Автор конспекта:
Автор(ы): — Кочетков А.В.

Место работы, должность: — Шульгинский филиал МБОУ «Новопокровская СОШ». Учитель ОБЖ.

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Краткое описание: — Причины землетрясения.

Урок 3. Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Защита населения от последствий землетрясений Цель урока. Познакомить обучаемых с природным явле¬нием геологического происхождения — землетрясением, объяснить причины возникновения землетрясения и порядок оценки его интенсивности. Познакомить обучаемых с сейсмически опасными районами на Земле. Познакомить учащихся с организацией защи¬ты населения от последствий землетрясений. Разобрать основ¬ные мероприятия, проводимые в нашей стране по защите насе¬ления от землетрясений. Познакомить учащихся с рекомендациями специалистов МЧС России о том, как подготовиться к земле¬трясению, как вести себя во время и после землетрясения, что¬бы обеспечить личную безопасность и безопасность окружаю¬щих. Изучаемые вопросы 1. Землетрясение и причины его возникновения. 2. Факторы, оказывающие влияние на силу землетрясения. 3. Сейсмически опасные районы на Земле. 4. Прогноз землетрясений. 5. Обучение и оповещение населения. 6. Организация аварийно-спасательных работ. 7. Как подготовиться к землетрясению. 8. Как вести себя во время землетрясения. 9. Как действовать после землетрясения. Рекомендации по изложению учебного материала 1. Подчеркнуть, что землетрясение — это природное явле¬ние, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли. Дать определения понятий внезапных сме¬щений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Эти смещения и разрывы обусловлены глубинными процесса¬ми, происходящими в литосфере и связанными с движением литосферных плит. В горных поясах и вблизи них внутриземное напряжение нарастает до тех пор, пока не превысит сопротив¬ление горных пород, в результате происходит разрыв горных пород и их смещение. Внутриземное напряжение скачкообраз¬но сбрасывается. Потенциальная энергия деформации перехо¬дит в кинетическую энергию, которая рассеивается в разные стороны от места разрыва в виде сейсмических волн. Сейсмиче¬ские волны колеблют Землю. Сейсмический разрыв земной коры зарождается всегда на глубине. Очень редко бывает, когда глубина разрыва не превышает 3—5 км, чаще всего это происхо¬дит на глубине 10—15 км. Установлено, что на глубинах до 5 км обычно возникают слабые подземные толчки, мощные земле¬трясения зарождаются на глубине 40—60 км. Место разрушения горной породы называют «очаг землетрясения, или гипоцентр», «эпицентр землетрясения». Сейсмические волны могут быть разных типов — продольные, поперечные и поверхностные. У них разные скорости движения, энергия и сила воздействия. Чем дальше волна от эпицентра, тем слабее землетрясение. 2. Обратить внимание учащихся на то, что толчок земле¬трясения возникает внутри земных недр, при этом выделяется кинетическая энергия, которая измеряется в магнитудах. Сила землетрясения зависит от величины магнитуды и расстояния определенной точки поверхности Земли от очага землетрясе¬ния (гипоцентра). При одинаковой магнитуде землетрясения (при одинаковой энергии, высвободившейся при разломе горных пород) сила землетрясения может быть разной в зависимости от глубины очага землетрясения. Далее можно рассказать о шкале Рихтера, о шкале Меркали, по которым измеряется сила землетрясения. 3. Используя географическую карту, рассказать, в каких районах Земли чаще происходят землетрясения. В заключение урока целесообразно отметить, что землетря¬сения интенсивностью 5—6 баллов случаются на Земле в сред¬нем 5—7 тыс. раз в год; 7—8 баллов— 100—150 раз; уничто¬жающие землетрясения интенсивностью 9—10 баллов—15— 20 раз. По данным статистики, сильные, катастрофические землетрясения в 11 — 12 баллов случаются 1 —2 раза в год. 4.Разъяснить учащимся, что защита населения от послед¬ствий землетрясений является одной из задач Единой госу¬дарственной системы предупреждения и ликвидации чрез-вычайных ситуаций (РСЧС). Рассказать о мероприятиях, проводимых органами государственной власти и органами ме¬стного самоуправления всех уровней, и о мерах по защите на¬селения от землетрясений. При этом более подробно остановиться на организации прогноза землетрясений. 5.Подчеркнуть, что особое внимание в организации защи¬ты населения от последствий землетрясений уделяется обуче¬нию населения правилам поведения при угрозе возникновения землетрясения, во время землетрясения и после него. Правила безопасного поведения населения будут рассмотрены на сле¬дующем уроке, а здесь следует остановиться на важности свое¬временного оповещение населения. 6.Объяснить учащимся, что для оказания помощи людям, попавшим в беду, локализации и ликвидации различных чрез¬вычайных ситуаций созданы специальные аварийно-спасатель¬ные службы и формирования. Рассказать об особенностях их деятельности. В заключение необходимо отметить, что для населения, проживающего в сейсмоопасных районах, необходимо знать, что достаточно точным средством краткосрочного прогноза землетрясения может служить поведение домашних живот¬ных при приближении землетрясения. В книге Я. Палкевича «Выжить в городе» приведены примеры поведения животных перед землетрясением. При известном среднесрочном прогнозе о возможности возникновения землетрясения в определенном районе наблю¬дение за поведением животных позволит вовремя узнать о его приближении. 7.Познакомить учащихся с рекомендациями специали¬стов МЧС России по правилам безопасного поведения при землетрясении. При этом подчеркнуть, что эти рекомендации не являются универсальными для всех случаев возникновения землетрясений. Их можно рассматривать как основу индиви¬дуального плана поведения в подобных ситуациях. Рассказывая о подготовке к землетрясению, следует под¬черкнуть, что специалисты МЧС России рекомендуют иметь заранее продуманный план действий во время землетрясения при нахождении дома, в общественном месте, на улице, в транспорте; важно иметь список телефонов: администрации города, управления по делам ГО и ЧС, противопожарной служ¬бы, поисково-спасательного отряда, станции «Скорой помо¬щи»; заранее подготовить все самое необходимое и хранить эти вещи в месте, известном всем членам семьи. 8.Объяснить учащимся, что во время землетрясения глав¬ное не поддаваться панике (от момента, когда вы почувствуете первые толчки, до опасных для здания колебаний у вас есть 15—20 с). Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Далее следует рассказать, как вести себя на улице, в поме¬щении, если вы не успели покинуть его. Особое внимание сле¬дует уделить поведению человека, оказавшегося под обломка¬ми здания: дышите глубоко, не позволяйте победить себя страху и пасть духом, надо попытаться выжить любой ценой, оцените ситуацию и изучите, что в ней есть положительного. Человек способен выдержать жажду и особенно голод в течение достаточного количества дней, если не будет бесполезно расходовать энергию. Верьте, что помощь придет обязательно, приспособьтесь к обстановке и осмотритесь, поищите возможный выход, отбросьте грустные мысли, сосредоточившись на самом важном; если единственным путем выхода является узкий лаз, вы должны протиснуться через него. Для этого необходимо, расслабив мышцы, постепенно протискиваться, прижав локти к бокам и двигая ногами вперед, как черепаха. 9. Поведение после землетрясения не менее важная тема для обсуждения. Окажите первую медицинскую помощь нуждающимся. Если можете, освободите попавших в легкоустранимые завалы. Будьте осторожны! Без крайней нужды не занимайте телефон. Включите радиотрансляцию. Подчиняйтесь указаниям местных властей, штаба по ликвидации последствий стихийного бедствия. Не подходите к явно поврежденным зданиям, не входите в них. Будьте готовы к сильным повторным толчкам, так как наиболее опасны первые 2—3 ч после землетрясения. В заключение урока целесообразно подвести учащихся к об щему выводу: однозначных рекомендаций, приемлемых для всех случаев возникновения землетрясения, нет. Все они носят общий характер и учитывают наиболее часто повторяющиеся ситуации. Однако, хорошо зная эти рекомендации, каждый человек сможет быстро оценить складывающуюся обстановку, свои возможности и выбрать наиболее рациональный способ поведения для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. Контрольные вопросы 1. Что такое землетрясение и каковы причины его возник¬новения? 2. Что такое магнитуда землетрясения? 3. Как измеряется интенсивность землетрясения? 4. Какая существует взаимосвязь между магнитудой земле¬трясения, глубиной гипоцентра и интенсивностью землетрясе¬ния. 5. Какие мероприятия включает в себя организация защи¬ты населения от последствий землетрясений? 6. Какие особенности природных явлений, происходящих в земной коре, учитываются при разработке прогнозов земле¬трясений? 7. Как реагируют домашние животные на приближение землетрясения? 8. С какой целью проводятся аварийно-спасательные работы? Домашнее задание Изучите § 2.1, 2.2, 2.3 учебника.
Файлы: Образ. прогр..doc
Размер файла: 134656 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология