Автор конспекта:
Автор(ы): — Кочетков А.В.

Место работы, должность: — Шульгинский филиал МБОУ «Новопокровская СОШ». Учитель ОБЖ.

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Краткое описание: — Рассказ об оповещении и эвакуации.

Урок 12. Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера Цели урока. Познакомить учащихся с организацией опо¬вещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Познакомить учащихся с одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций — эвакуацией населения. Сформировать у них убеждение в необходимости готовиться к эвакуации заблаговременно. Изучаемые вопросы 1. Федеральная автоматизированная система централизо¬ванного оповещения. 2. Региональные и территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения. 3. Локальная система оповещения. 4. Эвакуация. 5. Особенности организации эвакуации. 6. Размещение эвакуированного населения. Изложение учебного материала 1. Во вступительной части урока подчеркнуть значимость своевременного оповещения и информирования при угрозе возникновения крупных производственных аварий и катастроф, особенно в районах размещения потенциально опасных объектов (атомные станции, химические предприятия, гидролиз). Система оповещения населения в чрезвычайных, ситуациях входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения обеспечивается с помощью автоматизированных систем цен-трализованного оповещения. В настоящее время в стране дей¬ствует 1 федеральная, 6 региональных и 88 территориальных систем централизованного оповещения. 2. Во второй части урока можно дать краткую характеристику федеральной системы оповещения, а также региональных и территориальных систем оповещения. На территории всех субъектов Российской Федерации соз¬даны территориальные системы централизованного оповеще¬ния, которые находятся на постоянном дежурстве и обеспечи¬вают оповещение более 90% населения за 30 мин. Для оповещения задействованы электросирены, проводное веща¬ние, радио- и телевещание. При этом до 80% населения страны может быть оповещено менее чем за 5 мин. 3. Кроме централизованной системы оповещения, в рай¬онах размещения потенциально опасных объектов (атомных станций, гидроузлов, химических и взрыво- и пожароопасных объектов) создаются локальные системы оповещения, которые являются частью территориальных систем. В настоящее время действует 568 локальных систем оповещения. В заключение урока необходимо отметить, что в целом су¬ществующие системы централизованного оповещения обеспе¬чивают своевременное доведение сигналов и информации оповещения при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций до органов управления ГОЧС и насе¬ления. 4. Начать изложение материла можно с определения понятия «эвакуация населения». Далее отметить задачи местных органов исполнительной власти в случае необходимости эвакуации населения. Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими мероприятиями: укрытием людей в защитных сооружениях, использованием средств индивидуальной защиты, проведением медицинской профилактики и противорадиационных, противопожарных и инженерных работ. 5. Рассмотреть особенности организации и проведения эвакуации, которые определяются источником возникновения чрезвычайной ситуации, поражающими факторами, численностью эвакуируемого населения, временем и срочностью выполнения эвакомероприятий. Кроме того, организация эвакуации зависит от таких факторов, как вид опасности, способ эвакуации, удаленность безопасного района, длительность проведения, время начала проведения. Виды опасности: химическое, радиоактивное заражение (загрязнение), разрушения и катастрофическое затопление. Способ эвакуации: транспортом, пешим порядком и комби¬нированным способом. Удаленность безопасного района: в пределах города, населенного пункта, района (локальная эвакуация); в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования (местная); в границах федерального округа, который объединя¬ет несколько субъектов РФ (региональная); в пределах Россий¬ской Федерации (государственная). Длительность проведения: временная, с возвращением на постоянное место жительства в течение нескольких суток, среднесрочная — до одного месяца; продолжительная — более одного месяца. Время начала проведения: упреждающая (заблаговремен¬ная) эвакуация; экстренная (безотлагательная) эвакуация. 6. Вначале отметить, что решение о необходимости прове¬дения эвакуации населения принимают руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых возможно возникновение чрезвычайной ситуации. Они же несут ответственность за реальность ее планирования, качество организации и осуществление эвакуационных мероприятий. Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах до особого распоряжения в зависимости от обстановки. Для кратковременного размещения предусматри¬вается использование зданий и помещений общественных учре¬ждений и заведений (клубов, пансионатов, домов отдыха, тури¬стических баз). В летнее время возможно кратковременное размещение эвакуированного населения в палаточных городках. В заключение урока необходимо отметить, что каждый человек, живущий в зоне повышенной опасности, в определен¬ной степени должен быть готов к эвакуации. Контрольные вопросы 1. Какое значение для безопасности населения имеет свое¬временное его оповещение и информирование о возникнове¬нии чрезвычайной ситуации? 2. Как организована автоматизированная система опове¬щения о возникновении чрезвычайной ситуации населения в нашей стране? 3. В каких районах и для каких целей создаются локальные системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях? 4. Какими способами осуществляется оповещение населе¬ния о возникновении чрезвычайной ситуации? 5. Когда и для каких целей проводится эвакуация населе¬ния из зоны чрезвычайной ситуации? 6. Какие существуют виды эвакуации? 7. В каких случаях проводится экстренная эвакуация? Пе¬речислите ее особенности. 8. Кто принимает решение на проведение эвакуации насе¬ления из района чрезвычайной ситуации? 9. Как подготовиться на случай возникновения необходи¬мости эвакуироваться из района проживания? Домашнее задание Изучите § 6.1, 6.2 учебника.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология