Автор конспекта:
Автор(ы): — Малютина Надежда Николаевна

Место работы, должность: — Муниципальное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) школа № 1 Павлово-Посадского муниципального района Московской области

Регион: — Московская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми подробностями жизни и творчества Николая Заболоцкого; пробудить интерес к его стихам посредством живого чтения; поставить и решить проблемные вопросы в нетрадиционной форме.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Используемое оборудование: —

1. Портрет Н.Заболоцкого
2. Выставка книг: «Слово о полку Игоревом», «Витязь в тигровой шкуре» в переводе Заболоцкого; несколько книг с его стихами, вырезки из газет.
Девиз выставки: «Не позволяй душе лениться!»
3. Запись песен на стихи Н.А. Заболоцкого: «В этой роще березовой», «Очарована, околдована…»

Краткое описание: — Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми подробностями жизни и творчества Николая Заболоцкого; пробудить интерес к его стихам посредством живого чтения; поставить и решить проблемные вопросы в нетрадиционной форме. Тип урока: урок – композиция с использованием технологии опережающего, проблемного обучения и системы Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека. Основной метод: рассказ учителя, рассказ отдельных эпизодов заранее подготовленными учащимися. Прозвучат стихи поэта: «Лесное озеро», «Журавли», «О красоте человеческих лиц», «Вечер на Оке», «Можжевеловый куст» и др. Музыкальные произведения на стихи Н.Заболоцкого: «В этой роще березовой», «Признание»

Тема урока: «Откройся, мысль!
Стань музыкою, слово…»
Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми подробностями жизни и творчества Николая Заболоцкого; пробудить интерес к его стихам посредством живого чтения; поставить и решить проблемные вопросы в нетрадиционной форме.
Тип урока: урок – композиция с использованием технологии опережающего, проблемного обучения и системы Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.

Основной метод: рассказ учителя, рассказ отдельных эпизодов заранее подготовленными учащимися. Прозвучат стихи поэта: «Лесное озеро», «Журавли», «О красоте человеческих лиц», «Вечер на Оке», «Можжевеловый куст» и др.
Музыкальные произведения на стихи Н.Заболоцкого: «В этой роще березовой», «Признание»
Задания и вопросы для последующей письменной работы размножены. Прочитать.
1. Марина Цветаева предложила ХХ веку формулу: «Искусство при свете совести». Как бы вы соотнесли эти слова с искусством Н. Заболоцкого?
2. Прочитайте стихотворение Заболоцкого «Вечер на Оке» в контексте всей жизни и творчества поэта.
3. Какие значительные проблемы волновали Заболоцкого, какие нравственные ценности утверждает его поэзия?
4. Как стихотворение «Журавли» продолжает традиционную тему русской литературы (пушкинское «есть упоение в бою», тютчевское «блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые»)?
5. Найдите в стихах Заболоцкого пример смелой метафоричности.
6. В произведениях Заболоцкого неизменно присутствует ночное небо, в которое так часто всматривается поэт. Как вы думаете, каков философский смысл этого образа?
7. В стихотворении «В этой роще березовой…» сколько раз, по – вашему, меняется интонация?
С помощью каких художественных средств создается потрясающий эмоциональный эффект?
В каком кинофильме с участием в главной роли нашего земляка Вячеслава Тихонова звучит песня на эти стихи? Кто ее исполняет?
8. Как бы вы объяснили смысл сравнений из стихотворения «не позволяй душе лениться…», «душа рабыня и царица», «работница и дочь»?

Содержание урока
I. Учитель.
«Это случилось в 1938 году, 19 марта, в тогдашнем Ленинграде», — так начинает скорбную историю своего заключения один из выдающихся поэтов ХХ века – Николай Алексеевич Заболоцкий. Этот потрясающий человеческий документ, оставшийся незавершенным, рассказывает о страданиях, через которые прошел он в своей трудно сложившейся жизни. Он писал: «Следователи настаивали на том, чтобы я сознался в своих преступлениях против советской власти. Так как этих преступлений я за собой не знал, то понятно, что и сознаваться мне было не в чем…»
В своем желании сколотить дело о контрреволюционной писательской организации следователи были жестоки и изобретательны. Мы читаем: «Состояние мое было тяжелое. Я был потрясен и доведен до невменяемости, физически же измучен истязаниями, голодом и бессонницей…»
Таким он попал в больницу для умалишенных, а потом, в забитую арестантами тюремную камеру.
1-й ученик
«В моей голове созревала странная уверенность в том, что мы находимся в руках фашистов, которые под носом у нашей власти нашли способ уничтожить русских людей, действуя в самом центре тогдашней советской карательной системы»
Учитель.
Впереди были еще долгие годы сталинских лагерей. А позади – детство в далеких вятских краях, в семье сельского агронома, реальное училище, рано проявившееся поэтическое признание, литературный факультет ленинградского педагогического института, первая книга «Столбцы», в которой сатирическим пером поэт заклеймил торгашей и мещан, активное сотрудничество в детской литературе. А позже – растущая склонность к осмыслению вечных проблем жизни и смерти, человека и природы, и рождение стихов, в которых очевиден интерес к философии и космическим идеям Циолковского и Вернадского, склонность к классической простоте и гармонии Тютчева и Баратынского. «Как мир меняется! И как я сам меняюсь!» — это ощущение поэта, находящегося в расцвете своего творческого пути. И вдруг все так нелепо, так дико оборвалось.
2-ой ученик.
«Везли нас в теплушках, под сильной охраной, но на остановках выпускались собаки – овчарки, готовые растерзать любого беглеца. Шестьдесят с лишним дней мы тащились по сибирской магистрали…»
1-й ученик.
«Однажды мы около трех суток почти не получали воды и, встречая новый 1939 год где – то около Байкала, должны были лизать черные закоптелые сосульки, наросшие на стенах вагона от наших же собственных испарений. Это новогоднее пиршество мне не удастся забыть до конца жизни»
Учитель.
Сын поэта, Никита Заболоцкий, рассказывает, что именно в этих условиях томительного пути на Дальний Восток рождалось стихотворение «Лесное озеро».
3-й ученик
Читает стихотворение «Лесное озеро»
Учитель
В лагерях заключенный Заболоцкий работал и на лесоповале, и в карьере, и на строительстве железной дороги, и на добыче соды из алтайского озера, где подорвал свое сердце. Но в этих нечеловеческих условиях он остался верен своему жизненному кредо «Вера и упорство, труд и честность». А его письма жене проникнуты любовью и мужеством.
В 1944 годы Заболоцкий был освобожден из – под стражи. На Алтае, а позже в Караганде, где с ним уже была его семья, появилась возможность вернуться к литературе. Когда – то он начинал работу над поэтическим переводом «Слова о полку Игореве», теперь задумал вновь обратиться к нему. Урывками и по ночам, после утомительного трудового дня, вечером, когда, засыпали дети, Николай Алексеевич, встав на колени перед топчаном, на котором спал, и, прикрепив к нему свечку (лампочки и стола у него не было), писал до глубокой ночи, чтобы рано утром отправиться в трехкилометровый путь на работу.
4-й ученик читает отрывок из «Слова…» в переводе Заболоцкого «Не пора ли нам, братия, начать…(до слов «Растекался мыслию по дереву»)
Учитель.
Крупнейший исследователь «Слова…» академик Д.С.Лихачев считает, что перевод Заболоцкого «несомненно лучший из существующих, лучший своей поэтической силой». В конце 1945 года перевод был закончен. Заболоцкий был вызван в Москву и восстановлен в Союзе писателей (окончательно реабилитирован лишь посмертно в 1963 году). И хотя его стихи московского периода старались не печатать, замалчивать, но росла слава Заболоцкого как поэта-переводчика, особенно грузинской поэзии, знаменитой поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Первые годы после своего возвращения Заболоцкий жил под Москвой, в Переделкино, на даче своего товарища. Окно выходило в березовую рощу, которая с раннего утра наполнялась голосами птиц. Именно этими впечатлениями навеяно стихотворение, написанное в 1946 году, но увидевшее свет много лет спустя ( Включается запись песни на стихотворение «В этой роще березой…»
Вопросы ученикам: из какого кинофильма песня, кто исполняет, какое настроение у героя?
Ключевой художественный прием, на котором построено стихотворение – антитеза (при необходимости повторить, что такое антитеза). На смену недавней горестной личной судьбе пришло мирное счастье. Вдалеке от страданий и бед, роща березовая, розовый немигающий утренний свет, песни иволги.
Но почему эти надежды на счастье так хрупки, так призрачны? Почему так тревожно на душе? Да, томительные годы на краю гибели не забыть. Но ведь и сегодня, как сказал Заболоцкий, «покоя в мире нет»
2-ой ученик
Тревожное предчувствие не обмануло поэта. «На пределах ума» обрушиваются на мир «белые вихри» атомных взрывов, машут крыльями «безумные мельницы» войны. Крошечная птичка летит над руинами смерти, эта молчаливая странница, окруженная взрывами, а над ее головой – смертельное облако. Новый день – это уже не свежесть утренняя, а утренняя мгла. Нет уже иволги — символа жизни, а есть бешеный ворон – символ смерти.
Учитель.
Нет, не может, не должно этого случиться! Поэт увидел себя как бы отстраненно после небытия, ужаснулся и из этого мрака почувствовал , как неоценима жизнь: трепетна божественная капля росы, под которой холодеет кусочек цветка, светлая березовая роща, где льются листья с высоких ветвей – все это утро победы торжественной, победы добра над злом, жизни над смертью. Победа навсегда, на века!
Еще одно трагическое стихотворение, метафора человеческих отношений — «Журавли».
К берегам отеческой земли возвращается журавлиная стая, ведомая сильным и смелым вожаком. Но когда он, сраженный «лучом огня» падает в холодную волну, свое величие, гордый дух, высокое стремленье, волю непреклонную к борьбе он завещал молодым.
Корней Чуковский заплакал, услышав «Журавлей», а Анна Ахматова сочла это стихотворение подлинной классикой.
Учитель.
Читает стихотворение «Журавли»
4-й ученик
Гибель красоты для Заболоцкого трагедия. Он пишет о гармонии в природе и о прелести человеческого лица, о душевном обаянии и возвышающей силе искусства. Это стихотворение « О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка», «Портрет», «Бетховен». Пишет о красоте – загадке. (читает стихотворение « О красоте человеческих лиц»)
Учитель.
Поэт видит залог бессмертия и красоты, вдохновения и мудрости в единстве человека и природы. В наше время, когда угрожающие размеры приобрело потребительское отношение людей к природе, особенно притягательны стихи Заболоцкого, влюбленного в природу, глубоко чувствующего все голоса и краски.
3-й ученик.
Последние два года Николай Алексеевич провел в Тарусе. Здесь ему особенно хорошо работалось. (Читает стихотворение «Вечер на Оке»).
Учитель.
В наши дни наконец – то рухнула плотина молчания вокруг творчества Заболоцкого. Дорогая его сердцу тема красоты, но теперь новая ее грань – любовь, во всем ее драматизме, обаянии и силе прозвучала в цикле стихов «Последняя любовь». Это чувство может быть горьким и тревожным (стихотворение «Чертополох»), оно может быть счастьем, которое, подобно острым иглам можжевельника, пронзает сердце. (Читаю стихотворение «Можжевеловый куст»).
Счастье может быть коленопреклонным, как в стихотворении «Признание». (В исполнении группы «Санкт – Петербург», музыка М.Звездинского, звучит песня « Очарована, околдована…»
1-й ученик.
Незадолго до смерти, переполненный новыми творческими замыслами, поэт написал стихотворение, которое стало для нас завещание. (Читает стихотворение «Не позволяй душе лениться!…»)
II. контроль усвоения учебного материала
По вопросам, которые определены заранее.
III. Подведение итогов урока.

Оформление урока
1. Портрет Н.Заболоцкого
2. Выставка книг: «Слово о полку Игоревом», «Витязь в тигровой шкуре» в переводе Заболоцкого; несколько книг с его стихами, вырезки из газет.
Девиз выставки: «Не позволяй душе лениться!»
3. Запись песен на стихи Н.А. Заболоцкого: «В этой роще березовой», «Очарована, околдована…»

Файлы: От эпохи Возрождения к классицизму.ppt
Размер файла: 302592 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология