куда мы оправляемся в гости?
- Правильно! Мы отправляемся с вами в волшебный мир русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Помните, гуси-лебеди унесли братца. Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони, реки. Но, прежде, чем помочь девочке, её просили исполнить их желания. Девочка, конечно, спешит, волнуется, ей трудно выполнить задания. А нас много. Мы поможем ей. Начинаем.
— Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала, бежала и увидела – печь стоит.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей в ответ:
— Выполни мои задания – скажу.
— Некогда мне, я спешу.
— Давайте, дети, поможем девочке, чтобы печка на неё не рассердилась.
- Отгадайте, о какой букве говорится:
Ева гребнем причесалась.
В нем три зубчика осталось. (Е)
- Написание этой буквы мы и будем повторять сегодня на уроке.
(Учитель помещает на доску табличку с образцом правильного письма этой буквы)
- Пропишите букву в воздухе.
- Напишите в тетради до половины строки.
(Учащиеся прописывают половину строчки)
- В чем различие написаний букв е и ё?
- Допишите букву ё до конца строчки.
- Почему букву е и ё называют "хитрой"?
(В случае перед гласными и в начале слова)
- Какие буквы выполняют такую же работу?
(Буквы ю, я)
III. Закрепление.
1. Игра "Придумай слово!"
Побежала девочка дальше. Стоит яблоня (слайд №6).
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблонька ей в ответ:
— Выполни мои задания – скажу.
- Придумайте слова, в которых встречаются эти буквы в начале слова или после гласных.
(Юла, яблоко, ель, ёж, заяц и др.)
- Сколько звуков дают нам буквы е, ё, ю, я если стоят в начале слова или после гласных?
2. Правило переноса слов с буквой й.
Бежит девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
- Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
Речка ей в ответ:
— Выполни мои задания – скажу.
— Боюсь, не успею я.
И девочка побежала дальше.
— А я думаю мы сможем с Вами выполнить эти задания, ребята?
- Приведите примеры слов, когда звук [й'] при письме будет обозначаться буквой й.
(Запись 2-3 слов с буквой й, например, майка, муравей, стройка)
- Разделите на слоги для переноса.
- Вспомните правило.
3. Физминутка.
Долго девочка бегала по полям, по лесам. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке. В избушке Баба-Яга прядет, а на лавочке сидит братец. Мимо пробегала мышка и согласилась помочь девочке, ели она поможет узнать слова в которых есть звук Й.
Муравей, соловей, юла, урок, звонок, чайка, яблоко, оценка, зайка, заяц.
4. Работа с учебником.
Мышка помогла девочке. Взяла она брата и побежала. а Баба-Яга отправила гусей-лебедей в погоню. Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит – летят гуси-лебеди.
— Речка-матушка, спрячь меня!
— Реши упражнение 136 спрячу.
Придумайте и запишите в каждый столбик по 2 слова самостоятельно.
5. Физминутка. Игра "Дождь в лесу"
- В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. Дождик стучит все сильнее и сильнее. Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
Девочка ответила на вопросы и река укрыла её с братцем под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди летят, вот-вот увидят. Стоит яблоня. Обратилась девочка к яблоньке:
— Яблонька, яблонька спрячь меня!
— Исправь мои ошибки, тогда спрячу.
Упражнение 137.
5. Превращение слов
Яблоня заслонила девочку ветвями. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо. Девочка опять побежала. А гуси-лебеди догоняют, того гляди братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки.
— Печка-матушка, спрячь меня!
— Измените слова так, чтобы они обозначали просьбу, приказание тогда спрячу:
стоит (стой), моет (мой), строит (строй), поет (пой), решает (решай), играет (играй), повторяет (повторяй), плавает (плавай), думает (думай).
- Какой звук появляется у нас во всех словах?
- Отвечая на вопрос придумайте слова со звуком й
— Как тебя зовут?
(Андрей)
— Что ты любишь на завтрак?
(Яйцо)
— Какой вид транспорта предпочитаешь?
(Трамвай, троллейбус)
— Куда любишь ходить в выходной?
(В музей)
— Чем ты поливаешь цветы?
(Лейкой)
— Какой фрукт ты любишь?
(Айву)
— Какой напиток ты любишь больше всего?
(Свежий крепкий чай)
– Мы помогли героям сказки. Печь спрятала детей. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. Сестрица с братцем счастливые прибежали домой, где их ждали отец с матерью и подарки.
IV. Итог урока
- В каких случаях на месте звука [й'] мы будем писать букву й, а когда гласные е, ё, ю, я?
Очень жаль, что путь недолог,
Возвращаться нам пора,
Но на следующем уроке
Вновь продолжиться игра!
Файлы: sarap russk.zip
Размер файла: 18785 байт.