Автор конспекта:
Автор(ы): — Кочетков А.В.
Место работы, должность: — Шульгинский филиал МБОУ «Новопокровская СОШ». Учитель ОБЖ.
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности
Краткое описание: — Причины землетрясения.
Урок 3. Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Защита населения от последствий землетрясений Цель урока. Познакомить обучаемых с природным явле¬нием геологического происхождения — землетрясением, объяснить причины возникновения землетрясения и порядок оценки его интенсивности. Познакомить обучаемых с сейсмически опасными районами на Земле. Познакомить учащихся с организацией защи¬ты населения от последствий землетрясений. Разобрать основ¬ные мероприятия, проводимые в нашей стране по защите насе¬ления от землетрясений. Познакомить учащихся с рекомендациями специалистов МЧС России о том, как подготовиться к земле¬трясению, как вести себя во время и после землетрясения, что¬бы обеспечить личную безопасность и безопасность окружаю¬щих. Изучаемые вопросы 1. Землетрясение и причины его возникновения. 2. Факторы, оказывающие влияние на силу землетрясения. 3. Сейсмически опасные районы на Земле. 4. Прогноз землетрясений. 5. Обучение и оповещение населения. 6. Организация аварийно-спасательных работ. 7. Как подготовиться к землетрясению. 8. Как вести себя во время землетрясения. 9. Как действовать после землетрясения. Рекомендации по изложению учебного материала 1. Подчеркнуть, что землетрясение — это природное явле¬ние, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли. Дать определения понятий внезапных сме¬щений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Эти смещения и разрывы обусловлены глубинными процесса¬ми, происходящими в литосфере и связанными с движением литосферных плит. В горных поясах и вблизи них внутриземное напряжение нарастает до тех пор, пока не превысит сопротив¬ление горных пород, в результате происходит разрыв горных пород и их смещение. Внутриземное напряжение скачкообраз¬но сбрасывается. Потенциальная энергия деформации перехо¬дит в кинетическую энергию, которая рассеивается в разные стороны от места разрыва в виде сейсмических волн. Сейсмиче¬ские волны колеблют Землю. Сейсмический разрыв земной коры зарождается всегда на глубине. Очень редко бывает, когда глубина разрыва не превышает 3—5 км, чаще всего это происхо¬дит на глубине 10—15 км. Установлено, что на глубинах до 5 км обычно возникают слабые подземные толчки, мощные земле¬трясения зарождаются на глубине 40—60 км. Место разрушения горной породы называют «очаг землетрясения, или гипоцентр», «эпицентр землетрясения». Сейсмические волны могут быть разных типов — продольные, поперечные и поверхностные. У них разные скорости движения, энергия и сила воздействия. Чем дальше волна от эпицентра, тем слабее землетрясение. 2. Обратить внимание учащихся на то, что толчок земле¬трясения возникает внутри земных недр, при этом выделяется кинетическая энергия, которая измеряется в магнитудах. Сила землетрясения зависит от величины магнитуды и расстояния определенной точки поверхности Земли от очага землетрясе¬ния (гипоцентра). При одинаковой магнитуде землетрясения (при одинаковой энергии, высвободившейся при разломе горных пород) сила землетрясения может быть разной в зависимости от глубины очага землетрясения. Далее можно рассказать о шкале Рихтера, о шкале Меркали, по которым измеряется сила землетрясения. 3. Используя географическую карту, рассказать, в каких районах Земли чаще происходят землетрясения. В заключение урока целесообразно отметить, что землетря¬сения интенсивностью 5—6 баллов случаются на Земле в сред¬нем 5—7 тыс. раз в год; 7—8 баллов— 100—150 раз; уничто¬жающие землетрясения интенсивностью 9—10 баллов—15— 20 раз. По данным статистики, сильные, катастрофические землетрясения в 11 — 12 баллов случаются 1 —2 раза в год. 4.Разъяснить учащимся, что защита населения от послед¬ствий землетрясений является одной из задач Единой госу¬дарственной системы предупреждения и ликвидации чрез-вычайных ситуаций (РСЧС). Рассказать о мероприятиях, проводимых органами государственной власти и органами ме¬стного самоуправления всех уровней, и о мерах по защите на¬селения от землетрясений. При этом более подробно остановиться на организации прогноза землетрясений. 5.Подчеркнуть, что особое внимание в организации защи¬ты населения от последствий землетрясений уделяется обуче¬нию населения правилам поведения при угрозе возникновения землетрясения, во время землетрясения и после него. Правила безопасного поведения населения будут рассмотрены на сле¬дующем уроке, а здесь следует остановиться на важности свое¬временного оповещение населения. 6.Объяснить учащимся, что для оказания помощи людям, попавшим в беду, локализации и ликвидации различных чрез¬вычайных ситуаций созданы специальные аварийно-спасатель¬ные службы и формирования. Рассказать об особенностях их деятельности. В заключение необходимо отметить, что для населения, проживающего в сейсмоопасных районах, необходимо знать, что достаточно точным средством краткосрочного прогноза землетрясения может служить поведение домашних живот¬ных при приближении землетрясения. В книге Я. Палкевича «Выжить в городе» приведены примеры поведения животных перед землетрясением. При известном среднесрочном прогнозе о возможности возникновения землетрясения в определенном районе наблю¬дение за поведением животных позволит вовремя узнать о его приближении. 7.Познакомить учащихся с рекомендациями специали¬стов МЧС России по правилам безопасного поведения при землетрясении. При этом подчеркнуть, что эти рекомендации не являются универсальными для всех случаев возникновения землетрясений. Их можно рассматривать как основу индиви¬дуального плана поведения в подобных ситуациях. Рассказывая о подготовке к землетрясению, следует под¬черкнуть, что специалисты МЧС России рекомендуют иметь заранее продуманный план действий во время землетрясения при нахождении дома, в общественном месте, на улице, в транспорте; важно иметь список телефонов: администрации города, управления по делам ГО и ЧС, противопожарной служ¬бы, поисково-спасательного отряда, станции «Скорой помо¬щи»; заранее подготовить все самое необходимое и хранить эти вещи в месте, известном всем членам семьи. 8.Объяснить учащимся, что во время землетрясения глав¬ное не поддаваться панике (от момента, когда вы почувствуете первые толчки, до опасных для здания колебаний у вас есть 15—20 с). Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Далее следует рассказать, как вести себя на улице, в поме¬щении, если вы не успели покинуть его. Особое внимание сле¬дует уделить поведению человека, оказавшегося под обломка¬ми здания: дышите глубоко, не позволяйте победить себя страху и пасть духом, надо попытаться выжить любой ценой, оцените ситуацию и изучите, что в ней есть положительного. Человек способен выдержать жажду и особенно голод в течение достаточного количества дней, если не будет бесполезно расходовать энергию. Верьте, что помощь придет обязательно, приспособьтесь к обстановке и осмотритесь, поищите возможный выход, отбросьте грустные мысли, сосредоточившись на самом важном; если единственным путем выхода является узкий лаз, вы должны протиснуться через него. Для этого необходимо, расслабив мышцы, постепенно протискиваться, прижав локти к бокам и двигая ногами вперед, как черепаха. 9. Поведение после землетрясения не менее важная тема для обсуждения. Окажите первую медицинскую помощь нуждающимся. Если можете, освободите попавших в легкоустранимые завалы. Будьте осторожны! Без крайней нужды не занимайте телефон. Включите радиотрансляцию. Подчиняйтесь указаниям местных властей, штаба по ликвидации последствий стихийного бедствия. Не подходите к явно поврежденным зданиям, не входите в них. Будьте готовы к сильным повторным толчкам, так как наиболее опасны первые 2—3 ч после землетрясения. В заключение урока целесообразно подвести учащихся к об щему выводу: однозначных рекомендаций, приемлемых для всех случаев возникновения землетрясения, нет. Все они носят общий характер и учитывают наиболее часто повторяющиеся ситуации. Однако, хорошо зная эти рекомендации, каждый человек сможет быстро оценить складывающуюся обстановку, свои возможности и выбрать наиболее рациональный способ поведения для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. Контрольные вопросы 1. Что такое землетрясение и каковы причины его возник¬новения? 2. Что такое магнитуда землетрясения? 3. Как измеряется интенсивность землетрясения? 4. Какая существует взаимосвязь между магнитудой земле¬трясения, глубиной гипоцентра и интенсивностью землетрясе¬ния. 5. Какие мероприятия включает в себя организация защи¬ты населения от последствий землетрясений? 6. Какие особенности природных явлений, происходящих в земной коре, учитываются при разработке прогнозов земле¬трясений? 7. Как реагируют домашние животные на приближение землетрясения? 8. С какой целью проводятся аварийно-спасательные работы? Домашнее задание Изучите § 2.1, 2.2, 2.3 учебника.
Файлы: Образ. прогр..doc
Размер файла: 134656 байт.