Автор конспекта:
Автор(ы): — Романова Татьяна Александровна, учитель математики, категория высшая

Место работы, должность: —

ГБОУ СОШ с. Надеждино м.р. Кошкинский

Регион: — Самарская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Геометрия

Целевая аудитория: — Административный работник
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Данный ресурс способствует формированию навыков решения практических задач по теме Конус, решения задачи на нахождение элементов конуса

Метедическая разработка урока геометрии по теме "КОНУС". 11 класс.

Автор: Романова Татьяна Александровна, учитель математики, категория высшая.

Цель: формирование навыков решения практических задач по теме

Задачи:

Образовательная: Сформировать понятия: конической поверхности, сечений конуса и его элементов; формировать навыки решения задач на нахождение элементов конуса, навыки использования формул вычисления боковой и полной поверхности конуса, навыки решения прикладных задач; показать связь теории с практикой

Развивающая: способствовать развитию логического мышления учащихся и расширению кругозора; развивать пространственное воображение учащихся, умение применять формулы планиметрии при решении стереометрических задач; развивать и совершенствовать умения применять накопленные знания в измененной ситуации; развивать грамотную математическую речь, навыки самоконтроля.

Воспитательная: Воспитывать аккуратность при оформлении работ в тетрадях, ответственность за результат своего труда. Формировать навыки и умения коммуникативного общения.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиоколонки, классная доска, учебник «Геометрия 10-11» Л.С. Атанасян, рабочая тетрадь, чертёжные инструменты, ресурсы Интерната, USB-модем

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, диалог, работа с материалом слайда, учебника; самостоятельная и исследовательская работа.

Методы: наглядный, словесный, условно-символический, исследовательский.

Приложение: слайдовая презентация в программе PowerPoint

Девиз урока: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».

Цитаты урока: «Изучение геометрии без должной связи с жизнью,

без наглядности мешает развитию логического

мышления; снижает уровень математической

подготовки учащихся».

А.И.Маркушевич

После завершения урока учащиеся -

должны знать:

  • основные понятия: конической поверхности, сечений конуса и его элементов,
  • формулы и методы для нахождения основных компонентов конуса,
  • формулы площади боковой и полной поверхности конуса;

должны уметь:

  • строить чертежи по условию задачи,
  • решать практические задачи на нахождение элементов конуса ,
  • видеть фигуры вращения.

1 этап: Организационный.

2 этап: Повторение. Подготовка учащихся к экзамену по математике в форме ЕГЭ. Устное решение задач В3 из материалов типовых тестовых заданий.

(Закрепление навыков нахождения площадей геометрических фигур. В целях организации самопроверки на слайдах приводятся решения заданий)

1. Найдите площадь ΔABC, считая стороны квадратных клеток равными 1. (Ответ: 9) (см. слайд 2)

Решение: Проведем высоту AH. Тогда BC = 6, AH = 3 и, следовательно

2. Найдите площадь ΔABC, считая стороны квадратных клеток равными 1. (Ответ: 7,5) (см. слайд 3)

Решение: Разобьем данный ΔABC на два треугольника ABD и BDC. Их общая сторона BD = 3, а высоты, к ней проведенные, равны соответственно 1 и 4. Площадь ΔABD равна 1,5, а площадь ΔBDC равна 6. Площадь ΔABC равна сумме площадей этих треугольников и, следовательно, равна 7,5

3. Найдите площадь треугольника, вершины которого имеют координаты (1, 1), (4, 4), (5, 1). (Ответ: 6) (см. слайд 4)

Решение: Из вершины B Δ ABC опустим высоту BH = 3. Сторона AC = 4. Следовательно, площадь треугольника равна 6

3 этап: Определение темы урока. Постановка задач

Учитель: Назовите тему урока, разгадав ребус.

(см. слайды 5-6)

4 этап: Теоретический опрос.

По материалам учебника «Понятие конуса» и «Площадь поверхности конуса»

(с целью проверки усвоения теоретических понятий)

Учитель: Ребята, а вы знаете, что латинское слово «conus» заимствовано из греческого языка (konos — втулка, сосновая шишка)… С конусом люди знакомы с глубокой древности. В книге Архимеда (287 – 212гг. до н.эры) «О методе» приводятся решения практических задач, связанных с конусом.

А исследование свойств конуса принадлежат школе Платона (428 – 348 гг. до н.эры), над входом которой было написано: «Пусть сюда не входит никто, не знающий геометрии». (см. слайд 7)

Подробнее о конусе из видиоролика (лекция «Конус»: что называется конусом; что такое коническая поверхность; пример конической поверхности, и что называется круговым конусом). (Просмотр видиоролика — 2 минуты 26 секунд)

Учитель: Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы из слайда :

1. Что называется конусом?

2. Что такое образующая?

3. Что называется радиусом конуса?

4. Какая фигура получается в сечении цилиндра плоскостью, проходящей через ось цилиндра?

5. Какая фигура получается в сечении цилиндра плоскостью, проходящей перпендикулярно оси цилиндра?

6. Равны ли друг другу углы между образующими конуса и плоскостью основания?

7. Что является развёрткой конуса?

8. Чему равна площадь боковой поверхности конуса? (см. слайд 8-9)

(На слайдах приводится наглядная интерпретация, с целью развития навыков самоконтроля и формирования пространственных представлений учащихся)

9. Почему цилиндр и конус называют телами вращения? (см. слайд 10)

Учитель: Познакомится с алгоритмом построения, рассмотреть трехмерное изображение конуса можно на страницах Интернета

http://www.youtube.com/watch?v=DGn6fXsHQx0 (просмотр 1 минута 16 сек)

Или пройдя по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=aY1uVp4EoRI

http://www.youtube.com/watch?v=o1LGLUcU5O0 (см. слайд 11)

5 этап: Знакомство с практическим применением.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке вы затруднялись при перечислении предметов, имеющих форму конуса. И сегодня я выполняю свое обещание. Покажу вам как разнообразно его использование и практическое применение.

Конус можно рассмотреть в различных предметах, начиная с обычного мороженого и заканчивая техникой.

В детстве многие ваши игрушки, или их составляющие имели форму конуса… А как часто его можно встретить в природе. (см.слайды 12-19)

«Природа говорит языком математики:

буквы этого языка – круги,

треугольники и иные геометрические фигуры»

Г. Гильберт

Учитель: Это формы деревьев, рельеф земной поверхности: горы и холмы. Их можно найти и на дне океана. «Конусами» называется семейство морских моллюсков. Конусов свыше 500 видов. Живут в тропиках и субтропиках, являются хищниками, имеют ядовитую железу. Укус конусов очень болезнен. Известны смертельные случаи. Раковины используются как украшения, сувениры.

Формы конуса могут принимать и природные явления, и космические объекты. (см.слайды 20-24)

А без конусов архитектурные сооружения не были бы так привлекательны и великолепны! (см лайды 25-30)

6 этап: Выполнение срезовой (самостоятельной) работы.

(с целью проверки усвоения теоретических понятий)

Учитель: Проверим ваши знания. Ответьте, пожалуйста, письменно в тетрадях на вопросы:

1. Какое из изображённых тел является конусом?

2. Ответы запишите в столбик. Из первых букв составьте слово:

  • Фигура, полученная при поперечном сечении конуса?
  • Отрезок, соединяющий вершину с окружностью основания?
  • Имеет ли конус центр симметрии?
  • Тело, полученное при пересечении конуса плоскостью, параллельной основанию?
  • Фигура, являющаяся боковой поверхностью конуса? (см слайды31-32)

Учитель: Теперь попрошу вас обменяться тетрадями и проверить работу друга по слайду. Каковы результаты? (см.слайд 33)

7 этап: Решение задач по готовым чертежам.

(с целью формирования навыков решения задач на нахождение элементов конуса, используя знания и навыки решения прямоугольных и равнобедренных треугольников)

Задача №1. Найти радиус и высоту конуса, если его образующая равна , а угол при вершине составляет 90°.

Решение: По свойству равнобедренного треугольника высота является медианой и биссектрисой. Зная, что диагональ квадрата, а также гипотенуза равнобедренного прямоугольного треугольника равна находим катеты. Ответ: R=3, h=3. (см. слайд 34)

Задача №2. Найти высоту и диаметр основания конуса, если его образующая равна 6 , а угол при вершине составляет 120°.

Решение: Находим величины острых углов прямоугольного треугольника. По второму свойству прямоугольного треугольника и по Теореме Пифагора находим катеты. Определяем диаметр основания конуса.

Ответ: h=3, d= (см.слайд 35)

8 этап: Решение практических задач.

Учитель: Понятие «Освещённость» как физическая величина, численно равнаясветовому потоку , падающему на единицу поверхности, известна вам из курса физики. Освещённость прямо пропорциональнасиле света источника света. А мы сегодня будем будим вычислять площадь освещаемой поверхность.

Задача № 3. Фонарь установлен на высоте 8 м. Угол рассеивания фонаря 120°. Определите, какую поверхность освещает фонарь.

Решение: Освещаемая поверхность – круг, основание конуса. Лампа фонаря – вершина конуса. Лучи направленные на окружность основания – образующие конуса. Рассмотрим осевое сечение конуса. Это равнобедренный треугольник. Опустим высоту. Она поделит данный треугольник на два равных прямоугольных треугольника с острыми углами в 30° и 60°.

Из

FOC по второму свойству прямоугольного треугольника находим FC=16 м. По определению тангенса (или по теореме Пифагора) вычисляем ОС= .

Площади освещаемой поверхности равна площади основания (круга).

S = π R2 = 192π ≈ 603(м2). Ответ: S= 603 м2. (см.слайд 36)

Учитель: Приближаются новогодние праздники, а с ними и приятны хлопоты по приготовлению. Мы тоже не останемся в стороне и решим задачу.

Задача № 4. Вычислите, сколько метров гирлянды понадобится для украшения ёлки? Гирлянды будут висеть под углом 300 при вершине, высота елки – 12 м, а длина еловой ветви при основании — 5 м.

Решение: Форму елки примем за конус с высотой 12м и радиусом основания – 5 м.

Нити гирлянд закреплены на макушке елки и распределены по боковой поверхности конуса через 30°.

Сколько нитей гирлянд на елке? 360° : 30° = 12 (нитей). Как найти длину одной нити? Она равна образующей конуса.

Рассмотрим осевое сечение конуса – равнобедренный треугольник. Из прямоугольного

НВС находим ВС= 13 см.

Чтобы найти длину всей гирлянды длину нити умножаем на количество нитей. Длина гирлянды 12·13 =156 (м) Ответ: 156 м. (см. слайд 37)

Учитель: Елку нарядили, к новогодним праздникам подготовились. А сейчас вспомните, как жили в палатках в скаутских лагерях. Представили туристические палатки? Они могут быть разнообразных форм. Мы сегодня будем решать задачу о палатке-конусе. Решаем её с комментированием. (см. слайд 38)

Задача № 5. Сколько квадратных метров брезента потребуется для сооружения палатки конической формы высотой 4 метра и диаметром основания 6 метров?

На подгиб и швы необходимо добавить 5%. (см. слайд 39)

Дано: конус, h=4 м, dосн =6 м

Найти: Sбок=?

Решение: Палатка имеет форму конуса, следовательно нам необходимо вычислить площадь поверхности конуса. Мы знаем, что Sпол = Sосн + Sбок , где Sбок = πRℓ и Sосн = πR2

R=d:2 = 6:2 = 3(м)

Рассмотрим осевое сечение конуса – равнобедренный треугольник. Опустим высоту (медиану) ВН. Она разобьет

АВС на два равных прямоугольных треугольника. Из

ВНС по теореме Пифагора найдем образующую, ВС =

=5м.

Sбок = πRℓ= π· 3·5 = 15 π ≈ 47,1 (м2), (см.слайд 40)

Sосн = πR2 = 9π ≈ 28,26 (м2),

Sпол = Sосн + Sбок = 75,36 ≈ 75,4(м2) брезента

Найдем 5% от Sпол , что составит 3,8 м2. Значит S = Sпол + 3,8 =79,22)

Ответ: 79,2м2 брезента потребуется для палатки.

Учитель: Молнии, атмосферные разряды – постоянный и практически повсеместный источник угрозы для человека и его имущества. Это одно из самых разрушительных и устрашающих природных явлений, с которыми повсеместно сталкивается человек. Последствия, в тех случаях, когда в доме нет надежнойсистемы молниезащиты (грозозащиты)– унесенные жизни, разрушенные здания, пожары, выход из строя электропроводки, оборудования и приборов. По статистике на Земле ежегодно гибнет от разрядов молний 6 человек на 1000000 жителей.

Молниеотводгромоотвод»)—устройство, устанавливаемое назданиях и сооружениях и служащее для защиты от ударамолнии . (см слайд 41)

Первый молниеотвод был изобретён Бенджамином Франклином в1752 году.

Я предлагаю вам самостоятельно решить следующую задачу. Решите! Сверим ответы. (см.слайды 42-43)

Задача № 5. Вычислите высоту молниеотвода, если радиус "защищенного" круга 15 м, а угол между молниеотводом и образующей конуса безопасности 60 º

Решение: Поток света от фонаря можно сравнить с конусом. Тогда наша задача сведется к нахождению высоты конуса.

Рассмотрим осевое сечение конуса – равнобедренный треугольник. Опустим высоту ВН. Она разобьет

АВС на два равных прямоугольных треугольника. Из

ВНС по определения тангенса имеем tg60°=

.

Значит ВН =

=

=

≈ 8,5 (м).

Ответ: высота молниеотвода должна быть не менее 8,5 метров

8 этап: Подведение итогов.

Учитель: Все вы хорошо поработали. Я попрошу каждого закончить предложение: «Сегодня на уроке МЫ ……»

(Выставление оценок, запись домашнего задания

Д/З п.55-57 № 562,565. ) (см.слайд 44)

А урок хочется закончить словами Татьяничевой Л:

Да, путь познания не гладок,

Но знаем мы со школьных лет:

Загадок больше чем разгадок

И поискам предела нет.

ЛИТЕРАТУРА

  • «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы». Составитель Т.А. Бурмистрова. Издательство Москва. «Просвещение». 2009г.
  • 2.«Геометрия 10-11Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Поздняк, И.И. Юдина». Издательство: Москва. Просвещение. 2010г.

  • «Математика. Типовые тестовые задания. ЕГЭ-2012» Под редакцией А.Л. Семенова, И.В. Ященко» Рекомендовано МИОО Издательство: Москва. Экзамен.2012 г.
  • «Математика. 2011. Самое полное издание типовых тестовых вариантов заданий ЕГЭ» Рекомендовано ФИПИ. Под редакцией А.Л. Семенова, И.В. Ященко» Издательство: Москва. АСТ. Астрель .2011 г.
  • «Поурочные планы. Геометрия 10» Т.Л. Афанасьева.Л.А. Тапилина Издательство «Учитель». г.Волгоград . 2005г. (см.слайд 45)
  • ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • http://www.youtube.com/watch?v=zcTM0A8rMX4
  • http://www.youtube.com/watch?v=DGn6fXsHQx0
  • http://www.youtube.com/watch?v=o1LGLUcU5O0
  • http://www.youtube.com/watch?v=aY1uVp4EoRI
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B4
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BD,_%D0%91%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
  • http://festival.1september.ru/articles/589969/
  • http://www.uchportal.ru/load/24-1-0-21426
  • http://festival.1september.ru/articles/413311/
  • http://uztest.ru/abstracts/?idabstract=523545
  • http://festival.1september.ru/articles/505914/
  • Файлы: KONUC. Romanova.rar
    Размер файла: 4428504 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология