Автор конспекта:
Автор(ы): — Четыркина В.Е.
Место работы, должность: — МОУ Саврушская СОШ учитель истории
Регион: — Самарская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
определить причины Реформации, охарактеризовать особенности лютеранского учения.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемые учебники и учебные пособия: —
А.Я.Юдовская, П.А.Баранов «Новая история. 1500-1800. 7 класс», М., Просвещение, 2002 год.
Используемая методическая литература: —
А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина «Поурочные разработки по новой истории 7 класс». М., Просвещение 2001 год.
К.А.Соловьёв «Универсальные поурочные разработки по новой истории. 7 класс», М., «ВАКО», 2006г.
Используемое оборудование: —
мультимедиапроектор, доска-экран.
Используемые ЦОР: —
мультимедийная презентация «Реформация в Европе в XVI веке»
Краткое описание: — Лекция учителя сопровождается презентацией
Ход урока:
I.Проверка домашнего задания:
— В чём причина научной революции XVI-XVII вв.?
— Как Вы думаете, почему церковь преследовала сторонников гелиоцентрической модели строения мира?
— Как научные открытия вписывались в построение философов-гуманистов?
Вариант I
1. Он был величайшим авторитетом для средневековой европейской географии и астрономии? А) Аристотель; Б) Птолемей; В) Гиппократ; Г) Архимед.
2. Кто открыл закон всемирного тяготения?
А) Ньютон; Б) Кеплер; В) Бруно; Г) Галилей.
3. Николай Коперник был родом из…
А) Польши; Б) Чехии; В) Германии; Г) Австрии.
4. Поворот Декарта в разработки философских проблем о связан с особым вниманием… А) к строению мира; Б) процессу познания;В) этике; Г) эстетике.
5. Его взгляды не были признаны еретичными?
А) Ньютона; Б) Бруно; В) Галилея; Г) Коперника.
Вариант II
1. Он был величайшим авторитетом для средневековой европейской медицины?
А) Аристотель; Б) Птолемей; В) Гиппократ; Г) Архимед.
2. Он был сожжен на костре инквизиции?
А) Бруно; Б) Галилей; В) Коперник; Г) Ньютон.
3. Он был автором «Анатомического исследования о движении сердца и крови у животных»? А) Локк; Б) Ламарк;В) Декарт; Г) Гарвей.
4. Работа Коперника «О вращении небесных тел» была опубликована…
А)1543г.; Б)1544г.; В)1545г.; Г)1546г.
5. Он один из основателей теории естественных прав человека?
А) Локк; Б) Декарт; В) Паскаль; Г) Кампанелла.
II. Беседа по теме «Причины Реформации»
— понятия «Реформация», «Революция» (слайд 2), запись определений в тетрадь.
-Беседа по вопросам:
- Какие изменения в культурной жизни Европы Вы можете назвать?
- Как Вы думаете, что вызывало неприятие католического Рима у верующих? (слайд
3)
III. Мартин Лютер и его учение.
— сообщение учащегося о М.Лютере.
— характеристика учителем учения М.Лютера (слайд 5)
Начало реформации было положено 31 октября 1517 г., когда монах-августинец Мартин Лютер на дверях собора г. Виттенберга поместил изложение 95 тезисов своих возражений на продажу индульгенции. Это было сделано в ответ на активную распродажу Иоганном Тецелем индульгенций.
Запись в тетради: 31 октября 1517 г. были вывешены 95 тезисов Мартина Лютера.
В 1520 г. Мартин Лютер сжег папскую буллу с отречением его от церкви. В 1521 г. он поехал на императорский суд в Вормсе, где отказался отречься от своего учения. Благодаря курфюстру Саксонии Фридриху, Мартину Лютеру удалось спастись от неминуемой расплаты и спрятаться в одном из замков саксонского герцога. Там Мартин Лютер перевел Библию на немецкий язык и сформулировал собственное религиозное учение.
По мнению Лютера, спасение души — индивидуальное дело каждого человека, который мог добиться его исключительно собственными усилиями, а не посредством церкви. При этом, спасение достигалось не добрыми делами, как учила католическая церковь, а лишь верой. Источником веры могло быть только Священное Писание. Роль священников в таком случае — помочь верующим разобраться в библейских сказаниях. Сама же церковь, по мнению Лютера, должна быть бедной, он не могла владеть земельными и прочими богатствами, не могла подчиняться «растленному» Риму. Богослужение, с точки зрения реформатора, должно было идти на родном языке.
IV. Крестьянская война
Рассказ учителя о крестьянской войне, используя карту (слайд 8)
Требования церковной реформы стали лозунгами широкомасштабного крестьянского движения. Его лидером был священник Томас Мюнцер. Он призывал к установлению Царства Божьего, где все будут равны и не будет бедных и богатых. В 1524 г. крестьянское восстание вспыхнуло на юге страны. К 1525 г. оно охватило почти всю Германию. На юге-западе Священно-Римской империи в восстании приняло участие около 40 тыс. человек. Хорошо организованными крестьяне были в Тюрингии. Там восставших возглавлял сам Томас Мюнцер. К 1526 г. большинство очагов возмущения было подавлено.
V. Аугсбургский мир
Поражение восставших вовсе не обозначало конец реформации, а скорее знаменовало его новый этап. В реформацию были уже вовлечены крупнейшие немецкие князья.
— Как Вы думаете почему? (Немецкие князья рассчитывали получить церковные богатства и земли.)
В 1529 г. император Карл V запретил князьям конфискацию церковного имущества. На это князья-лютеране выдвинули свой протест, в честь которого все движение получило название IIротестантским. В 1555 г. Карл V был вынужден пойти на уступки сторонникам Лютера. Был заключен Аугсбургский мир, согласно которому устанавливался принцип «чья страна, того и вера». Иными словами, господствующая религия в том или ином княжестве определялась его князем. Вместе с тем, католицизм и лютеранство становились равноправными вероисповеданиями на территории Германии.
Запись в тетрадь: 1555г. – заключение Аугсбургского мира
VI. Закрепление.
— Подумай и ответь на вопрос: Что дала Реформация в Германии: князьям, дворянам, горожанам, крестьянам?
— Объясни термины и понятия: реформация, революция, обмирщение сознания, протестант, Лютеранская церковь.
Домашнее задание:
§11
Творческая работа «Письмо другу», в котором должны быть:
— отражены основные идеи Лютеранского учения.
— использованы термины: реформация, революция, протестант, Лютеранская церковь.
— использован приём стилизации и выражено отношение к Реформации от имени, выбранного учеником героя, адекватное его (героя) социальному статусу и материальному положению.
Дополнительное задание желающим:
— найти интересные факты (используя сайты Интернет);
— придумать вопросы для дополнения.
Файлы: Реформация в Европе.ppt
Размер файла: 3837952 байт.