Автор конспекта:
Автор(ы): — Становский Владимир Иванович

Место работы, должность: —

Учитель физики МОУ СОШ №17

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

Цели урока:

  • познакомить с явлением тяготения, усвоить понятие силы тяжести;
  • развивать умения анализировать, выделять главное;
  • прививать навыки умственного труда, вызвать интерес к наблюдаемому явлению.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 17

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Учебник «Физика. 7 класс», А.В.Перышкин, «Дрофа», 2010 г

Используемая методическая литература: —

Список использованной литературы

  • Учебник «Физика. 7 класс», А.В.Перышкин, «Дрофа», 2010 г
  • Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2008. – 96 с. ил.

Интернет-ресурсы

  • http://festival.1september.ru/articles/538610/

Используемое оборудование: —

Оборудование: шарик, подвешенный на нити, теннисный шарик, лист бумаги, ластик.

Используемые ЦОР: —

Интернет-ресурсы

  • http://festival.1september.ru/articles/538610/

Краткое описание: —

Изучение нового материала.

Урок физики в 7 классе на тему:

«Явление тяготения. Сила тяжести».

Цели урока:

  • познакомить с явлением тяготения, усвоить понятие силы тяжести;
  • развивать умения анализировать, выделять главное;
  • прививать навыки умственного труда, вызвать интерес к наблюдаемому явлению.

Задачи:

  • актуализировать знания силы – как физической величины;
  • сформировать у учащихся понятие силы тяжести, выяснить зависимость силы тяжести от массы тела;
  • организовать применение учащимися знаний явления тяготения и формулы нахождения силы тяжести для решения качественных и количественных задач;
  • побудить интерес к самостоятельному решению задач.

Оборудование: шарик, подвешенный на нити, теннисный шарик, лист бумаги, ластик.

Тип урока: Комбинированный урок

Ход урока:

  • Оргмомент. Проверка готовности класса к уроку. Мотивация. Постановка целей и задач урока.
  • Показ демонстраций:

    • Движение теннисного шарика по поверхности стола

    Вопрос: Что является причиной изменения скорости движения шарика?

    Ответ: Скорость тела изменяется в результате действия другого тела. На шарик действует сила со стороны стола, скорость шарика уменьшается.

    • Движение теннисного шарика брошенного вверх.
    • Движение теннисного шарика, брошенного горизонтально.

    · Падение металлического шарика, подвешен­ного на нити, после перерезания нити.

    Вопрос: Что является причиной изменения скорости движения шарика в этих случаях?

    Ответ: Другое тело. Земля.

    Вопрос: Приведите примеры, продемонстрируйте, когда скорость тела изменяется в результате действия Земли?

    Учащиеся показывают падение ручек, карандашей и т.д.

    Вопрос: Как вы думаете, одинакова ли сила вызывающая изменение в движении шарика в первом случае и последующих?

    Ответ: Силы разные.

    Итак, мы пришли к выводу, что силы бывают разные. Силу, с которой Земля притягивает все тела, называют силой тяжести, а само явление – явлением тяготения.

    Давайте теперь попытаемся сформулировать тему урока и задачи, которые стоят перед нами.

  • Актуализация знаний.
  • Ответы на вопросы: (к параграфу 23 учебника)

    Продолжите фразу:

  • Сила есть физическая… (величина).
  • Если к телу приложена сила, то тело изменяет свою… (скорость).
  • Основной источник получения информации в физике (наблюдение).
  • Сила, как и скорость является… величиной (векторной).
  • Изгиб, кручение, сжатие, растяжение – это … (деформация).
  • Сила, подобно скорости, имеет … (направление).
  • Изучение нового материала.
  • - В чем же заключается явление тяготения?

    - Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду морей и океанов, дома, спутники и т.п.

    Благодаря притяжению к Земле течет вода в реках. Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется. Сходят с гор лавины, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т.д.

    - Все живые существа на земле чувствуют ее притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру земли, а стебель вверх.

    - Ребята, а как вы думаете, мы притягиваем к себе Землю?

    Солнечная система ( DVD «Физика 11» приложение к учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, В.М. Чаругина)

    - Земля и все остальные планеты, движущиеся вокруг Солнца, притягиваются к нему и друг к другу. Не только Земля притягивает к себе тела, но и эти тела притягивают к себе Землю. Притягивают друг друга и все тела на Земле. Например, притяжение со стороны Луны вызывает на Земле приливы и отливы воды, огромные массы которой поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на высоту нескольких метров. Притягивают друг друга и все тела на Земле. Поэтому взаимное притяжение тел Вселенной названо всемирным тяготением

    - Продолжим наши исследования.

    Демонстрация: (выполняет учащийся) бросаем развернутый лист бумаги одновременно с ластиком, затем лист бумаги сминаем в комок и повторяем опыт.

    Вопрос: Объясните почему, по вашему мнению, падение происходит по-разному? Что является причиной? Зависит ли сила тяжести от массы тела?

    - Аристотель считал, что в вакууме все тела должны падать одинаково. Однако, из этого умозрительного заключения он сделал следующий вывод: “падение разных тел с одинаковой скоростью настолько абсурдно, что ясна невозможность существования вакуума”.

    Ответ на это вопрос был дан великим итальянским ученым Галилео Галилеем. Своими замечательными опытами (он исследовал движение шариков по наклонной плоскости и падение тел, сбрасываемых с вершины Пизанской башни) он показал, что все тела, независимо от массы падают одинаково.

    Если сопротивление воздуха мало, то движение тел на Землю называют свободным падением. Т.о. если на тело действует только сила тяжести, оно свободно падает. Измерения показали, что у поверхности Земли свободно падающее тело увеличивает за 1 сек свою скорость на 9,8 м/с. Эта величина называется ускорением свободного падения. Обозначается — g

    Зная массу и ускорение свободного падения можно найти силу тяжести.

    Fт =m*g, g= Fт /m => g = 9,8 H/кг

  • Закрепление изученного:
  • Решение задач

    1. Под действием какой силы брошенный горизон­тально мяч падает на землю?

    2. На какую гирю (рис.1.) действует большая сила тяжести?

    Рис.1.

    3. Почему подниматься по лестнице значительно тяжелее, чем спускаться?

    4. Найдите силу тяжести, действующую на чугунную болванку массой 30 кг. (решение у доски)

    5. Определите массу ведра воды, на которое действу­ет сила тяжести 120 Н. (Самостоятельно)

  • Подведение итогов урока. Рефлексия. Поднимите правую руку, покажите на пальцах, какую оценку вы бы поставили себе за урок? Понравился ли вам урок? Какую оценку вы бы поставили учителю?
  • Оценки за урок. Комментирование домашнего задания.

    На дом. §24 стр. 57-58 индив.зад. (сообщение о приливах и отливах)

    Список использованной литературы

    • Учебник «Физика. 7 класс», А.В.Перышкин, «Дрофа», 2010 г
    • Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2008. – 96 с. ил.

    Интернет-ресурсы

    • http://festival.1september.ru/articles/538610/

    Файлы: Урок физики в 7 классе..doc
    Размер файла: 63488 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология