Автор конспекта:
Автор(ы): — Кочетков А.В.

Место работы, должность: — Шульгинский филиал МБОУ «Новопокровская СОШ». Учитель ОБЖ.

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Краткое описание: — Виды и причины дорожно-транспортных происшествий. Правила поведения при ДТП.

Урок № 8. Тема: «Виды и причины дорожно-транспортных происшествий. Правила поведения при ДТП» Цель урока: Познакомиться с видами дорожно-транспортных происшествий, их причинами и правилами поведения при ДТП. Материалы к уроку: Дорожно-транспортное происшествие и его причины Толковый словарь русского языка дает такое объяснение – «Происшествие это событие, нарушившее обычный ход вещей». В Правилах дорожного движения сказано: «дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения». Все дорожно-транспортные происшествия (ДТП) подразделяются на 8 видов: 1. Столкновение, 2. Опрокидывание, 3. Наезд на стоящее транспортное средство, 4. Наезд на препятствие, 5. Наезд на пешехода, 6. Наезд на велосипедиста, 7. Падение пассажира, 8. Иной вид происшествий – происшествия, не относящиеся к перечисленным видам. К прочим транспортным происшествиям относятся: сход трамвая с рельсов (без столкновения и опрокидывания), падение перевозимого груза, в том числе на человека, падение человека с движущегося транспортного средства или в салоне транспортного средства и др. Пешеходы часто становятся причиной этих наездов. Все остальные виды ДТП (столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия и др.) также могут происходить (и происходят) в результате действий пешеходов-нарушителей. Виновниками нарушений ПДД также являются в большинстве случаев пешеходы. К большому сожалению, очень часто школьники не осознают связи между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь здесь самая прямая. Именно недопустимое поведение является причиной ДТП. Сюда можно отнести: – неумение прогнозировать дорожную обстановку (неумение предвидеть опасность); – незнание основ безопасного поведения; – отсутствие навыков безопасного поведения; – нежелание соблюдать правила безопасности, пренебрежительное отношение к ним; – следование опасным привычкам поведения на улице; – неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила безопасности движения; – беспечность, потеря бдительности, недисциплинированность. В поведении школьников на дороге проявляется неумение: – осматривать проезжую часть; – замечать транспортные средства; – оценивать скорость и направление движения транспортных средств; – предвидеть возможность появления транспортного средства из-за другого транспорта, из-за деревьев, кустов и других объектов. Все это является причиной таких распространенных нарушений ПДД школьниками, как: – переход проезжей части перед близко идущим транспортом; – переход проезжей части в неустановленном месте; – неожиданный выход (выбегание) из-за транспортного средства, сооружения, зеленых насаждений и других препятствий; – переход дороги на запрещающий сигнал светофора. Эти и другие подобные нарушения часто приводят детей к попаданию в так называемые дорожные «ловушки». «Ловушки» – это дорожная ситуация со скрытой опасностью. Распознать скрытую опасность несложно. Необходимо лишь проявить должное внимание и не оценивать ситуацию на проезжей части по первому впечатлению. Стоящая машина скрывает опасность! Переходи дорогу только в разрешенных местах! Машина приближается медленно. И все же пропусти ее! Проезжающий автомобиль скрывает опасность! Не пересекай проезжую часть наискосок! Стремясь к цели, не забывай об опасности! Велосипед В перечне причин дорожно-транспортных происшествий отдельно стоит выделить причины, связанные с велосипедистами. В Правилах дорожного движения сказано, что передвигаться на велосипеде по дорогам разрешается лицам старше 14 лет. Поэтому сам по себе выезд на дорогу велосипедистов, не достигших этого возраста, уже является нарушением ПДД, причем нарушением, которое может стать и становится причиной ДТП. К сожалению, и 14-летние велосипедисты, и ребята постарше также часто нарушают ПДД, и эти нарушения являются причинами ДТП. Среди таких нарушений можно отметить: – пренебрежение правилами маневрирования; – нарушение права преимущественного проезда других транспортных средств; – пренебрежение своевременной подачей предупреждающих сигналов. По статистическим данным, из общего числа пострадавших в ДТП школьников велосипедистов насчитывается 9%. Велосипедисты на дороге подвергаются пять раз большему риску попасть в дорожно-транспортное происшествие, чем щите ли автомобиля. А полученные в ДТП травмы велосипедистов отличаются особой тяжестью. Ведь помимо того, велосипедист, как и пешеход, не имеет никакой защиты, он еще травмируется дополнительно при падении велосипеда. Ролики В последнее время получило большое распространение катание на скейтбордах и роликовых коньках. К большому огорчению, это стало еще одной причиной дорожно-транспортных происшествий. Если для велосипедистов существуют специальные требования, предусмотренные Правилами дорожного движения, то с роллерами дело обстоит гораздо сложнее: в ПДД о них не говорится ничего. Между тем ролики, как и велосипед, во многих случаях способны заменить другие виды транспортных средств. При этом трудно сказать, можно ли отнести ролики к транспортному средству, или человека на роликах следует считать пешеходом. Роллеров все чаще можно встретить на тротуаре, на проезжей части, в магазине, на перроне в метро и т. д. Уже поступают в больницы роллеры с переломами голеней, предплечий и с другими травмами. Хочется верить, что вскоре появятся специальные дополнения к Правилам дорожного движения, где будут оговорены права и обязанности роллеров и правила их передвижения. Но чтобы не допустить дорожно-транспортных происшествий с участием роллеров, уже сейчас ГАИ предлагает следующие рекомендации роллерам. 1. Кататься на роликах можно на любой ровной поверхности: на асфальтовых или бетонных площадках, дорожках, аллеях – во дворе, сквере, парке, но обязательно далеко от транспортных средств и большого скопления пешеходов. 2. Новичкам рекомендуется выбирать асфальтовые и бетонные дорожки и площадки рядом с газоном. Это поможет (при возникновении препятствия на пути) избежать столкновения, заехав на газон, где и упасть не страшно. 3. Кататься на роликах можно и в больших помещениях – залах и холлах, но при условии получения на то разрешения. 4. Роллеры, достигшие 14-летнего возраста, уверенно владеющие техникой езды на роликах, могут двигаться по тротуарам, обгоняя пешеходов и других роллеров, слева могут пересекать проезжую часть в установленных для пешеходов местах. При движении по тротуару и пересечении проезжей части обязательно соблюдайте правила, относящиеся к пешеходам! 5. Для предохранения от травм обязательно используйте наколенники, налокотники, накладки на запястье и шлем. 6. Чтобы не травмироваться самому и не испортить роликовые коньки, не ездите по лужам, грязному от машинного масла асфальту, гравию или песку. Нечаянно заехав в лужу или попав под дождь, дома сразу же снимите подшипники, опустите их на 30 секунд в растворитель, высушите и смажьте техническим маслом. Для поддержания роликов в исправном состоянии и продления срока их службы регулярно меняйте местами колеса. Содержите в порядке и чистоте ботинки. Всегда до катания проверяйте состояние тормоза! Что касается рекомендаций скейтбордистам, то они практически те же, что и для роллеров, но кататься на тротуарах и пересекать проезжую часть на скейтбордах категорически запрещено! Плейер Помимо угрозы глухоты, неврозов и прочего, слуховое восприятие опасности очень и очень важно, и если у человека уши закрыты наушниками? Да не просто закрыты, а еще по ушам «бьют» звуки музыки? В таких условиях все окружающие звуки, в том числе и звуки приближающегося автомобиля, воспринимался значительно хуже или не воспринимаются вообще. Но это еще не се. Внимание тоже не работает в полную силу, ведь оно занято восприятием музыки, а не окружающей обстановки. Только не говори, что плейер тебе не помеха, что ты и видишь, и слышишь, что делается вокруг. Ты забыл, что при переходе проезжей части дороги внимание должно быть повышено? Сделать это с наушниками на олове невозможно! По данным Международного конгресса акустиков и специалистов по слуховым приборам, «сила звука плейера может достигать 114 децибел, для сравнения: обычный уровень шума на дискотеках составляет 80-100 децибел, шум от проезжающего поезда – 80-90 децибел, в ткацком или кузнечном цехе – 90-100 децибел, шум от взлетающего самолета – 120-140 децибел (такая сила звука вызывает сильную боль в ушах)». Все сказанное, однако, не означает, что плейер остается только выбросить. Пользоваться им можно, только очень разумно. Не делать звук слишком громким. Не слушать музыку на ходу, в транспорте. Не жевать, когда слушаешь музыку. Не слушать музыку, когда болеешь . Медики утверждают, что на ослабленный слуховой нерв, например во время заболевания гриппом или ОРВИ, охотнее «нападают» инфекции. Мобильный телефон Есть доказательства того, что активное пользование мобильным телефоном приводит к раковому заболеванию. Это грозное предупреждение для всех. Но прямого отношения к причинам ДТП оно не имеет. А вот группа ученых из университета в Торонто (Канада) экспериментально доказала, что разговор по телефону во время управления автомобилем увеличивает риск дорожно-транспортного происшествия в 4-5 раз. При этом мастерство водителя особой роли не играет: при разговоре по телефону внимание рассредоточено и водительский опыт не помогает. То же самое происходит и с пешеходом, разговаривающим по телефону на ходу: внимание рассредоточивается, и последствия могут быть самыми печальными, особенно при переходе дороги. Кстати, то, что установили канадские ученые своим экспериментом, дорожная полиция многих стран знает давно. В Аргентине, Бразилии, Израиле, Италии, Чили и на Мальте разговор по телефону за рулем может стоить водителю крупного штрафа. Вряд ли тебе сейчас приходится пользоваться мобильным телефоном. Но все сказанное стоит запомнить – может пригодиться в будущем. А пока расскажи об этом родителям и другим взрослым – владельцам мобильного телефона. Пользоваться им следует, как и плейером, очень разумно! Последствия дорожно-транспортных происшествий Дорожно-транспортные происшествия никогда не проходят бесследно, а тяжесть последствий соответствует серьезности самих ДТП. Каждый день в нашей стране случается более 500 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают свыше 100 человек и получают ранения около 600. На автодорогах теряют свою жизнь и здоровье гораздо больше людей, чем в авариях на всех других видах транспорта. В среднем только за 3 дня здесь гибнут столько человек, сколько за год на авиационном, железнодорожном, морском и речном транспорте в целом. Примерно 5% погибших в ДТП – это дети. Количество погибших детей ежегодно увеличивается на 15%, а более 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Каждый год их число растет более чем на 3000 человек. Ущерб, наносимый обществу вследствие дорожно-транспортных происшествий, непоправим. Помимо унесенных и покалеченных жизней, следует отметить материальные потери. Так, в 1994 году ущерб от ДТП (в ценах того года) составил 14 триллионов рублей. Каждое ДТП может иметь непосредственные последствия: Временная дезорганизация движения. Материальные потери: – выплата пособий по инвалидности; – расходы на лечение; – расходы на восстановление аварийных транспортных средств; – расходы на ремонт; – другие расходы. Неизбежны ли дорожно-транспортные происшествия? Чтобы ответить на этот вопрос, надо опять обратиться к причинам дорожно-транспортных происшествий. Каковы они, можно ли их ликвидировать? Если причины ДТП устранимы, то, значит, ДТП не неизбежны? А если причины возникновения ДТП устранить невозможно, значит, они неизбежны? Попробуем разобраться. Причин ДТП много, но, как бы они ни были разнообразны, 85-90% из них происходят по вине человека – идущего или едущего. Оставшиеся 10-15% ДТП происходят по другим причинам. Специалисты пришли к выводу, что безопасность движения в решающей степени зависит от трех взаимосвязанных составляющих. Это человек, автомобиль и дорога. Значит, нужно, каким-то образом воздействуя в отдельности на каждую из этих составляющих, добиться, чтобы они перестали быть источниками опасности. Поведение участников и очевидцев ДТП При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: — немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; — принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия; — освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия; — сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия. Если в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может быть осуществлено без участия уполномоченных на то сотрудников милиции путем заполнения водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Оказание помощи пострадавшим в ДТП Первое, что необходимо сделать, – оценить ситуацию и приступить к извлечению пострадавшего из-под колес, из кабины и т. п. Делать это надо аккуратно, потому что двери кабины могут быть деформированы, заклинены, вдавлены внутрь, что будет мешать извлечению пострадавшего. Надо прежде всего устранить причины, мешающие этому. Пострадавшего нельзя извлекать из автомобиля, если: – нет прямой опасности для его жизни; – его состояние может ухудшиться. Пострадавшего нужно извлекать из автомобиля, если: – имеется кровотечение, которое нельзя остановить в машине; – он без сознания; – его жизни угрожает опасность. Второе – принять меры, чтобы предупредить воспламенение и взрыв горючего, повторный наезд и столкновение и т. п. Надо установить аварийные знаки, выключить двигатели и отключить аккумуляторы в аварийных машинах. Третье – вызвать «скорую помощь» и с помощью окружающих извлечь пострадавшего и перенести его в безопасное место. Для извлечения пострадавшего надо: – открыть дверцы, при невозможности – выбить стекла; – отстегнуть или отрезать ремень безопасности, удерживающий пострадавшего; – освободить ноги; – извлечь пострадавшего за доступные неповрежденные части тела (хорошо, если это делают два-три человека); – следить, чтобы извлекающие сами не споткнулись и не зацепились за что-либо. Извлечь пострадавшего из автомобиля, перенести его на какую-нибудь площадку и уложить для оказания первой помощи следует с максимальной осторожностью, чтобы создать условия для стимуляции дыхания и сердечной деятельности: – после удаления пострадавшего с места происшествия его не переносят, а осторожно подтаскивают; не стоит переворачивать пострадавшего на спину, кроме как при оживлении: его тело, принимая удобную позу, старается само помочь себе; – голову пострадавшего нужно положить ниже, немного повернуть в сторону и слегка запрокинуть, иначе потерявший сознание человек может задохнуться из-за западания языка; – если нет морозов или осадков, нельзя ничем накрывать человека, находящегося в бессознательном или шоковом состоянии (нагревание тела усилит кровообращение, из-за чего может пострадать кровоснабжение некоторых органов); – под пострадавшего нужно подстелить одеяло; – потерявшему сознание нельзя давать пить (он не способен глотать); – постоянно нужно следить за дыханием: если оно прекратилось, нужно немедленно приступить к оживлению. Вопросы для закрепления: 1. Какими требованиями Правил должны руководствоваться водители в случае ДТП? 2. Каковы особенности оказания помощи пострадавшим в ДТП? 3. Какие виды ДТП вы знаете? 4. В чем основная причина ДТП?

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология