Автор конспекта:
Автор(ы): — Сулимова Оксана Николаевна

Место работы, должность: — учитель химии МОУ «ООШ № 12″ г.Муром

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: — повторить отличия химических явлений от физических; познакомить с признаками химических реакций. Дать первоначальное представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Химический эксперимент в школе. Т.С. Назарова, А.А. Грабецкий, В.Н. Лаврова

Химия 8 класс. О.С. Габриелян.

Настольная книга учителя. Химия 8 класс. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойников, А.В. Яшукова.

Нестандартные уроки по химии. Л.М. Брейгер.

Используемая методическая литература: —

  • Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова
  • Химия для любознательных или о чем не узнаешь на уроке. В.В.Девяткин, Ю.М. Ляхова.
  • Занимательные опыты по химии. В.Н. Алексинский
  • Занимательная химия В.И. Левашов.
  • Методика обучения химии в школе-гимназии. Практикум по химии. И.Я. Курамшин.
  • Химический эксперимент. И.Н. Чертков, П.Н. Жуков.
  • Опыты без взрывов. О.М. Ольгин.
  • Химия. Энциклопедия для детей.
  • Используемое оборудование: —

    Химичиская посуда (колбы,пробирки, воронка);

    спиртовка;

    химические реактивы: гидроксид натрия,серная кислота,фенолфталеин, сера, хлорид бария, цинк;

    Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

    Используемые ЦОР: —

    компьютерная презентация

    Краткое описание: — 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний по классификации явлений (с использованием мультимедиа и дидактических карточек). 3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Сообщение цели урока, инструктаж по предстоящей работе (в игровой форме с использованием мультимедиа). 4. Этап усвоения новых знаний. В соответствии с инструкциями на слайдах (и дидактических карточках) учащиеся выполняют лабораторную работу и сами называют признаки проделанных реакций. Знакомятся с классификацией химических реакций по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические). 5. Этап закрепления нового материала. Учащиеся перечисляют признаки химических реакций, отвечают на вопрос: «Какими признаками реакций сопровождается приготовление пищи?» 6. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке. Анализ учащимися полноты усвоения ими новых знаний (с использованием сигнальных карточек). 7. Этап информации учащихся о домашнем задании. Инструктаж по домашнему заданию.

    Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

    В начале урока демонстрируется видеоролик с фрагментом фильма «Гарри Потер».

    Учитель: я думаю вы догадались, что сегодня у нас необычный урок химии. Мы отправляемся с вами в волшебную страну, где есть школа магии и волшебства. Как она называется? (Хогвардс). Правильно, в этой школе учился Гарри Поттер и мы тоже столкнемся с магией и чародейством. А чтобы не заблудится в лабиринте таинственных превращений, удивительных открытий, мы возьмем с собой наш талисман – свечу (учитель зажигает свечу). Глядя на свечу, мы и не догадываемся, что являемся свидетелями одного из интереснейших явлений. Давайте подумаем, какого?

    В этом нам поможет «волшебный» экран

    (слайд №2)

    - какие явления изображены на слайде?(физические)

    - что такое физические явления? ( учащиеся дают определение физ.явлений)

    (слайд №3)

    - какие явления изображены на экране? (химические)

    - что такое химические явления? ( учащиеся дают определение хим.явлений)

    Значит, и горение свечи будет химическим явлением.

    Если цель нашего путешествия выяснить признаки химических реакций, то какова же тема нашего исследования? (признаки химических реакций)

    (слайд №4)

    Итак, тема: тайные признаки химических реакций.

    Ни одно путешествие не обходится без карты. У нас тоже есть карта нашего путешествия по школе Хогвардс (слайд №5). У вас они лежат на рабочих столах.

    Нас ожидает первое магическое испытание

    Задание №1 в картах путешественников среди перечисленных явлений выбрать химические

    Второе магическое испытание

    Приготовьтесь к удивительному зрелищу! Мы входим в тайную комнату!

    Но не забудьте о мерах предосторожности, ведь нас ожидает встреча с необычными веществами: кислотами и щелочами.

    (слайд №6)- инструктаж по ТБ.

    А чтобы у вас все получилось, вы должны пустить в ход все свои способности.

    (учащиеся проводят опыт по группам, в парах. Опыт №1 – смесь воды и кокосовой стружки разделить с помощью фильтрования. Наблюдения занести в карту путешественника, какое явление лежит в основе опыта?

    Опыт №2 – к кусочку мрамора прибавить соляную кислоту. Наблюдения занести в карту путешественника. Какое явление лежит в основе опыта?

    Вывод по опытам – химические явления называются химические реакции

    (слайд № 7) на карте продолжить это определение.

    Что будет являтся признаками химических реакций? (ученики высказывают различные предположения)

    Учитель демонстрирует реакции:

    1. щелочь +кислота (в присутствии фенолфталеина)

    2. цинк + кислота

    3. горение серы

    4. хлорид бария +серная кислота

    учащиеся вместе с учителем обсуждают результат каждой реакции и делают общий вывод по признакам хим. реакций

    (слайд № 8) и заносят признаки химических реакций в карту путешественника.

    Затем учитель вновь идет к свече. Ребята, определите, какими признаками сопровождается горение свечи? (тепло и свет)

    - это признаки реакции горения. (учащиеся записывают признаки в карту путешественников)

    Реакция горения – это частный случай экзотермической реакции. А что это такое? Не знаете? Тогда отправляемся в библиотеку школы Хогвардс.

    (слайд № 9)

    Берем с книжной полки химию, п.26. Найдите определение этих понятий и занесите их в карту.

    (слайд №10)

    А теперь прочитайте вопрос в конце карты путешественников и ответьте на него (в это время учитель зажигает бенгальский огонь) .

    Повторяем пройденный материал.

    Готовясь к уроку, я тоже обращалась за помощью к магам школы Хогвардс и сейчас я покажу чему они меня научили (Демонстрация опыта «дым без огня»). А секрет моего волшебства вы узнаете на следующем занятии .

    v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:»Сетка таблицы»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; mso-hyphenate:none; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

    Карта путешествий

    1. Первое магическое испытание

    Из следующего списка укажите химические явления:

    а) Распространение запаха духов; г) Получение сахарной пудры из кристаллов сахара;

    б) Ржавление железа; д) Гниение растительных остатков;

    в) Испарение воды; е) Почернение серебряных изделий.

    2. Второе магическое испытание

    Опыт №1

    Опыт №2

    Раствор стал бесцветным

    Образовался осадок

    Раствор не изменил окраску

    Выделился газ

    Раствор не изменился

    Химические реакции это –

    Признаки реакции горения

    3. Научная библиотека

    Экзотермические реакции

    Эндотермические реакции

    К какому типу реакций относится зажигание бенгальских огней –

    По каким признакам вы это определили –

    Инструкционная карта

    Опыт №1

    1. вставьте бумажный фильтр в воронку,

    2. поместите воронку в пробирку.

    3.медленно тонкой струей наливайте на фильтровальную бумагу, исследуемую жидкость.

    4. посмотрите внимательно, что останется на фильтровальной бумаге, а что стечет в пробирку.

    5. выберите и подчеркните соответствующий ответ в таблице « Опыт №1»

    (см. карту путешественника)

    Опыт №2

    1 положите кусочек мрамора в пробирку

    2 прилейте в пробирку 15-20 капель соляной кислоты

    3 что вы наблюдаете?

    4. выберите и подчеркните соответствующий ответ в таблице « Опыт №2»

    (см. карту путешественника)

    Инструкционная карта

    Опыт №1

    1. вставьте бумажный фильтр в воронку,

    2. поместите воронку в пробирку.

    3.медленно тонкой струей наливайте на фильтровальную бумагу, исследуемую жидкость.

    4. посмотрите внимательно, что останется на фильтровальной бумаге, а что стечет в пробирку.

    5. выберите и подчеркните соответствующий ответ в таблице « Опыт №1»

    (см. карту путешественника)

    Опыт №2

    1. положите кусочек мрамора в пробирку

    2. прилейте в пробирку 15-20 капель соляной кислоты

    3. что вы наблюдаете?

    4. выберите и подчеркните соответствующий ответ в таблице « Опыт №2»

    (см. карту путешественника)

    Файлы: Конспект урока ОВР.zip
    Размер файла: 30722 байт.

    Рубрики: Химия Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология