Автор конспекта:
Автор(ы): — Клёнова В.И.

Место работы, должность: — МОУ»Чернореечнская СОШ Киквидзенский район Волгоградская область

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Цели: 1.Расширить знания о русской классической поэзии; показать неразрывную связь литературных эпох. 2.На примере творчества М. Цветаевой развитие литературного вкуса учащихся.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература

1. А.С. Пушкин «Избранное сочинение»

стр. 85, 89, 90-91, 180-181;

2. М. Цветаева «Избранное»

стр. 33, 296-297,332;

3. М. Цветаева «Стихотворения»;

4. Б. Пастернак «Стихотворения»;

Используемая методическая литература: — 1.Журналы;
«Литература в школе» №9, 2003г.
«Литература в школе» №3, 1996г.
«Литература в школе» №5, 1997г.;
2.«Учительская газета» №36, 04.09.2007г.,стр. 32;
3.Приложение к журналу «Школьная библиотека»
серия 2, выпуск 6;
4.М. Цветаева Стихотворения.- Ашхабад:
Туркменистан, 19986-391с.:ил.;
5.А.Саакянц Марина Цветаева;
6. И. Эренбург Марина Цветаева;
7. Е. Евтушенко Стихи не могут быть бездомными;
8. М. Цветаева.Стихотворения.Поэмы.Драматические
произведения.-М.: Художественная литература,1990-С.3-18.
В работе по подготовке биографических материалов
использованы также публикации сайта«Мир марины Цветаевой»: /www/geocities/com/
— — — — — — —

Используемое оборудование: — 5.Журналы;
«Литература в школе» №9, 2003г.
«Литература в школе» №3, 1996г.
«Литература в школе» №5, 1997г.;
6.«Учительская газета» №36, 04.09.2007г.,стр. 32;
7.Приложение к журналу «Школьная библиотека»
серия 2, выпуск 6;
8.М. Цветаева Стихотворения.- Ашхабад:
Туркменистан, 19986-391с.:ил.;
9.А.Саакянц Марина Цветаева;
10. И. Эренбург Марина Цветаева;
11. Е. Евтушенко Стихи не могут быть бездомными;
12. М. Цветаева.Стихотворения.Поэмы.Драматические
произведения.-М.: Художественная литература,1990-С.3-18.
В работе по подготовке биографических материалов
использованы также публикации сайта«Мир марины Цветаевой»: /www/geocities/com/
— — — — — — Наглядность
Картины
1.П. Т. Мальцев «Морской берег»
2.А.А. Рылов «в голубом просторе»
3.И.К. Айвазовский «Чёрное море»
Музыкальное оформление
1.«Под лаской плюшевого пледа»
сл. М.Цветаевой 9из к/ф «Жестокий
романс»). Диск «Звезды эстрады 80-х»,
№64
2.«Мне нравится» сл. М. Цветаевой (из к/ф
«с легким паром») Диск «Алла Пугачева»
№51
3.Кассеты «150 любимых мелодий»
-«Лунная соната» Бетховен №4
-«Ноктюрн» Фредерика Шопена №7
-«Грезы любви» Ференца Листа №5.

Краткое описание: — Урок- композиция к 115-летию М.Цветаевой "К морю"

Цели:
1.Расширить знания о русской
классической поэзии; показать
неразрывную связь литературных
эпох.
2.На примере творчества М. Цветаевой
развитие литературного вкуса
учащихся.
— — Учитель: В сентябре 2007 года юбилей Марины Цветаевой. 2007 год-год русского языка.
Русский язык немыслим без великой русской литературы. Сегодня мы постараемся увидеть неразрывную связь эпох. А.С. Пушкин, М. Цветаева, Б. Пастернак жили в разное время. Пушкин- представитель классического реализма. Цветаева и Пастернак не принадлежали ни к одному из модернистских течений. Но нельзяутверждать, что новые веяние Серебряного века не нашли отражение в их поэзии. Всех их объединяла огромная любовь к России и родному языку. Есть у этих поэтов и одна общая тема-море.
Сегодня главной музой нашего урока будет Марина Цветаева. В ее стихах вы найдете все: душевное горение, безмерность чувств, острейший драматический конфликт с окружающими миром:
Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где начернейший-сер!
Где вдохновенье хранят, как в термосе!
С этой безмерностью мире мер?!
Свобода своеволие «души, не знающей меры»-ее вечная, самая дорогая ей тема. Она дорожит и любуется этой прекрасной, окрыляющей свободой
Не разведенная чувством меры-
Вера! Аврора! Души лазурь!
Дура душа, но какое Перу
Не уступалось-души за дурь?
В поэзии Цветаевой нет и следа покоя, умиротворенности, созерцательности. Она вся — в буре, в вихревом движении, в действии и поступке. Всякое чувство Цветаева понимала как активное действие: «Любить-знать, любить- мочь, любить- платить по счету». И поясняла примером: «Любить море- обязывает быть рыбаком, матросом, а лучше всего Байроном(и пловец, и певец!) Лежать возле моря… не значит любить (любить море).
Итак, мы начинаем.
(За столиком М. Цветаева читает стихи)
Моим стихам, написанным так рано,
Что и на знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракеты,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимия,
-Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет мой черед.

Чтец Как и сама ты предсказала,
Лучом, дошедшим до земли,
Когда звезды уже не стало,
Твои стихи до нас дошли.

М.Цветаева:Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело- измена, мне имя-Марина,
Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти-
Тем гроб надгробные плиты…
-В купели морской крещена – и полете
Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволие.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь соль.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена-
Высокая пена морская!


Учитель: Море — изменчивое и капризное, прекрасное и пугающее, спокойное и тревожное, тоскующее и страстное… Море мятущаяся душа Земли, Море — не знает покоя: с каждым его выходом волны, серебрясь, сверкая, разбиваются о гранитные скалы и превращаются в бренную пену. Море бессмертно: всякий его вдох возрождает из пены, воскрешает новую пену. Марина — «морская», море — ее мера: человека, жизни, любви…
1 Ведущий:«Марина – морская». Поэтому у Марины — особое отношение к морю.
2 ведущий: Чем море так привлекло поэта Марину Цветаеву? Может быть, символизирует что-то личное?
1 ведущий: Чтобы разгадать эту маленькую творческую загадку, обратимся к авторским текстам.
2 ведущий: В автобиографическом очерке «Мой Пушкин», где Цветаева вспоминает свое московское детство, она описывает первое представление о море:
«Все предшествовавшее лето 1902 года я переписывала его (т.е. стихотворение Пушкина «К морю») из хрестоматии в самошивную книжку. Зачем в книжку, раз есть хрестоматия? Чтобы всегда носить с собой в кармане, чтобы с Морем гулять в Пачево и на пеньке, чтобы мое было, чтобы я сама написала».
1 ведущий:- Цветаева завела целую тетрадку с названием «К морю». Чтобы МОРЕ было всегда с собой. Еще с детства не увиденное, оно притягивало 10-летнюю Марину.
Чтица: «Об этой любви моей, именно из-за явности ее, никто не знал, и когда в ноябре 1902 года мать, войдя в нашу детскую сказала б к морю- она не подозревала, что поизносит магическое слово, что произносит К морю? То есть дает обещание, которое не может не сдержать.
С этой минуты я ехала к морю, весь этот предотъездный, уже внешкольный и бездельный, бесконечный месяц одинаково и непрерывно ехала К морю»
— — 1 ведущий: Конечно, любовь к морю началась у Цветаевой с любви Пушкина к морю и его знаменитого стихотворения.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я последний раз.



Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы-
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
— — Учитель: Ребята у Пушкина есть еще стихотворения, в которых звучит тема моря. Послушайте их, пожалуйста.
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волнением и тоской туда стремлюся я,
Воспоминанием упоенный…
И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным



Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежныемне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых приключений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славой и душой,
И вы забыты мной, именинницы младые,
Подруги тайные моей весны златые,
И вы забыты мной.…Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…



Редеет облаков летучая гряда.
Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине;
Он думы разбудил уснувшие во мне:
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополи в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и стройный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень-
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.










ЗЕМЛЯ И МОРЕ
Когда по синеве морей
Зефир скользит и тихо веет
В ветрила гордых кораблей
И челны на волнах лелеет:
Забот и дум слагая груз,
Тогда ленюсь я веселее
И забываю песни муз:
Мне моря сладкий шум милее.
Когда же волны по брегам
Ревут, кипят и пеной плещут,
И гром гремит по небесам,
И молнии во мраке блещут;
Я удаляюсь от морей
В гостеприимные дубровы;
Земля мне кажется верней
И жалок мне рыбак суровый:
Живет на утлом он челне,
Игралище слепой пучины,
А я в надежной тишине
Внимаю шум ручья долины.

Учитель: « Море. Гляжу во все глаза. (Так я, восемнадцать лет спустя, во все глаза впервые глядела на Блока)
Черная приземистая скала с высоким торчком железной палки.
- Эта скала называется Лягушка,- торопливо знакомитрыжий хозяйский сын Володя. — Это — наша Лягушка.
От меня до Лягушки – немножко: немножко очень чистой, очень светлой воды:
на дне камешки и стеклышки (Асины).
А это грот,- поясняет Володя, глядя себе под ноги,- тоже наш грот, здесь все наше,- хочешь, полезем? Только ты провалишься?
Лезу и проваливаюсь, в своих тяжелых русских башмаках, в тяжелом буром, вроде как войлочном платье сразу падаю в воду (в воду, а не море), а рыжий Володя меня вытаскивает и выливает воду из башмаков, а потом я рядом с башмаками сижу и в платье сохну, чтобы мать не узнала.
Ася с Володей, сухие и уже презрительные, лезут на «пластину», гладкую шиферную стену скалы, оттуда из-под сосен швыряют осколки и шишки.
Я сохну и смотрю: теперь вижу, что за скалой Лягушка – еще вода, много, чем дальше, тем бледней, и что кончается она белой блестящей линеечной чертою — того же « серебра, что все эти точки на маленьких волнах.
Море голубое – и соленое.

И, внезапно повернувшись к нему спиной, пишу обломком скалы на скале:
Прощай, свободная стихия!
Стихи длинные, и начала я их высоко, сколько руки достало, но стихи, по опыту знаю, такие длинные, что никакой скалы не хватит, а другой такой же гладкой, рядом – нет, и все же мельчу буквы, тесню и тесню строки, и последние уже бисер, и я знаю, что сейчас придет волна и не даст дописать, и тогда желание не сбудется – какое желание? – ах, к морю! – но, значит, уже никакого желания нет? Но все равно — даже без желания! Я должна дописать до волны, все дописать до волны, а волна уже идет, и я как раз еще успеваю подписаться:
Александр Сергеевич Пушкин-
И все смыто, как языком слизано, и опять вся мокрая, и опять гладкий шифер, сейчас уже черный, как тот гранит…
2 ведущий: Вернемся к детским воспоминаниям поэта, С чем ассоциировался образ моря в этой юной головке?
1 ведущий: Со стихией. Как у Пушкина:
Чтица: «Стихия, конечно стихи, и ни в одном другом стихотворении это так ясно не сказано. А почему прощай? Потому что когда любишь, всегда прощаешься. Только и любишь, когда прощаешься. А «моей души предел желанный»- предел – это что – то твердое, каменное, очень прочное, наверное, его любимый камень, на котором он всегда сидел».
1 ведущий:- Во-первых, море-это свобода. Свобода без конца и края, свобода, простирающаяся до горизонта и уходящая за горизонт. Пожалуй именно Пушкин был не только первым, но и единственным поэтом золотого века, кто обратился к образу моря.
2 ведущий: Свободная стихия-это вдвойне свобода. «Стихия, «стихи», «предел», «прощание», «желание». Таковы главные понятия, которыми оперирует Цветаева. Творчество свободно, как стихия,Стихи вольны, как желания, предельное желание, естественное, как сам морской воздух…

«Я счастлива жить образцово…»

Я счастлива жить образцово и просто:
Как солнце — как маятник — как календарь.
Быть светской пустынницей стройного роста,
Премудрой — как всякая божия тварь.

Знать: Дух – мой сподвижник, и Дух — мой вожатый!
Входить без докладу, как луч и как взгляд.
Жить так, как пишу: образцово и сжато,-
Как бог повелел и друзья не велят.



«Я берег покидал туманный Альбиона»

«Я берег покидал туманный Альбиона…»
Божественная высь! Божественная грусть!
Я вижу тусклых вод взволнованное лоно
И тусклый небосвод, знакомый наизусть.

И прислоненного к вольнолюбивой мачте,
Укутанного в плащ — прекрасного, как сон,-
Я вижу юношу.- О, плачьте, девы, плачьте!
Плачь, мужественность! Плачь, туманный Альбион!

Свершилось! Он один меж небом и водой!
Вот школа для тебя, о ненавистник школ!
И в роковую грудь, пронзенную звездою,
Царь роковых ветров врывается – Эол.

А рокот тусклых вод слагается в балладу
О том, как он погиб, звездою заклеймен…
Плачь, Юность! Плачь, Любовь! Плачь Мир!
Рыдай, Эллада!
Плачь, крошка Ада! Плачь, туманный Альбион!


1 ведущий:Для Цветаевой желать свободы больше всего, на ПРЕДЕЛЕ, было так же важно, как для Пушкина, как для любого большого поэта. Покидая море, Пушкин прощается с морем как символом свободной души поэта.


2ведущий: Цветаева оченьточно подметиласходствовольнолюбивого
пушкинского лирического героя с вольной морской волной. Может быть, в этом
разгадка любви обоих поэтов к морской стихии?

«Встреча с Пушкиным»

Я подымаюсь по белой дороге,
Пыльной, звенящей, Крутой.
Не устают мои легкие ноги
Высится над высотой.
Слева — крутая спина Аю-Дага,
Синяя бездна – окрест.
Я вспоминаю курчавого мага
Этих лирических мест.
Вижу его на дороге и в гроте…
Смуглую руку у лба…-
Точно стеклянная на повороте
Продребезжала арба…-
Запах — из детства-какого-то дыма
Или каких-то племен…
Очарование прежнего Крыма
Пушкинских милых времен.
Пушкин!- Ты знал по первому слову,
Кто у тебя на пути!
И просиял бы, и под руку в гору
Не предложил мне идти…
Вечное сердце свое и служенье
Только ему, Королю!
Сердце свое и свое отраженье
В зеркале…- Как я люблю…

1 ведущий: Морская стихия и стихия творческая взаимодополняли друг друга. Причем не только у Пушкина и Цветаевой.

Чтица: «К морю» было: море + любовь к нему Пушкина, море + поэт, нет!-
поэт +море, две стихии, о которых так незабвенно писал Борис Пастернак: «Стихия свободной стихии».
2 ведущий:В поэзии Бориса Пастернака море занимало особое место.

Чтец: Приедается все.
Лишь тебе не дано примелькаться.
Дни проходят,
И годы проходят,
И тысячи, тысячи лет.
В белой пряности волн,
Прячась
В белую пряность акаций,
Может, ты- то их,
Море,
И сводишь на нет.
1 ведущий: Пастернака пленяли мощь морского прибоя,невероятные
водные просторы, могучий шум многокрасочного морского мира. В
стихотворении« Могучий мятеж » — части поэмы « Девятьсот пятый год»-
каждая строка словно имитирует рев морской стихии:

Чтец: Допотопныйпростор
Свирепеет от пены и сипнет.
Расторопный прибой
Сатанеет
От прорвыработ.
Все расходится врозь
И по-своему поет и гибнет,
И, синея от тины,

По сваям по – своемубьет.
Пресноту парусов Оттесняет назад
Одинаковость
Помешавшихся красок,
И близится ливня стана.
Все ниже спускается небо
И падает наискось
И летит кувырком,
И касается чайками дна.
2 ведущий:Образ моря в жизни Марины Цветаевой неразрывно связан с самыми важнымилюдьмивеежизни — смужем СергеемЯковлевичемЭфроном,которого она любила до конца жизни; с собратьями по перу, поэтами – « серебряникамиМаксимилианом Волошиным,ЧерубинойдеГабриак,Константином Бальмонтом, художником КонстантиномБогаевским, писателем
и журналистом Ильей Эренбургом, художником ЛьвомБакстом и многими другими блистательными творцами культуры «Серебряного века».

Чтица: Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было?- Чья победа?-
Кто побежден?
Все передумываю снова,
Всем перемучиваюсь вновь.
В том, для чего не знаю слова,
Была ль любовь?
Кто был охотник?- Кто — добыча?
Все дьявольски – наоборот!
Что понял, длительно мурлыча,
Сибирский кот?
В том поединке своеволий
Кто, в чей руке былтолько мяч?
Чье сердце – Ваше ли, мое ли
Летело вскачь?
И все – таки — что ж это было?
Чего так хочется и жаль?
Так и не знаю: победили ль?
Побеждена ль?

1 ведущий:Всех этих людей познакомило море, объединило море. Любовь к морю с самого детства завладела сердцем поэта.

2 ведущий:Тяга к морским просторам,морской бездонности, к сильному ветру
вольному морскому духу, который так гармонирует с духом творчества.

1 ведущий: Романтика морских просторов и вольный морской ветер
Сформировали Цветаеву как вечного романтика и большого поэта. Ее стихи
свободны, как морской ветер, и всесильны, как морская пучина.

2 ведущий: Чувствую себя искристой и вездесущей, как морская пена, и могучей,как морская волна. Поэт-Марина Цветаева навсегда связала свою творческую судьбу с образом моря.
.
Чтица:«И больше скажу: безграмотность моего младенческого отождествления стихии со стихами оказалась – прозрением: свободная стихияоказалась стихами, а не морем, то есть единственной стихией, с которой непрощаются – никогда».

Ребята! На стихи Марины Цветаевой написано много песен. Послушайте одну изних висполненииАллыПугачевой.(« Мне нравится, что вы больны не мной…»).

(Заключительное слово учителя).

Файлы: yablonka_razumihina.mp3
Размер файла: 1936846 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология