Автор конспекта:
Автор(ы): — Перевозная Ольга Викторовна

Место работы, должность: — МОУ-СОШ№1 г.Маркса

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

в форме деловой игры вырабатывать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки, формировать нормы правильной литературной речи, активно работать над предупреждением орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Краткое описание: — В форме деловой игры повторить изученный материал, прививая школьникам любовь к родному языку

Ход урока: Сегодня мы проведём необычный урок в форме деловой игры. Эпиграф урока.
(вывешен на доске)

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
напутствуют, и славят, и чернят.

Вступительное слово учителя:

- Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчёты, наблюдения? Учёный, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений.

И горько подумать, что случайная описка или ошибка могут оборвать нить изложения, изменить смысл, разрушить стройную систему доказательств – короче говоря, значительно повредить плоды напряжённой работы мысли.

«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность», — так пишет в книге «У слова, стоя на часах» Олег Фисс – корректор по профессии.

Обратимся к Толковому словарю и определим лексическое значение слов:

Корректор, корректура, корректировать.

Корректор- работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру.

Корректура– исправление ошибок

Корректировать– исправлять ошибки, поправлять текст.

Сегодня все вы, ребята, будете в течение урока выполнять обязанности корректора.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать корректор?

.(Хорошее знание языка, обладать орфографической и пунктационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным.)

Задание №1 Проверим свою орфографическую зоркость!

Дети, перед вами письмо одной не очень грамотной девочки . Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила ученица.

Дядя, прашу тебя, помаги твоей плимяннице Оле,
А то небудет наги в этой противной школи.
Мне вчера за дектант на слова учитель паставил «два»,
А сам сказал, что маю работу даже несмок прачитать .
Попраси его, дядя, исправить двойку и паставить мне пять.

Задание №2.

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

- Представляю вам право выбора оружия.
— Превосходно, — ответил Пруст, — предпочитаю орфографию. Вы убиты!

Проведём и мы с вами орфографическую дуэль. Пишем словарный диктант.

Памятное происшествие, лиловые сумерки, ярко св_ркнуть, с_яние звёз_, и_ти ц_почкой, зам_тать порошей, злая в_юга, угр_жать бедой, жу_кая м_тель, прове_ти ноч_, ж_лезная выдер_ка, ст_рались помоч_, смутные оч_ртания, казаться бли_ким, достичь деревн_.

А теперь проведём взаимопроверку. (работа в парах).

Задание №3.

Как – то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан.

Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.
— Этого подать не можем, не держим, — ответил официант.
— Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, — сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню. (Можно пользоваться словарём)

Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверьте написание следующих слов

Бульон.

Ра__ольник с к_лбасой.

К_тлеты рыбные.

П_льмени.

Шамп_ньоны в соусе.

К_мпот из сухофруктов.

П_рожное бисквитное.

Пиро_ки с к_ртошкой.

З_млянич_ное мороженое.

Задание №4.

В редакцию на имя начальника отдела «Грамотность» поступила объяснительная от бригадира грузчиков Недосмотрова И.И.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ.

При транспортировке ящика с корнями РОС-РАСТ-РАЩ грузчиком Расхлябовым было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, он быстро собрал рассыпавшиеся буквы корней. По причине неграмотности это было сделано им неверно.

Наша задача привести содержимое ящика в исходное состояние, восстановив буквы в корнях.

Проведём буквенный диктант на данное правило.

  • выросла
  • взрастить
  • водоросли
  • растения
  • росток
  • отрасль
  • заросли
  • выращенный
  • отросла
  • Задание №5.

    Ребята! На уроках русского языка мы не раз знакомились с интересными текстами замечательного автора многих книг для детей Игорем Акимушкиным.

    И если Вы захотите узнать:

    - растут ли булки на деревьях

    - у кого зубы в желудке

    - кто хвостом пьёт воду и многое другое, прочитайте книгу этого автора «Причуды природы»!

    Предлагаю познакомиться с текстом, взятым из книги писателя.(ученики читают выразительно текст)

    В далёкие времена на Земле жили гигантские ящеры.

    Это было удивительное время! Никогда прежде Земля не видела таких чудовищ и едва ли увидит вновь. Им во владение отдавалось всё: суша, море, воздух.

    Бескрайние леса населяли всевозможные ящеры. Они стремительно носились между деревьями на кожистых крыльях, складывали их и располагались на отдых на деревьях. На полянах появлялись проворные динозавры, а в зарослях роскошных растений пощёлкивали и посвистывали причудливые птицы. В болотах копошились огромные животные.

    - Докажите, что это текст.

    - Как бы вы озаглавили текст?

    3 ученика выполняют задания у доски:

    1- разбор слов по составу БЕСКРАЙНИЕ, РОСКОШНЫХ,ПОСВИСТЫВАЛИ

    2 – фонетический разбор МОРЕ

    3 – синтаксический разбор предложения Бескрайние леса населяли всевозможные ящеры.

    ЗАДАНИЕ КЛАССУ:

    - Перед вами карточки с заданиями разного уровня сложности

    Карточка со значком «звонок» — на оценку «3»

    «папка» — на оценку «4»

    «книга» — оценка «5»

    Но эту оценку вы получите, если не допустите ни одной ошибки.

    Выберите задание по своим возможностям, подпишите.

    УРОВЕНЬ « 3». Составить схему последнего предложения.

    УРОВЕНЬ «4». Найдите предложения, соответствующие схемам:

    УРОВЕНЬ «5» . Составить схемы 4 и 6 предложений.

    Задание №6.

    Одно из правил, изученное в разделе «Словообразование» звучит так:

    Буквы о-а в корне -ЛАГ-ЛОЖ. Вспомним его.

    На это правило есть одно замечательное стихотворение.

    Живут на свете, людям помогая,

    Приставки воз-,из-,через-,раз- и без-.

    Но звук глухой согласный их встречает,

    И мы их пишем только с буквойС.

    Глухие звуки – это непоседы,

    Они спокойно не желают жить,

    Они мечтают звонкого соседа

    Во что бы то ни стало оглушить.

    Задание:

    Подберите к каждому «отрезку» слова подходящую для него приставку, оканчивающуюся на З или С.

    1 вариант – выписать слова с приставкой на З

    2 вариант — выписать слова с приставкой на С

    …мерить, …пытывать, …дельник, …трепнуться, …ведчик,

    …кипеть, …лететь, …править, …ложение, …трепенуться

    Задание №7.

    «Не забывай на праведном пути то,
    что старик Марк Твен сказал когда-то:
    ты должен слово нужное найти,
    а не его троюродного брата».

    Заучите эти строки наизусть. Они будут встречаться вам не раз.

    В них чётко определено задание : замените развёрнутые определения одним словом.

    Но сначала вспомним правило: буквы ы-и после ц (разгадаем кроссворд)

    1. точная выдержка из какого-либо текста ( цитата)

    2. прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой ( цыкнуть)

    3. инструмент для вычерчивания окружности (циркуль)

    4. систематическое собрание каких-нибудь предметов (коллекция)

    5. плодовые растения, к которым принадлежат лимон, апельсины, мандарины (цитрусовые)

    6. бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон)

    Задание №8.

    Светло и ярко солнце светит,
    Но загрустил Ошибкин Петя.
    Глядит мечтательно в тетрадь:
    — Вот если б получить мне «пять».

    Дорогие корректоры, поможем Пете получить пятёрку.

    Работать будем с сигнальными карточками.

    Предлагать, проложить, ложиться, расположение, облагать, выложить, располагались, уложить, прилагательное, доложить, предполагаемый, налагается, наложить.

    ИТОГ УРОКА

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    __________________________________________________________________________

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология