Автор конспекта:
Автор(ы): — Кашичкина Светлана Анатольевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ№4 г.Энгельс, учитель информатики, математики

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Предмет(ы): — Математика

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Урок-игра 6 класс Рассчитана игра на 2 урока. Участвует в игре все учащиеся. При ответе поднимают карточка с выбранным ответом А, Б, В или Г. На каждой станции небольшой исторический материал перед вопросами. 1.Историческая станция 2.Мерная станция 3.Числовая станция 4.Юмористическая станция 5. Фольклорная станция. На каждой станции выбирается лучшая десятка участников, им вручаются жетоны. По результатам 5-ти станций выбирается лучшая десятка игры. Подводятся итоги, а в это время проходит 6. Кодировочная станция. Презентацию к уроку и конспект урока смотри прикрепленный файл

Урок-игра для 6 класса: «Лучшая десятка».

Учитель информатики: Кашичкина Светлана Анатольевна.

Цель:

1. Расширять знания учащихся, развивать познавательный интерес, интеллект.

2. Показать взаимосвязь математики, информатики с другими науками.

3. Развивать интуицию, эрудицию, самостоятельность в суждениях, упорство в достижении цели.

4. Воспитывать внимание, сообразительность, находчивость, тренировку памяти.

Ход. Рассчитана игра на 2 урока.

Участвует в игре все учащиеся. При ответе поднимают карточка с выбранным ответом А, Б, В или Г.

На каждой станции небольшой исторический материал перед вопросами.

1.Историческая станция

2.Мерная станция

3.Числовая станция

4.Юмористическая станция

5. Фольклорная станция.

На каждой станции выбирается лучшая десятка участников, им вручаются жетоны. По результатам 5-ти станций выбирается лучшая десятка игры.

Подводятся итоги, а в это время проходит
6. Кодировочная станция.

1.Историческая станция

Ведущий или ученик. Рассказывают подготовленное сообщение «Об истории чисел». Сопровождается презентацией слайд 3-6.

Первыми «записями» чисел были зарубки на палке, на дереве. Однако таким способом большое число не запишешь, да и читать трудно и долго. Около пяти тысяч лет назад у разных народов (в Вавилоне, Египте, Китае) появился новый способ записи чисел с помощью особых знаков – цифр. Но трудность общения заключалась в том, что все считали по-разному. Вавилоняне считали шестидесятками. Наши предки использовали славянскую нумерацию: над буквой ставили черточку и буква уже обозначала число. Ну и, конечно знакомая вам римская нумерация.

Современные цифры 1, 2, 3,…, 9, 0 – ценнейший вклад в сокровищницу математических знаний, сложились они в Индии. Очень скоро эти цифры заимствовали арабы. От них эти цифры распространились в Х-ХIII ВВ. В Европе, а затем и во всем мире. Европейцы назвали их арабскими. Это название сохранилось до наших дней.

Вопросы: «Исторической станции» Слайд 7- 12.

1. Простые числа…

А) знали древнегреческие математики

Б) открыли математики в конце XIV века

В) открыли математики в начале XX века

Ответ. А) знали древнегреческие математики

2. Какой принтер появился первым?

А) лазерный

Б) струйный

В) матричный

Ответ. В) матричный

3. Кто из математиков был олимпийским чемпионом по кулачному бою?

А) Пифагор Б) Лобачевский

В) Гаусс Г) Лейбниц

Ответ. А) Пифагор

4. Доверие к ЭВМ пришло не сразу. Так, в бухгалтериях, получив машинные расчеты зарплаты или премии, тут же принимались за эту работу. За какую?

А) читать бухгалтерский журнал

Б) пересчитывать с помощью счет

В) выписывать накладные

Ответ. Б) пересчитывать с помощью счет

5. Один из древнейших математических алгоритмов — алгоритм Евклида. Для нахождения чего он был разработан?

А) для нахождения НОД двух положительных чисел

Б) для нахождения делителей числа

В) для нахождения произведения чисел

Ответ. А) для нахождения НОД двух положительных чисел

6. Имя какого греческого философа получила одна из компьютерных программ-переводчиков?

А) Аристотель

Б) Паскаль

В) Сократ

Ответ. В) Сократ

7. Какой ученый впервые разделил числа на чётные и нечётные, простые и составные; впервые открыл математическую теорию музыки?

А) Фалес

Б) Фибоначчи

В) Пифагор

Г) Диофант

Ответ. В) Пифагор

8. Кто в 1642 году создал первую действующую модель механической счетной суммирующей машины, которая могла выполнять операции сложения и вычитания?

А) Готфрид Вильгельм фон Лейбниц

Б) Блез Паскаль

В) Т.В. Однер

Г) П.Л.Чебышев

Ответ. Б) Блез Паскаль – французский физик, математик, философ и писатель

9. Что на Руси раньше называли «ломанными числами»?

А) гугол

Б) дроби

В) зигзаги

Ответ. Б) дроби

10. Поговорка «От горшка два вершка» известна каждому. Сколько же это сантиметров?

А) 16 см

Б) 9 см

В) 36 см

Г) 18 см

Ответ. Б) 9 см

Подведение итогов.

2.Мерная станция Слайды 17-27
Ведущий. С конца XV века на Руси, начинает употребляться новая мера длины – аршин. Аршин – мера восточного происхождения. В XVI веке аршин применялся для тканей преимущественно иностранного производства. Ткани русского производства чаще измерялись локтями (от 38 до 46,6 см). Аршин делился на 4 четверти, а каждая четверть на 4 вершка.

4 четверти = 16 вершков

16 вершков = 72 см

1.Поговорка «От горшка два вершка» известна каждому. Сколько же это сантиметров?

А) 16 см

Б) 9 см

В) 36 см

Г) 18 см

Ответ. Б) 9 см

2. Какая величина лишняя?

А) килограмм

Б) грамм

В) километр

Г) тонна

Ответ. В) километр

3. Сколько битов несёт слово ЁЛКА?

А) 32

Б) 4

В) 8

Г) 16

Ответ. А) 32
4. Единица измерения объема нефти.

А) унция

Б) баррель

В) тонна

Г) карат

Ответ. Б) баррель

5. Сколько байт в одном Кбайте?

А) 1000

Б) 8

В) 2²º

Г) 1024

Ответ. Г) 1024

6. Сколько точек в пикселе?

А) 2

Б) 10

В) 1000

Г) 1

Ответ. Г) 1

7. Какая из этих мер длины бывает косой, маховой, мерной, казенной?

А) аршин

Б) сажень

В) локоть

Г) вершок

Ответ. Б) сажень

8. Как называется единица емкости магнитного диска?

А) сектор

Б) радиус

В) диаметр

Г) хорда

Ответ. А) сектор

9. Какое измерение не является единицей длины?

А) сажень

Б) аршин

В) фунт

Г) фут

Ответ. В) фунт

10. Какая из величин – из области информатики?

А) киловатт

Б) килобар

В) киловольт

Г) килобайт

Ответ. Г) килобайт

Подведение итогов.

3.Числовая станция. Слайды 28-38
Ведущий. Первая дробь с которой познакомились люди, была половина. Следующей дробью была одна треть. У древних египтян дроби обозначались иероглифами.
Современное обозначение дробей было принято в Индии в
VIII
в, но без дробной черты.
В русском языке слово «дробь» появилось в
VIII в, оно происходило от глагола «дробить» — разбивать, ломать на части.

1. Что на Руси раньше называли «ломанными числами»?

А) гугол

Б) дроби

В) зигзаги

Ответ. Б) дроби

2. Назовите наименьшее порядковое числительное.

А) 0

Б) нет такого

В) первый

Ответ. В) Первый

3. Как в двоичной системе счисления будет записано число 3?

А) 0

Б) 10

В) 11

Г) 100

Ответ. В) 11

4. Какое натуральное число не является ни простым, ни составным.

А) 347

Б) 1

В) 11

Г) 2

Ответ. Б)1

5. Сколько простых чисел в первом десятке?

А) 2

Б) 3

В) 4

Г) 5

Ответ. В) 4: 2, 3, 5, 7

6. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, чтобы в ней можно было записать числа 23 и 67?

А) 6

Б) 7

В) 8

Г) 10

Ответ. В) 8

7. Чему равна сумма всех целых чисел первого десятка?

А) 0

Б) 55

В) 50

Г) 100

Ответ. Б) 55

8. Что больше: сумма арабских цифр или их произведение?

А) равны

Б) сумма

В) произведение

Ответ. Б) Сумма, произведение всегда равно 0 из-за цифры 0.

9. На фронтоне старого особняка высечено MDCCLXXXIX. В каком году построен этот дом?

А) 1879

Б) 1789

В) 1987

Г) 1897

Ответ. Б) 1789

10. Какое число без остатка делится на 9 – 1007,1008,1009 или 1010?

А) 1007

Б) 1008

В) 1009

Г) 1010

Ответ. Б) 1008

Подведение итогов.

4.Юмористическая станция Слайды 39-49

Марья Ивановна дала Вовочке задание: найти число, которое составлено только из нечётных цифр и при этом является чётным.
Вовочка стал размышлять: "Значит, можно использовать только цифры 1, 3, 5, 7, 9. Составим число 317. Получилось нечётное. 95 — опять нечётное!"
Вовочка до сих пор думает, и у него ничего не получается. А у вас получится?

Ответ. Можно сделать так: использовать число с дробной частью, например, 5 5/5 равно 6, или 9 9/9 = 10.

1. Если осьминоги умели считать, то какой бы системой счисления они скорее всего пользовались?

А) двоичной

Б) четырехричной

В) шестнадцатеричной

Г) восьмеричной

Ответ. Г) восьмеричной

2. Что это за романтическое место в компьютере, где можно причалить усталое и потрёпанное бурями периферийное устройство?

А) причал

Б) порт

В) затон

Ответ. Б) порт

3. Закончите переделанную программистами на свой лад известную русскую пословицу: «Семь бед – один …»

А) reset

Б) end

В) enter

Ответ. А) reset

4. Какая дробь находится между каникулами?

А)четверть Б) 1 В)тричетвертых Г) половина

Ответ. А)четверть

5. Как зовут дирижёра оркестра компьютерных устройств?

А) винчестер

Б) мышь

В) операционная система

Ответ. В) операционная система

6. На какой плате компьютера размещен процессор: на системной или материнской?

А) на системной

Б) и на той, и на другой одновременно

В) на материнской

Г) ни на какой

Ответ. Б) и на той, и на другой одновременно, это разные названия одной платы

7.Какая домашняя птица хорошо знает и часто называет единицу земельной площади, равную 10000 м²?

А) утка

Б) гусь

В) курица

Ответ. Б) гусь

8. Назовите меру для лиха и изюма?

А) бочка

Б) ведро

В) фунт

Г) пуд

Ответ. В) фунт, «фунт лиха», «фунт изюма»

9. Геометрический градусник – это…

А) линейка

Б) термометр

В) уровень

Г) транспортир

Ответ. Г) транспортир

Подведение итогов.

5. Фольклорная станция Слайд 50-60

Ученики исполняют подготовленные частушки.

Ведущий. Вспомните, как звучат в оригинале программистские версии известных русских пословиц и поговорок. А также отгадайте, какие цифры, числительные и другие математические термины в них встречаются. Например: Вирусов бояться – в Интернет не ходить. Оригинал: Волков бояться - в лес не ходить.

1. Все совершенно ясно, очевидно – лежит на…

А) плоскости

Б) поверхности

В) прямой

Г) видном месте

Ответ. Б) поверхности

2. Первая программа комом.

А) первый блин комом

Б) первый стих комом

В) первый пирог комом

Ответ. А) первый блин комом

3. Герой умирает раз, трус — …раз.

А) 10

Б) 100

В) 1000

Г) никогда

Ответ.В) 1000

4. Тот кто много болтает, тот хакеру помогает.

А) Тот кто много болтает, тот врагу помогает.

Б) Тот кто много болтает, тот другу помогает.

В) Тот кто много болтает, тот соседу помогает.

Ответ. А) Тот кто много болтает, тот врагу помогает.

5. Чистота — …здоровья.

А) сто процентов

Б) треть

В) половина

Г) четверть

Ответ. В) половина

6. Что нам стоит сайт построить.

А) что нам стоит мост построить.

Б) что нам стоит дачу построить.

В) что нам стоит стол построить.

Г) Что нам стоит дом построить.

Ответ. Г) Что нам стоит дом построить.

7. Ложь стоит на одной ноге, а правда на …

А) локтях

Б) коленях

В) двух

Г) видном месте

Ответ. В) двух

8. По Интернету надо с умом ходить.

А) по лесу надо с умом ходить

Б) по улицам надо с умом ходить

В) по деревне надо с умом ходить

Ответ. А) По лесу надо с умом ходить

9. Лучше на…минут раньше, чем на минуту позже.

А) 10

Б) 5

В) 15

Г) 60

Ответ. Б) 5

10. По ноутбуку встречают, по уму провожают.

А) по туфлям встречают, по уму провожают

Б) по одёжке встречают, по уму провожают

В) по костюму встречают, по уму провожают

Ответ. Б) По одёжке встречают, по уму провожают.

Подсчет итогов жюри или помощников.

6. Кодировочная станция. Слайды 61-70

РАСШИФРУЙТЕ РЕБУСЫ, ТЕКСЫ СООБЩЕНИЙ ИЛИ ПРОДОЛЖИТЕ РЯД

1. ВБА, ЕДГ, ЗЖЁ,ЛКИ,…

Ответ. ВБА, ЕДГ, ЗЖЁ,ЛКИ,ОНМ

Алфавит разбит на тройки и в них буквы записаны в обратном порядке.

2. АРУТАИВАЛК

Ответ. Клавиатура

3. Ребус.Ответ. Курсор

4. 2, 8, 14, 20, …

Ответ. 2, 8, 14, 20, 26, 34,…

Каждое следующее число образовано от предыдущего прибавлением числа 6.

5. КОМЛЯПЬЮЛЯТЕРЛЯ

Ответ. Компьютер.

После каждого слога вставлен слог ЛЯ.

6. Ребус.Ответ. Исполнитель

7. Чтон апи сан опер ом, тон ев ыруб ишь то по ром.

Правильно расставьте пробелы.

Ответ. Что написано пером, то не вырубишь топором.

8. А, Г, Ё, И, Л, …

Ответ. А, Г, Ё, И, Л, О, С,…

Выписаны через две буквы

9.Ответ. Программист

Награждение победителей.

Литература. Занимательные материалы по информатике и математике. И.Д. Агеева

Файлы: Лучшая десятка.rar
Размер файла: 3964169 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология