Автор конспекта:
Автор(ы): — Четыркина В.Е.

Место работы, должность: — МОУ Саврушская СОШ учитель истории

Регион: — Самарская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

определить причины Реформации, охарактеризовать особенности лютеранского учения.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

А.Я.Юдовская, П.А.Баранов «Новая история. 1500-1800. 7 класс», М., Просвещение, 2002 год.

Используемая методическая литература: —

А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина «Поурочные разработки по новой истории 7 класс». М., Просвещение 2001 год.

К.А.Соловьёв «Универсальные поурочные разработки по новой истории. 7 класс», М., «ВАКО», 2006г.

Используемое оборудование: —

мультимедиапроектор, доска-экран.

Используемые ЦОР: —

мультимедийная презентация «Реформация в Европе в XVI веке»

Краткое описание: — Лекция учителя сопровождается презентацией

Ход урока:

I.Проверка домашнего задания:

  • таблица«Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество», задание №7 стр. 87 (выборочно)
  • Фронтальная беседа по вопросам:
  • — В чём причина научной революции XVI-XVII вв.?

    — Как Вы думаете, почему церковь преследовала сторонников гелиоцентрической модели строения мира?

    — Как научные открытия вписывались в построение философов-гуманистов?

  • Проверочный тест (5 мин. 4-6 учеников) (Из методического пособия К.А.Соловьёва «Универсальные поурочные разработки по новой истории 7 класс» М., «ВАКО», 2006г.)
  • Вариант I

    1. Он был величайшим авторитетом для средневековой европейской географии и астрономии? А) Аристотель; Б) Птолемей; В) Гиппократ; Г) Архимед.

    2. Кто открыл закон всемирного тяготения?

    А) Ньютон; Б) Кеплер; В) Бруно; Г) Галилей.

    3. Николай Коперник был родом из…

    А) Польши; Б) Чехии; В) Германии; Г) Австрии.

    4. Поворот Декарта в разработки философских проблем о связан с особым вниманием… А) к строению мира; Б) процессу познания;В) этике; Г) эстетике.

    5. Его взгляды не были признаны еретичными?

    А) Ньютона; Б) Бруно; В) Галилея; Г) Коперника.

    Вариант II

    1. Он был величайшим авторитетом для средневековой европейской медицины?

    А) Аристотель; Б) Птолемей; В) Гиппократ; Г) Архимед.

    2. Он был сожжен на костре инквизиции?

    А) Бруно; Б) Галилей; В) Коперник; Г) Ньютон.

    3. Он был автором «Анатомического исследования о движении сердца и крови у животных»? А) Локк; Б) Ламарк;В) Декарт; Г) Гарвей.

    4. Работа Коперника «О вращении небесных тел» была опубликована…

    А)1543г.; Б)1544г.; В)1545г.; Г)1546г.

    5. Он один из основателей теории естественных прав человека?

    А) Локк; Б) Декарт; В) Паскаль; Г) Кампанелла.

    II. Беседа по теме «Причины Реформации»

    — понятия «Реформация», «Революция» (слайд 2), запись определений в тетрадь.

    -Беседа по вопросам:

    • Какие изменения в культурной жизни Европы Вы можете назвать?
    • Как Вы думаете, что вызывало неприятие католического Рима у верующих? (слайд

    3)

    III. Мартин Лютер и его учение.

    — сообщение учащегося о М.Лютере.

    — характеристика учителем учения М.Лютера (слайд 5)

    Начало реформации было положено 31 октября 1517 г., когда монах-августинец Мартин Лютер на дверях собора г. Виттенберга поместил изложение 95 тезисов своих возражений на продажу индульгенции. Это было сделано в ответ на активную распродажу Иоганном Тецелем индульгенций.

    Запись в тетради: 31 октября 1517 г. были вывешены 95 тезисов Мартина Лютера.

    В 1520 г. Мартин Лютер сжег папскую буллу с отречением его от церкви. В 1521 г. он поехал на императорский суд в Вормсе, где отказался отречься от своего учения. Благодаря курфюстру Саксонии Фридриху, Мартину Лютеру удалось спастись от неминуемой расплаты и спрятаться в одном из замков саксонского герцога. Там Мартин Лютер перевел Библию на немецкий язык и сформулировал собственное религиозное учение.

    По мнению Лютера, спасение души — индивидуальное дело каждого человека, который мог добиться его исключительно собственными усилиями, а не посредством церкви. При этом, спасение достигалось не добрыми делами, как учила католическая церковь, а лишь верой. Источником веры могло быть только Священное Писание. Роль священников в таком случае — помочь верующим разобраться в библейских сказаниях. Сама же церковь, по мнению Лютера, должна быть бедной, он не могла владеть земельными и прочими богатствами, не могла подчиняться «растленному» Риму. Богослужение, с точки зрения реформатора, должно было идти на родном языке.

    IV. Крестьянская война

    Рассказ учителя о крестьянской войне, используя карту (слайд 8)

    Требования церковной реформы стали лозунгами широкомасштабного крестьянского движения. Его лидером был священник Томас Мюнцер. Он призывал к установлению Царства Божьего, где все будут равны и не будет бедных и богатых. В 1524 г. крестьянское восстание вспыхнуло на юге страны. К 1525 г. оно охватило почти всю Германию. На юге-западе Священно-Римской империи в восстании приняло участие около 40 тыс. человек. Хорошо организованными крестьяне были в Тюрингии. Там восставших возглавлял сам Томас Мюнцер. К 1526 г. большинство очагов возмущения было подавлено.

    V. Аугсбургский мир

    Поражение восставших вовсе не обозначало конец реформации, а скорее знаменовало его новый этап. В реформацию были уже вовлечены крупнейшие немецкие князья.

    — Как Вы думаете почему? (Немецкие князья рассчитывали получить церковные богатства и земли.)

    В 1529 г. император Карл V запретил князьям конфискацию церковного имущества. На это князья-лютеране выдвинули свой протест, в честь которого все движение получило название IIротестантским. В 1555 г. Карл V был вынужден пойти на уступки сторонникам Лютера. Был заключен Аугсбургский мир, согласно которому устанавливался принцип «чья страна, того и вера». Иными словами, господствующая религия в том или ином княжестве определялась его князем. Вместе с тем, католицизм и лютеранство становились равноправными вероисповеданиями на территории Германии.

    Запись в тетрадь: 1555г. – заключение Аугсбургского мира

    VI. Закрепление.

    — Подумай и ответь на вопрос: Что дала Реформация в Германии: князьям, дворянам, горожанам, крестьянам?

    — Объясни термины и понятия: реформация, революция, обмирщение сознания, протестант, Лютеранская церковь.

    Домашнее задание:

    §11

    Творческая работа «Письмо другу», в котором должны быть:

    — отражены основные идеи Лютеранского учения.

    — использованы термины: реформация, революция, протестант, Лютеранская церковь.

    — использован приём стилизации и выражено отношение к Реформации от имени, выбранного учеником героя, адекватное его (героя) социальному статусу и материальному положению.

    Дополнительное задание желающим:

    — найти интересные факты (используя сайты Интернет);

    — придумать вопросы для дополнения.

    Файлы: Реформация в Европе.ppt
    Размер файла: 3837952 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология