Автор конспекта:
Автор(ы): — Максимов Дмитрий Сергеевич

Место работы, должность: — УЧитель МБОУ «Гатчинская СОШ №8″

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Обобщение и систематизация знаний по теме

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Краткое описание: — Урок-лекция как продолжение цикла интегрированных уроков по истории и музыке

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Лекция-концерт

«Русская хоровая музыка вчера и сегодня».

1в. Здравствуйте уважаемые ученики, мы продолжаем цикл музыкальных уроков, знакомящих вас с историей, искусством и культурой различных эпох и стран; и сегодня наше музыкально-историческое путешествие будет посвящено русской хоровой музыке. А эпиграфом к нашему уроку послужат слова Ф. И. Тютчева:

«Чему бы жизнь нас не учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса».

2 в. Действительно, хоровое пение можно назвать «нескудеющей силой и нетленной красой», которую русский народ на протяжении многих веков бережно передает своим потомкам.

1 в. Интересно, а когда появились первые упоминания о русском пении?

2 в. Ну, если говорить об упоминании, то относится оно еще к 10 веку, ведь профессиональные певчие появились сразу же после крещения Руси в 988 году. А уже в 11 веке стали создаваться первые ноты, только выглядели они не совсем привычно для нас…

Слайд № 2, 3

1 в. Если мы посмотрим на экран, то увидим, что наши первые русские ноты записывались в форме каких-то закорючек, видимо поэтому такую крюкообразную нотацию и стали называть крюковой или знаменной, от слова знамена, т. е. знаки.

2 в. Материал письма также являлся не совсем обычным – вместо бумаги использовали кожу животных. Назывался такой род бумаги пергамен, а писали по нему гусиными перьями. Бумагу изобрели лишь в 15 веке, да и ксерокса в те времена не было…

Слайд № 4

1 в. Тяжело представить в наше время, сколько же времени занимало переписывание одной книги…

2 в. Да, на завершение одной рукописи иногда уходил не один год… Поэтому эту работу выполняли особо терпеливые и самые образованные на то время люди – монахи в монастырях.

Слайд № 5

1 в. Более того, не только музыкальные, но и все остальные рукописи были очень дорогими, ведь их переплеты украшались даже драгоценными камнями, и поэтому обладать ими могли только очень знатные люди.

2 в. А вот мне интересно,неужели такую сложную нотацию смогли разгадать?

Слайд № 6

1 в. И да, и нет. Точно известно, что древнерусская музыка до 17 века была одноголосной. Нотация 12 века конечно сложна для расшифровки, но вот музыкальные знаки 17 века (они сейчас на экране) научились и читать и исполнять, только для нашего слуха эта музыка звучит очень строго, сурово и отрешенно.

Звучит фрагмент знаменного песнопения (тихо)

2 в. Ну это не удивительно, ведь исполняли знаменные песнопения только в церквях. Более того, если вспомнить древнерусскую архитектуру и иконы, написанные в этот период, они также пронизаны строгостью, аскетизмом и возвышенностью, за внешней простотой которых скрывается великая душа русского народа…

Показ слайдов №№ 7 — 15

Эти бедные селенья, эта скудная природа –

Край родной долготерпенья, край ты русского народа.

Не поймет и не заметит гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной. Ф. И. Тютчев

Остановиться на слайде № 16 (Троица А. Рублева)

Музыка выключена.

2 в. Все произведения древнерусского искусства анонимны, но есть известные исключения, авторы которых нам известны. Кто из вас знает, как называется и кто автор этой иконы?

1 в. Я предлагаю вам сейчас побыть исследователями древней письменности, и разгадать названия древних знаков. Для этого нужно помнить одну вещь – все названия знаков описывают их внешний вид.

Слайд № 17

На экране вы видите древние знамена, я вам говорю название, а вы угадываете номер знака:

Запятая, палка, чашка, два в челну, стрела, змийца, крюк.

2 в. А мы с вами продолжаем постигать тайны русской хоровой музыки и попадаем в исторически важный 16 век, время правления Ивана IVили как его еще называют Ивана — ? Правильно, Грозного.

1 в. И чем же он так важен для хорового пения?

2 в. А все дело в том, что именно при дворе Ивана Грозного официальный статус получил хор Государевых певчих дьяков. И хотя первое упоминание о государевом хоре относится еще к 1479 году (в это время царствовал Иван III), но именно при Иване IVвозникло профессиональное обучение пению, и хор стал выступать не только в церкви, но и на так называемых «светских» собраниях. Именно этот хор явился родоначальником целой школы хорового пения, которая уже при Петре Iв 18 веке обоснуется в Петербурге, и будет иметь название Императорская певческая Капелла.

Слайд № 18

1 в. Выступления певчих капеллы поражали слух своими необычайными голосовыми возможностями и славили Петербургскую школу хорового пения на весь мир!

1 в. Но мы пропустили 17 век – век перемен и в истории России, и в хоровом пении. Дмитрий Сергеевич, расскажите нам, что важного произошло с Россией в это время?

2 в.

1 в. Не менее важные перемены происходят и хоровой музыке. Во времена правления Алексея Михайловича стало возможным не только петь на несколько голосов, но и записывать музыку другой нотацией, которая была к нам завезена с Запада. Нотация эта очень похожа на ту, которой мы пользуемся сейчас, только ноты были более квадратные.

Показ слайдов №№ 19 -23

2 в. Получается старая, знаменная нотация вышла из употребления?

1 в. Да, ее сменила более универсальная и простая. Все человечество двигается по пути упрощения, и музыка не исключение.

1 в. Между прочим, петербургская Капелла до сих пор выпускает хоровых мастеров! И наша хоровая школа, хоть и не напрямую, но является наследницей этих традиций. Встречайте ансамбль исполнителей-профессионалов, которые нам раскроют «нетленную красу» хоровой музыки. Одно из произведений уходит своими корнями в древнерусскую музыку. Оно написано П. И. Чайковским на текст молитвы «Отче наш».

«Серенада» Танеева представляет новое направление хоровой профессиональной музыки, возникшей в конце 19 века, когда в качестве текста для хорового произведения стали использовать стихи различных поэтов.

Выступление ансамбля педагогов

1 в. Нарядус профессиональной хоровой школой, которая оставила после себя богатейшее рукописное наследие, а в 18-20 веках и фамилии великих хоровых композиторов, существовала и другая традиция пения. Охарактеризовать такое творчество можно как устное, анонимное, собирательное, близкое и понятное каждому из нас. Я конечно же говорю о русском народном творчестве и о русской народной песне.

Слайд № 24

2 в. А кроме того, что русские народные песни передавались из поколения в поколение изустно, во время их исполнения зачастую использовали музыкальные инструменты, в отличие от хоровой церковной музыки, в которой использование любых инструментов кроме человеческого голоса было запрещено.

Слайд № 25

1 в. А я предлагаю провести викторину на знание русских народных инструментов.

Слайд № 26

1 сопель (свирель)

2 гусли

3 волынка

4 гудок

5 бубен

6 жалейка

1в. В исполнениисреднего хора музыкальной школы Апрель, продолжателей многовековой традиции хорового пения мы услышим и русскую народную песню, и произведение русского композитора А. Кюи.

Исполнение Р. н. п. Со вьюном я хожу

Кюи ?

1 в. А мы сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете русские народные песни. Маргарита Евгеньевна исполнит вам начало известных русских песен, а вы должны угадать и назвать слова песни.

Игра угадай мелодию.

2 в. Интересно, мы говорим о том, что русская народная песня передавалась изустно, однако сейчас существует большое количество и нот, и записей народных песен.

1 в. Вы абсолютно правы, Дмитрий Сергеевич. Русское народное пение является очень древней традицией, записывать которую на ноты стали лишь в конце 18 века. Сначала, исследователи народных традиций ездили по России-матушке и записывали только слова песен. В 19 веке, стали появляться первые ноты русских народных песен и возник большой интерес к народному пению среди композиторов. Так, например, П. И. Чайковский в в одной из своих симфоний написал целую часть на основе известной народной песни «Во поле береза стояла».

2 в. В 20 же веке, в связи с техническим прогрессом, передача песни устным способом стала немодной. В 21 веке стали появляться и популярные обработки старых известных мелодий. Одну из таких обработок в необычном сопровождении мы сейчас и услышим.

Танец «Думы» — р.н.п. в исполнении

1 в. Сочетание музыки и танца на Руси это еще одна древняя традиция, дошедшая до наших дней. Самая известная русская народная песня с танцем связана с обрядом поклонения солнцу, движениями по кругу и называется? … Хоровод.

Слайды № 27, 28

2 в. Но существуют и песни-пляски, которые исполнялись на народных гуляниях.

Слайд № 29

Известная песня-пляска «Камаринская» вдохновила композитора 19 века Михаила Ивановича Глинку на создание симфонического произведения «Камаринская», где он использовал народную мелодию.

1 в.Д. С., а знаете ли вы примеры песен-плясок в современной обработке?

2 в. Конечно, и один из таких примеров с современной музыкальной обработкой нам покажет танцевальная студия солнышко.

Танец «Разгулялись подружки»

1 в. Сегодня мы поняли, что традиция пения хоровой музыки имеет многовековую историю, что начиная с древних времен народная песня и профессиональное хоровое пение идут вместе рука об руку, передавая нам «нетленную красу» пения и мудрость веков в словах, звуках, чувствах и образах.

2 в.И наша с вами главная задача не только не растерять богатое наследие прошлого, но и передать его последующим поколениям.

А в заключении нашего урока подведем небольшие итоги:

Игра угадай портрет

Вопрос: Угадать русских царей, повлиявших на историю хоровой музыки

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология