Автор конспекта:
Автор(ы): — Муратова Татьяна Викторовна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ Тейсин

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

углубить и расширить знания учащихся по теме «Давление твердых тел», способствовать развитию логического мышления, прививать интерес к предмету, учить находить «физику» в окружающем мире, развивать творческие способности личности.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Краткое описание: — Обобщающий урок по теме: Давление твердых тел

Урок – конференция.

Тема: «КТО КАК КУСАЕТ».

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме «Давление твердых тел», способствовать развитию логического мышления, прививать интерес к предмету, учить находить «физику» в окружающем мире, развивать творческие способности личности.

Эпиграф:

«Исследовать – это значит видеть то, что видят все, и думать так, как не думает никто.

В.Бекелис.

«Кибернетическая смесь».

Ход урока.

1. Вводное слово учителя: (обращаясь к приглашенным).

— Вы присутствуете в научно – исследовательской лаборатории 7 класса.

Ребята провели исследования по теме: «Кто как кусает».

И сейчас познакомят вас с результатами своей работы.

2. Ведущий конференции (один из учащихся 7 класса) , (постановка проблемы).

- И пришла к Айболиту лиса:

- Ой, меня укусила оса!

Кто из нас не знает строк К.И.Чуковского? А ведь оса, так же как и пчела или шмель, не «укусила» лису, а, конечно, ужалила. Специальным жалом, которое спрятано у неё в брюшке. Эти насекомые жалят своих обидчиков, когда защищают себя и свои гнёзда с личинками и медом.

Ну, а знаете ли вы вообще, кто как кусает?

В нашей научной лаборатории была проведена исследовательская работа. Нас заинтересовала фраза из учебника «лезвия режущих и остриё колющих инструментов остро оттачивают» .

Но ведь режущие и колющие приспособления встречаются и в живой природе. Это зубы, ногти, клювы, шипы, жало и т.п. – все они из твердого материала, гладкие и очень острые.

«А что кроется за этим предложением?», — решили мы узнать.

Передаю слово руководителю лаборатории. (учащийся выступающий в роли руководителя исследовательской лаборатории.

3. Руководитель:

Приходилось ли вам прикалывать кнопками газету к доске?

Действуя на кнопку с одинаковой силой, вы, однако замечаете разный результат.

Кнопка имеющая более острый конец, легче входит в дерево (демонстрирует), значит результат действия силы зависит не только от её модуля, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует.

Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности, называется ДАВЛЕНИЕМ. (демонстрирует плакат с формулой

В зависимости от того, хотят ли получить малое или большое давление, площадь опоры увеличивают или уменьшают.

Например: для того, чтобы грунт смог выдержать давление возводимого здания, увеличивают площадь нижней части фундамента.

А при малой площади (например: площади поверхности зубов) можно небольшой силой создать большое давление. Вот так мудро и поступила природа.

Были исследованы различные группы насекомых и животных. И вот что мы узнали.

4. Выступление учащихся ребят.( сотрудники лаборатории).

КОМАРЫ. СЛЕПНИ.

КОМАРЫ:Летом все бывают на реке, в лесу. Хорошо в лесу – птицы, ягода, вот только комары такие кусачие. Ошибочка вышла, даже две. Во-первых, комары не кусают, а прокалывают. Во-вторых, не комары, а Комарихи. «Кусаются» только комарихи. Есть у них на голове специальный хоботок такой, которым можно сверлить, или скорее бурить кожу человека, зверей, птиц. Получается тонкая дырочка – скважина, через которую комариха выпьет капельку крови (как мы молочный коктейль через трубочку). Только после этого самка комара сможет отложить яйца, из которых выведутся другие комары.

Несколько слов в защиту комара – самца. Он не враг нам, никогда не сосёт кровь. У него нет никакого оружия, чтобы наподдать на нас. Кормится он лишь соком растений и сладким нектаром. У самца на голове вокруг рта словно борода — густая поросль щетины, снабженных нежной опушкой. Колющих инструментов у него нет, а только гнущийся хоботок для собирания сока с цветов.

СЛЕПНИ: А вот колющий аппарат слепня устроен иначе, чем уз комара, хотя из тех же самых ротовых придатков – двух губ и двух челюстей. Но у слепня нет отдельно сосущего хоботка. Он колет сложенными в трубочку удлинёнными губами и челюстями и этой самой же трубочкой сосёт кровь. Слепни – большие мухи (до 2-3см). как больно они кусают и надоедливые в жаркий летний день, по собственному опыту знает каждый. Кровь сосут только самки (и за один раз столько, сколько 70 комаров).

Слепни – самцы тоже кормятся нектаром цветов, соком деревьев, росой. Через несколько дней насосавшиеся самки откладывают яйца, а потом опять кусает. И так до 5-ти раз.

5. Сообщения детей:

ЖУК – ОЛЕНЬ.

Зато среди жуков есть много «кусачих» по – настоящему. Вот например, жук-олень, который живёт в лиственных лесах, дубровах, в лесостепи на Украине, в Крыму, в Молдавии. На голове у самцов растут большие ветвистые «рога», чуть-чуть похожие на оленьи. На самом деле это верхние челюсти. Сам жук-олень может быть размером со спичечный коробок, а челюсти _ «рога» занимают половину длины туловища. И если неосторожный воробей. Скворец или любопытный мальчик захотят поймать такого рогача, он сразу цапнет за палец, а у птички может и ножку сломать. Кусается! Только зачем его ловить? Раньше его часто собирали для коллекций, для учебных пособий, и стал теперь жук-олень редким. Занесён в Красную книгу и его охраняют.

ЩУКА.

Теперь давайте заглянем на реку, что там делается, кто кого кусает и зачем?

Всем известная кусака – это щука. Рот у неё большой, и в нем полно мелких и острых зубов. Растут они в несколько рядов на верхней и нижней челюстях, все направлены назад – ужас! Только без таких зубов щуке не прожить, ведь ловит она скользкую рыбу в твердой чешуе, трудно её удержать в пасти, того и гляди – вырвется. У судака, у окуня пасть поменьше, да и зубов тоже не так густо. У усатого сома – подкоряжника пасть здоровенная и зубастая, но зубки совсем мелкие, как будто терка.

ПИРАНЬЯ.

В далёкой реке Амазонке, которая течёт среди джунглей Южной Америки, живут рыбы – пираньи. Эти кусают пострашнее щуки. Сама рыба небольшая – с ладонь, красноватая, иногда в крапинку. На вид довольно мясистая, вроде нашего карася, только с очень мелкой чешуёй. Но если приглядеться – да!… Федот, да не тот! Нижняя челюсть выдаётся вперед, как у бульдога. И сверху и снизу торчат треугольные зубы с острыми, как бритва, краями. Когда пасть закрывается, то верхние зубы попадают точно в промежутки нижних. Плавают пираньи стаями. И когда голодные, а голодные они очень часто, то могут сожрать не только встречную рыбку….

Пиранья – одна из самых опасных пресноводных рыб бассейна амазонки. Это плоская, мясистая серебристого цвета рыба с выдающейся нижней челюстью, очень похожая в профиль на бульдога. Её челюсти оснащены рядом острых зубов треугольной формы. Зубы расположены так, что при смыкании челюстей они принимают один к другому наподобие зубьев шестеренки. Местные жители питают к ней такой страх, как к аллигатору или акуле. Свирепость этих рыб не имеет границ. Они нападают на животных, на человека, а также других рыб.

АКУЛЫ.

Очень похоже кусают акулы.

Только живут они в морях и океанах. Размером бывают и до семи метров. Зубы у пираньи растут в один ряд, а у акулы – в несколько.

Если зубик или два вдруг сломаются, она не плачет и не идёт к зубному врачу. Скоро на этом месте вырастет новый зуб, который выдвигается из заднего, запасного ряда. Правда, самые крупные акулы – гигантская и китовая, которые могут вырасти длиннее автобуса, кусаются не очень сильно. Они вообще предпочитают мелкую добычу: планктонов, беспозвоночных. А вот у «кусачих» сами названия говорят за себя: тигровая, акула – лисица, акула – людоед…

КРОКОДИЛ.

Выбираемся на сушу. Вот на берегу лежит крокодил. Пасть у него действительно здоровая и очень зубастая. А глотка неширокая, поэтому крупную добычу проглотить целиком он не может. Есть такие крокодилы, которые кроме рыбы ничего не едят, например. Индийский крокодил – гавиал. Челюсти у него узкие, с острыми зубами, как пинцет. Это скорее «хватательный) инструмент, чем «кусательный».

ГАДЮКА ОБЫКНОВЕННАЯ ЗМЕЯ.

Ядовитые змеи, вроде нашей обыкновенной гадюки, кусают, когда нападают на добычу – мышей, лягушек, или когда защищаются. На верхней челюсти у них растут два ядовитых зуба. При укусе именно через эти зубы впрыскивается в рану жертвы яд. Это зубы – шприцы. Может пострадать от яда гадюки и неосторожный человек. Если вы встретили змею в лесу, не трогайте её и обойдите. Ядовитые змеи очень полезные животные. Необижайте их, и вас не укусят.

ПОПУГАИ КЛЁСТ.

Из птиц очень хорошо умеют кусать попугаи. У них большой кривой клюв – кусачки, они могут разгрызать семечки! Из наших птиц очень интересный клюв у клеста. Верхняя и нижняя половины клюва скрещены. Таким клювом клесты шелушат шишки, достают семечки ели и сосны, которые едят.

ХИЩНИКИ, ЧЕЛОВЕК.

Ну вот, после ос, жуков, рыб, змей и птиц добрались мы с вами и до зверей. Многие млекопитающие (а звери – это как раз и есть млекопитающие животные) кусают очень похоже на нас с вами. То есть передними зубами – они называются «резцы» — откусывают, а другими – коренными зубами – пережёвывают, перетирают пищу. Есть ещё и клыки, которыми звери убивают добычу. У человека клыки стали короткими тупыми, почти не отличить от резцов.

АНТИЛОПА ЛОШАДЬ.

А вот у коров, оленей, антилоп совсем нет клыков. Нет даже верхних резцов. Они прижимают корм – ветки, траву – к жёсткой верхней челюсти и срезают его, двигая вбок нижними резцами. У лошадей, зебр, ослов клыков обычно тоже нет, но верхние резцы есть.

КАШАЛОТ.

Очень много зубов у дельфинов, касаток и кашалотов. У некоторых видов – больше ста! А зубы кашалота бывают длиною с бутылку из-под лимонада. Есть такой морской зверь – тоже родственник дельфинов и китов – нарвал, или единорог, у которого самый длинный зуб среди млекопитающих. Длина этого зуба – бивня, неправильно называемого рогом, достигает трёх метров! Вот только укусить таким зубом никого нельзя, неудобно. Это – украшение.

МОРЖ СЛОН.

Очень заметные зубы – бивни растут у слонов индийских и африканских. Но используют они их не для кусания. У моржей, живущих в Северном Ледовитом и Тихом океанах, клыки бывают длиной около полуметра. Морж пользуется этими клыками, когда достаёт корм на дне морском, или когда вылезает на льдину – цепляясь за край, или когда ссорится с другими моржами. Но тоже, как и слон, и нарвал, никогда не кусает бивнями. Если на одинокого моржа или на мать с моржонком нападает белый медведь, тогда клыки пойдут в дело – берегись косолапый!

ГРЫЗУНЫ БОБРЫ.

У грызунов зубы – стамески. Они ими грызут всю жизнь, и всю жизнь резцы острые и постоянно растут. И у бобров, и у белок, и у сусликов, и у полёвок.

ГИЕНА.

У хищников же – тигров, барсов, волков, диких котов и хорьков – резцы маленькие, а клыки здоровые, как кинжалы. Коренные зубы тоже крупные и острые, чтобы легче откусывать куски мяса. Самые сильные челюсти (по отношению к размеру зверя) у пятнистой гиены. Она может разгрызать самые старые, самые крепкие кости.

ДИКОБРАЗ.

Стреляет ли дикобраз иглами?

Считалось легендой, что дикобраз способен метать иглы в неприятеля. Но недавно немецкий зоолог ДАТЕ и его сотрудники своими глазами видели это в Берлинском зоопарке. Потрясая шкурой, дикобраз бросал иглы с большой силой, они вонзались в деревянные планки! Очевидно, достигается это резким сокращением кольцевых мышц, обнимающих каждую иголку в её основании.

БРОНЕНОСЕЦ.

Кто самый когтистый?

В лесах и саваннах Ю.Америки многие муравейники и термитники взломаны. Это гигантский броненосец, крушит всё своими когтями. Деревья броненосец царапает и рвёт когтями, чтобы добраться до муравьёв. Ни у кого на земле нет таких когтей, длиной они с ладонь и такой же почти шириной. У льва когти слабее….

ГОАЦИН.

У какой птицы на крыльях когти?

Эта странная птица называется гоацин. Ростом с ворону, на голове – хохол…

Гоацин всегда свои гнезда строят на суках, которые висят над водой. Чтобы птенцы могли в неё нырять и спасаться от всяких хищников, которые плавать не любят. У взрослых гоацинов нет когтей, только у птенцов по 2 когтя на каждом крыле, как у вымерших птиц – археоптерикса. Когтями они за ветки цепляются, лазают ловко, когда вспасаются от древесной змеи или дикой кошки и с веток прямо в воду падают. А потом опять при помощи когтей по веткам в гнездо возвращаются.

ПАНГОЛИН.

У кого зубы в желудке?

В Африке, Индии и Индонезии живут странные звери панголины, или ящеры. Но не пресмыкающиеся, а млекопитающие животные. Питается панголин муравьями и животными. Хватает их и торопливо глотает, жевать некогда, а то все муравьи разбегутся. Да и нечем: у панголина во рту нет зубов. Они у него в желудке. Панголины словно проглотили свои зубы. В желудке ящера несколько рядов роговых зубов. Сильные мышцы движут их туда-сюда. Панголин, пообедав, уже спит давно, а желудок его работает: жуёт, перетирает проглоченных насекомых.

СКАТ – ХВОСТОКОЛ.

Какая рыба в Черном море самая опасная?

Купальщики не должны быть беспечны. На песчаных отмелях можно встретить скатов – хвостоколов, родичей акул. На бичевидном хвосте носят они отравленный кинжал – длинный шип с ядовитой железой в основании. Скат бьет хвостом, как кнутом, и вонзает щип в потревожившего его человека. В теле жертвы шип обычно ломается, извлечь его трудно. А если не вытащить, то обломок по кровяному руслу может дойти до сердца и убить человека. Редко, но такие случаи были. Встретить такого ската можно не только в Черном, но и в Азовском море. Их ещё называют морскими хвостами. Раны от их шипов очень болезненные и плохо заживают.

ЧЕРЕДА.

Ещё одно растение – череда. Признайтесь приходилось отбирать со своей одежды её семена прочно вцепившиеся в ткань маленькими иголочками.

Прошли рядом с растением, не обратили на него внимания, и оно словно обидевшись, вцепилось в вашу одежду. Обобрали вы их по дороге домой, а то и во дворе вашего дома оказали череде огромную услугу, помогли перенести семена на другое место: на прежнем тесно уже стало.

РОЗА.

Ну, кто же не знает розу – красавицу. Она привлекает не только красотой своих цветков, многообразием цветовой окраски но и запахом. А попробуй сорви её?

Вот тут и поплатимся за это. Стебель этой садовой красавицы сплошь усеян острыми крепкими колючими – шипами, впивающимися в руку тех, кто хочет сорвать этот гордый красивый цветок. Шипы цепляются и за одежду, словно заставляя остановиться рядом с ней и полюбоваться.

Посмотрите на эту красавицу но только смотрите потому сорвать вам её просто не удастся может быть только срезать. Но если у вас под рукой нет ничего режущего, заполучить вам её в руки не удастся. Крепкие острые колючие на стволе больно поранят руки любого, кто захочет заполучить лесную и садовую красавицу и ещё долго будут напоминать об этом оставшиеся раны таким образом этот цветок заботится о своей безопасности.

КОЛЮЧКА.

Но если роза красивая, то разве можно восхищаться красотой обыкновенной колючки?!

Какая она невзрачная! Но природа и здесь позаботилась о будущем этого растения. Созревшие семена своими острыми выступами – колючками цепляются за одежду и шерсть животных и переносятся на другое место, переселяются.

Поэтому и появляется рядом с красавицей – розой около дома невзрачная колючка, или лопух, невзрачный на вид, но с семенами – колючками.

ШИПОВНИК.

А это лесные предки нашей садовой колючей красавицы – кусты шиповника.

У шиповника не только прелестный цветок как у розы, но уж запахом шиповник может гордиться наверняка. И стебель его ещё более колюч, словно он предупреждает каждого6 не тронь меня пока, я вам ещё пригожусь. И точно, наградит он нас осенью полезными, богатыми витаминами плодами, которые собирать совсем не сложно, а без цветка не было бы и плода. Вот и получается: позаботилась природа не только о цветках шиповника, наградив его колючками – шипами, но и о нас.

КАКТУС.

У кактуса листья превратились в колючки, это растение пустынь и сухих степей, такими колючками он спасается в пустыне от любителей влаги, которую кактус в большом количестве запасает в толстом мясистом стебле и листьях.

МАЛИНА , КРЫЖОВНИК И ЕЖЕВИКА.

А вот еще три растения – малина, ежевика и крыжовник их разводят в садах, но и в лесу они тоже растут.

Об их пользе знают все, но так же все знают, как непросто собрать плоды этих растений, потому, что ветви у них, что колючая проволока, будешь лезть в заросли, ломать ветви, неаккуратно обращаться с растением и поплатишься за это. Природа словно говорит: любишь вкусные ягоды – собирай, но само растение не ломай, оно живое и на следующий год на нем опять будут полезные вкусные ягоды, только дождись их, а уж природа не забудет, каким ты был терпеливым, собирая ягоды и за все царапины наградит сполна.

ВЕРБЛЮЖЬЯ КОЛЮЧКА.

Растительность пустынь очень бедная, растения не образуют сплошного покрова. Они растут пучками, редкими кустарниками. Лето в пустыне очень жаркое и поэтому здесь растут только те растения, которые могут переносить длительную засуху. У них корни глубоко заходят в землю, а мелкие листья способствуют меньшему испарению воды с их поверхности. У некоторых растений например, верблюжьей колючки вместо листьев, колючки.

6. Ведущий:

Вот как мудро поступила природа. А человек позаимствовал это у неё, создал инструменты наподобие зубов животных. (демонстрирует выставку инструментов).

— Лезвия режущих и острие колющих инструментов остро оттачивают. Острие имеет малую площадь поверхности, поэтому при помощи малой силы создается большое давление и такими инструментами легко работать.

А вторая группа ребят занималась поисками загадок на данную тему.

Участники второй группы предлагают отгадать загадку, прочесть стихи.

Например: загадка.

1. Ела, ела дуб – дуб,

Поломала зуб – зуб.

2. Вот иголки и булавки

Выползают из – под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Стих С.МАРШАК «ПЕСНЯ САПОЖНИКА».

1. Я сапожник удалой.

Беднякам Италии

Шью я толстою иглой

Тонкие сандалики.

2. Я сижу за верстаком,

Песню напеваю

И в подметки молотком

Гвоздики вбиваю.

3. Бью усердно молоточком

По чужим штиблетам.

А хожу я босиком

И зимой и летом.

4. В мастерской моей чини

Рваные ботики.

Станут новыми они

Выйдя из починки.

5. Я – сапожник удалой,

Беднякам Италии

Шью я тонкою иглой

Тонкие сандалики.

Все загадки оформлены, сопровождаются отгадкой – рисунком.

7. Учитель: (подводит итог урока, благодарит всех выступающих и заканчивает урок словами В.Бианки:

«Весь огромный мир кругом меня.. полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!».

Файлы: урок — конференция.docx
Размер файла: 32233 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология