Автор конспекта:
Автор(ы): — Дюсенбина Слу Садвалетовна

Место работы, должность: — МБОУ Кусемская ООШ учитель истории

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Цели урока: знакомство с особенностями социально-экономического развития России во второй четверти XIXвека

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник А.Н.Боханова «История России XIX века» § 13.

Используемое оборудование: —

Учебная карта «Россия в первой половине XIX века»

Текст-задание, документы

Слайд-презентация «Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века»

Используемые ЦОР: —

Учебная карта «Россия в первой половине XIX века»

Текст-задание, документы

Слайд-презентация «Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века»

Краткое описание: — Я хочу начать сегодняшний урок стихотворными строками. Ваша задача: определить, когда могли происходить описываемые события, о каком новом явлении в них идет речь.

I.Организационный момент. Сообщение темы и постановка целей урока.

Я хочу начать сегодняшний урок стихотворными строками. Ваша задача: определить, когда могли происходить описываемые события, о каком новом явлении в них идет речь.

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.

Многие — в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Слышишь ты пение?…"В ночь эту лунную,

Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда…

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!

-заслушиваются ответы уч-ся;

II.Актуализация знаний

-Эти строки взяты из стихотворения «Железная дорога» Николая Алексеевича Некрасова.

О каком новом явлении в жизни российского общества идет речь в данном произведении?

К какой общественной сфере относится это новшество? Давайте, попробуем определить тему сегодняшнего занятия (записать на доске и тетрадях).

§ Из каких отраслей состоит экономика? (торговля, промышленность, с\х)

§ Что нам известно об уровне развития российской экономики начала XIX в.?

§ Таким образом, рассматривая экономическое развитие России во второй четверти XIXвека, какие конкретные задачи мы должны с вами решить?

III. Изучение нового материала.

1.Противоречия сельскохозяйственного развития.

а) Основу экономики по-прежнему составляло с/х.

-работа с учебником, с72, первый абзац, выполнить задание в ТПО, с

— Из каких основных групп состояло российское крестьянство, в чем была разница между ними?

Какие меры государство предпринимало по упорядочиванию положения крестьянства при Николае I?

б) Работа с документом ( лист1)

Вопрос:Чьи интересы выражал этот указ? Что получали крестьяне согласно этому указу? Как вы думаете, много ли помещиков воспользовались этим указом, освобождая крестьян из крепостной неволи?

Ни помещики, не крестьяне уже не могли обойтись без промышленных товаров; чтобы купить что-то необходимое (одежду, обувь) нужны деньги. Доходность большинства помещичьих имений при господстве крепостного труда и отсталости техники оставалась низкой, — Почему?

Вопрос:Где помещики могли взять деньги?Какие повинности выполняли крепостные крестьяне?

Вопрос:о чем свидетельствует такое отношение крепостного крестьянина к работе на помещика? Может ли такое ведение хозяйства быть эффективным?

Вопрос:Чем вы можете объяснить рекомендованную У. Карповичем необходимость «чаще смотреть» за работниками?

Большинство помещиков вело хозяйство по-старому. Единственным средством повышения доходов они считали увеличение барщины и оброка. А это разоряло крестьянское хозяйство, подрывало экономические основы крепостничества.

Некоторые помещики пытались вести хозяйство по-новому: выписывали заграничные машины, внедряли передовые приемы обработки земли, разводили породистый скот, удобрение. В некоторых губерниях использовали вольнонаемный труд, дававший большую отдачу. Не хватало свободных рабочих рук. Были и другие черты капитализма в развитии с/х.

Вопрос:Где крестьяне могли взять деньги?

Вопрос:Кто вспомнит, что это за черты (какие еще черты капитализма в с/х вам известны?). Некоторые капиталистые крестьяне отпускались на свободу за большие деньги и заводили свои фабрики. Так были основаны предпринимательские династии Морозовых, Гарелиных, Бахрушиных.

2.Начало промышленного переворота

Итак, мы выяснили в общем в чем проявлялся кризис крепостнической системы, а теперь о появлении нового в экономике России поговорим поподробнее .

1)Беседа:

1) Что такое капитализм?

2) Когда в России зародились первые капиталист. отношения?

Дальнейшее развитие капитализма привело к началу промышленного переворота.

3) Что такое промышленный переворот?

4) Где и когда начался промышленный переворот?

5) Пром. переворот имеет 2 стороны. Какие?

6) Какие условия необходимы для осуществления промышленного переворота?

7) Что свидетельствует о завершении промышленного переворота?

2)работа с учебником:

В какой отрасли начался промышленный переворот? Какие трудности препятствовали развитию текстильной промышленности

3)работа с документами (лист2)Задание: проанализируйте фрагмент первого и второго документов и ответьте на вопрос «Как изменяется число фабрик и численность фабрично-заводских рабочих».

В 30-40-х г. – начало промышленного переворота. Особенность промышленного переворота в России заключается в том, что он начался в 20-30-х г. XIXвека – позже, чем в Европе, сохранялись феодальные пережитки, и до 1861 г. промышленный переворот проявлялся лишь в технической стороне – переходу к машинному производству, а общественная сторона – появление и рост буржуазии и пролетариата происходили преимущественно после отмены крепостного права. На Российских предприятиях довольно долго использовался труд крестьян-отходников.

Вопрос:Выгодно ли было использовать на предприятиях труд крестьян-отходников?

Промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности, где к 50-м годам паровыми двигателями приводилось в действие более 1,6 млн. веретен. В металлургии начали проявляться прокатные станки.

С середины 30-х годов началось железнодорожное строительство.

Работа с картой.

3.Первые железные дороги — сообщение Жангазиевой А.

Файлы: урок истории в 8 классеТема Экономическое развитие России при Николае I.doc
Размер файла: 119808 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология