Автор конспекта:
Автор(ы): — Глазкова Наталья Васильевна
Регион: — Хабаровский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
1. Обобщить знания учащихся о синтаксисе, лексике, фонетике;
2. Повысить интерес к учебному процессу;
3. Формировать активное участие в процессе обучения;
4. Развивать системность мышления.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
русский язык под редакцией Е.А.Быстровой,литература под редакцией М.Б.Ладыгина.
Используемое оборудование: —
раздаточный материал, интерактивная доска.
Используемые ЦОР: —
презентация.
Краткое описание: — Урок — путешествие по изученным разделам русского языка в 5 классе, с использованием текстов из учебника литературы.
Ход игры.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране «ФоноСиЛекс».
Посмотрите на название и скажите: «Какие города мы сегодня посетим?»
1.Фонетика
2.Синтаксис
3.Лексика
Правильно! Итак, в путь.
Первый город-ФОНЕТИКА.
-Что такое фонетика? (раздел науки о языке, который изучает звуки речи, их изменение в речевом потоке, а также слоги, ударение, интонацию.)
-Подумайте и скажите, какие две семьи живут в этом городе? (гласные и согласные)
-А что мы можем сказать про каждую семью? Сколько человек в семье? Там все одинаковые или у них есть старшие и младшие?
-Но, случилось страшное, две семьи поссорились. И вот, что получилось. (раздаются каждой команде карточки)
1 команда.
Врг
Нврх в, тврщ, вс п мстм!
Пслднй прд нстпт…
Врг н сдтс нш грдй «Врг»,
Пщд нкт н жлт!
2 команда.
ая
ае ы , оаии, е о еа!
оеи аа ауае…
ау е аея а оы «ая»,
оаы ио е еае!
-Ребята, вы можете прочитать стихотворение? Что мешает? Чего не хватает?
-Как нам быть? Как помирить две семьи?
-Что это за стихотворение?(слайд) Кто желает прочитать его наизусть?
Варяг.
Наверх вы, товарищи, все по местам!
Последний парад наступает…
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!
-Молодцы! Какой вывод мы можем сделать?(гласные и согласные буквы не могут существовать друг без друга).
Едем дальше!
Второй город-СИНТАКСИС.
-Что такое синтаксис? (раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, правила их построения и употребления в речи).
-Какие две семьи могут жить в этом городе? (главные члены предложения и второстепенные).
-Назовите членов каждой семьи.
-Вот беда — эти семьи тоже поругались.
-Посмотрите, что получилось. (командам раздаются карточки).
1 команда.
…наступила ночь, и выбежала она…и пошла…Пробродила она…, …идти…не могла. И увидела она…, вошла…,видит…, …, она…не решилась лечь, …забралась…и легла…и решила…заночевать.
2 команда.
Вот…, …из замка…прямо в чащу лесную….там целую ночь и целый день, пока наконец от усталости…больше… . …охотничий домик, …в него,…-комната, а в ней шесть маленьких кроваток, но…ни в одну из них…, а…под одну из кроваток и…прямо на жестком полу и…там… .
-Вы можете прочитать? Что мешает? Это текст? Что нужно сделать, чтобы мы могли прочитать?
(слайд)
Вот наступила ночь, и выбежала она из замка и пошла прямо в чащу лесную. Пробродила она там целую ночь и целый день, пока наконец от усталости идти больше не могла и увидела она охотничий домик, вошла в него, видит-комната, а в ней шесть маленьких кроваток, но она ни в одну из них не решилась лечь, а забралась под одну из кроваток и легла прямо на жестком полу и решила там заночевать.
-Из какого произведения этот отрывок? («Шесть лебедей).
-Как звали главную героиню? К кому в домик она попала? У неё были враги? Кто её спас?
-Какой вывод сделаем? Нужны ли нам главные и второстепенные члены предложения? Может достаточно каких-то одних?
Третий город-ЛЕКСИКА.
-Что такое лексика? (раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка).
-Какие семьи здесь могут жить? (однозначные и многозначные слова)
-И эти семьи поссорились. Давайте подумаем, почему? (командам раздаются карточки)
1 команда.
Класс
Чело
Худой
Язык
Сайт
2 команда.
Ключ
Мир
Шар
Термин
Фрагмент
-Скажите, что вы должны сделать? (распределить их по значениям)
-Как должно быть? Кто в какую семью пойдет? (слайд)
Многозначные слова
Класс
Худой
Язык
Ключ
Мир
шар
Однозначные слова
Чело
Сайт
Термин
Фрагмент
-Почему вы их так распределили? Зачем нам нужны такие слова? Можем мы без них обойтись? А что мы должны знать? (лексическое значение слова).
Итог: Ребята, наше путешествие закончилось. Скажите, нам нужна такая страна, где есть города: Фонетика, Синтаксис, Лексика? Для чего она нужна? Можем мы без неё обойтись? Вам понравилось наше путешествие? Все молодцы, спасибо за активное участие.
Файлы: открытый урок.rar
Размер файла: 9690825 байт.