Автор конспекта:
Автор(ы): — Полох Марина Анатольевна

Место работы, должность: — МКОУ СОШ с.Арка

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

ЦЕЛИ:

-образовательная: способствовать становлению умения оценивать историческую личность и результаты ее деятельности;

-развивающая: развитие критического мышления на основе анализа оценки личности Петра I;

-воспитательная: расширение круга чтения учащихся, формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, обращаясь к разным источникам, доказывать свое мнение, правильно строить речь.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Пчелов Е.В. История России. 17 – 18 века:– М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2006

1. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 16 века:

для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. –

М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005

2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. 17 – 19 века:

Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005

Используемое оборудование: —

1. Выставка книг по теме.

2. Карта «Россия в 1 половине 18 века».

3. Презентации учеников.

4. Компьютер и проектор.

5. Памятки по ведению дискуссии и для экспертов.

6. Весы и карточки двух цветов.

Используемые ЦОР: —

1 С: Образование 4. Школа Система организации и поддержки образовательного процесса ЗАО "1С", 2006-2007

История России 7 класс

Краткое описание: — Урок-дискуссия проводится после изучения раздела "Эпоха Петра I". В ходе урока у учащихся создается объективное представление о сути научного спора о личности Петра I, они определяются в своем отношении к исторической личности и итогах его преобразований.

УРОК — ДИСКУССИЯ ПО ТЕМЕ «ПЁТР ПЕРВЫЙ – «ЧУДО» ИЛИ «ЧУДОВИЩЕ»?

ЦЕЛИ:

-образовательная: способствовать становлению умения оценивать историческую личность и результаты ее деятельности;

-развивающая: развитие критического мышления на основе анализа оценки личности Петра I;

-воспитательная: расширение круга чтения учащихся, формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, обращаясь к разным источникам, доказывать свое мнение, правильно строить речь.

ЗАДАЧИ:

— обобщить и расширить знания учащихся о Петре, его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу России;

— развивать умения аргументировано отстаивать свое мнение, продолжить работу по отработке навыков дискуссии;

— предоставить учащимся возможность озвучить материал, собранный по теме, и сделать выводы о роли и месте Петра 1 в отечественной истории.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: создается объективное представление о сути научного спора о личности Петра I, учащиеся определяются в своем отношении к исторической личности и итогах его преобразований.

ВИД: регламентированная дискуссия.

ФОРМА: групповая дискуссия.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Выставка книг по теме.

2. Карта «Россия в 1 половине 18 века».

3. Презентации учеников.

4. Компьютер и проектор.

5. Памятки по ведению дискуссии и для экспертов.

6. Весы и карточки двух цветов.

ЭТАПЫ УРОКА:

1. ОРГМОМЕНТ. Класс поделён на три группы: первая – «за» Петра, вторая – «против», третья выступает в роли экспертов. Группы рассаживаются «буквой П». Учитель – в роли ведущего.

2. МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Эпиграф

Русская мысль относилась различно к этому великому человеку и его деятельности. Различия взглядов происходило, во-первых, от громадности дела, совершенного Петром, и продолжительности влияния этого дела.

В. Соловьев.

Современники называли Петра 1 человеком необыкновенным. И, действительно, поражает разносторонность его дарований: он был незаурядным полководцем и дипломатом, флотоводцем и законодателем, его можно было встретить с топором в руке и пером в руках, вырезывающим новый шрифт, и сидящим за чертежом нового корабля, озабоченного постигшей неудачей и ликующим по поводу одержанной победы, за изучением какой-либо диковинной машины и размышляющим над устройством правительственного механизма обширного государства.

Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".

Умер Петр. «Закатилось солнце земли русской»- эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра. Вот такие разные оценки. Эти споры продолжаются и по сей день.

В чем же суть спора?

Так кто же он? Царь-преобразователь, великий реформатор или жестокий тиран?

Давайте и мы включимся в этот спор, используя знания, полученные на уроках истории, литературы, при изучении исторических источников, попробуем ответить на вопрос: «Каким был Пётр?» Что вас привлекает в нём, а что вы осуждаете и почему?

«Что такое Пётр? Чудо или чудовище?» — Д.С.Мережковский.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. Мы сегодня продолжим формирование умений вести дискуссию. Напоминаю вам правила её ведения. (У всех учащихся 3-х групп лежат памятки на столах).

ПРАВИЛА ДИСКУССИИ:

— Во время дискуссии вести себя спокойно и достойно.

— Говорить убедительно, не горячиться.

— Внимательно и терпеливо выслушивать мнение оппонента.

— Анализировать объективно замечания противника: или приводить новые аргументы или признать его правоту.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИИ ПО ПЛАНУ:

1. Личность Петра1. Оценки Петра.

2. Реформы, их значение. Оценки реформ.

Группы оппонентов обсуждают вопросы плана под руководством учителя, показывают свои подготовленные презентации, используют исторические источники.

Эксперты получают памятки и карточки чёрного и белого цветов.

ПАМЯТКА ЭКСПЕРТАМ:

Проанализируйте деятельность групп, отметьте сильные и слабые стороны, чьи аргументы вы считаете наиболее убедительными.

5. РАЗМИНКА.

ВИКТОРИНА «ВПЕРВЫЕ»

1. В 17 веке в России впервые был изготовлен двойной трон. Для кого?

2. В 1698 году был Пётр учредил первый орден. Как он назывался?

3. В 1703 году вышла первая общероссийская газета. Как она называлась?

4. В 1696 году появилось звание генералиссимуса в России. Кто стал первым?

5. Кто и когда стал первым императором в России?

6. Когда появилась первая Академия наук в России?

7. Как назывался первый русский музей, учреждённый указом Петра?

8. Когда в России впервые встречали Новый год 1 января?

9. Какие продукты и растения впервые появились у русских при Петре?

10. Когда появились первые губернии?

11. Как назывались собрания петербургского общества, где впервые женщины смогли

приобщиться к культурному досугу?

12. Какой вид казни впервые введён при Петре?

13. Обычай дарить младенцам одежду голубого цвета для мальчиков и розового для

девочек укоренился при Петре. Почему?

14. В эпоху Петра Великого многое появилось впервые: флот, фейерверки, новая одежда.

Что ещё?

15. Какие знаки воинского отличия появились в 1700г.? Более 100лет их носили только

на левом плече.

ПЁТР – «ЧУДО»

Позиция 1. Петр направил Россию к свету европейской образованности, ввел в число европейских держав.

Куда ты скачешь , гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А.С. Пушкин

ПЁТР – «ЧУДОВИЩЕ»

Позиция 2. Петр подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского народа, заразил ее скверной подражательства чужому.

Нет, не змия Всадник Медный

Растоптал, стремясь вперед, -

Растоптал народ наш бедный,

Растоптал простой народ

Н.Ф. Щербина

Уточнение: Эпиграмма – это остро сатирическое произведение, зачастую несущее в себе сверхгиперболу, но вместе с тем, основанное на определенных реальных событиях.

Правомерна ли, с точки зрения исторических фактов, подобная оценка деяний Петра. На нашем занятии мы порассуждаем о деятельности императора, по двум, исключающим друг друга позициям. Кстати, памятные даты февраля тесно связаны с законодательной и градостроительной деятельностью Петра 1. (плакат на стенде)

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДИСКУССИИ. РЕФЛЕКСИЯ.

ВОПРОСЫ КЛАССУ: Как мы работали? Что у нас получилось лучше? Что хуже?

Эксперты анализируют деятельность групп, отмечают сильные и слабые стороны, «голосуют» – кладут карточки на весы, чтобы определить, кто выиграл спор.

Учитель предлагает оппонентам высказаться и тоже «проголосовать».

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Вокруг имени любого великого человека всегда ведутся страстные споры и дискуссии. Собственно, они и являются своеобразным показателем масштаба личности. Что касается ПЕТРА 1, то истина, видимо, заключается в противоречивости самого царя, в сочетании хорошего и плохого, великого и злого в нём и его делах.

В.О.Ключевский: «Самовластие само по себе противно как политический принцип, его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием, когда самовластец, не жалея себя, идёт напролом во имя общего блага, рискуя разбиться о неодолимые препятствия и даже о собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева».

Вернёмся к словам Д.Мережковского: «Что такое Пётр? Чудо или чудовище? Я опять-таки решать не берусь. Он слишком родной мне, слишком часть меня самого, чтобы я мог судить о нём беспристрастно…».

ЗАДАНИЕ: подобрать материал о наградах петровской эпохи, изучить истории их возникновения, материал данных исследовательских работ предоставить на следующем заседании.

Темы:

— награды для солдат

— награды для командиров

— награды женщинам

Источники:

  • http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=9&ved=0CFYQFjAI&url=http%3A%2F%2Fnewosschool3.narod.ru%2FUrok_Petr1.doc&ei=J_PuUoGDB6r64QSuhYGQCw&usg=AFQjCNHDvgJBIjTq4MJR257Owje0RZjmcw&bvm=bv.60444564,d.bGE&cad=rjt
  • http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/urok-diskussiya-spory-o-petre-i
  • Файлы: Урок-дискуссия.doc
    Размер файла: 46592 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология