Автор конспекта:
Автор(ы): — Бидзюра Людмила Петровна

Место работы, должность: —

МОУ "Кадетская школа "Патриот", учитель начальных классов

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Урок литературного чтения по УМК Начальная школа XXI века

Тема: А.И.Куприн «Собачье счастье».

Цель урока: познакомить обучающихся с биографией и творчеством

А.И.Куприна и его произведением «Собачье счастье».

Задачи: • образовательные: обогащать словарный запас; способствовать

формированию читательской компетенции; закрепить понятия

«сравнение», «эпитеты», «олицетворение».

• развивающие: развивать речь обучающихся, артикуляционный

аппарат, дикцию; навык выразительного чтения, чтения по

ролям, доказательную речь обучающихся.

• воспитывающие: воспитывать интерес к детской литературе,

чувство сострадания к ближнему, любовь и бережное отношение

к животным.

Оборудование: компьютер, проектор, портрет писателя А.И.Куприна, учебная хрестоматия Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 3 класс», рабочая тетрадь Л.А.Ефросининой «Литературное чтение № 2»

Ход урока:

(слайд № 1)

I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

— Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Поприветствуйте их. Пусть это вас не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и удовольствием.

II. Организация восприятия и усвоения учащимися материала.

(слайд № 2)

1. – Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве человека, про которого замечательный писатель Д.Н. Мамин — Сибиряк говорил так: «Почему он большой писатель? Да потому, что он живой … в каждой мелочи живой».

(слайд № 3)

— Этот человек – писатель Александр Иванович Куприн. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством писателя и его произведением.

åсообщение об А.И.Куприне (подготовленное ученицей)

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат

Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер,

когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в

сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в

1938 году в Ленинграде

(слайд № 4)

2. Загадка о собаках

В день, наверно, раз по десять,
Раз по триста каждый месяц,
Больше тысяч раз в году
В переулке и в саду,
На вокзале, во дворе,
На мосту, на пустыре,
На бульваре, на проспекте
Вам встречались звери эти.
Может, скажете сейчас,
О ком пойдёт у нас рассказ?

(слайд № 5)

-Правильно, о собаках. Тема сегодняшнего урока А.И.Куприн «Собачье счастье».

(слайд № 6)

åРубрика «Это интересно!»

Наука, изучающая собак – кинология.

Сейчас около 450 пород собак.

Самая высокая имеет рост 2м 10 см, а самая маленькая – 5,5 см.

Самая тяжелая весит 155 кг, а самая легкая – 400 г.

III. Подготовка к восприятию рассказа.

(слайд № 7)

1. Словарная работа

— Прежде чем мы начнем читать, выясним значения некоторых слов и словосочетаний, которые нам встретятся в тексте. Вашим домашним заданием было найти значение конкретного слова в толковом словаре.

(полуторагодовалый, трусивший степенной рысью, на козлах, ревматические лапы, с философским стоицизмом, антипатия, артель маляров, фатовским тоном, собираются зараз, жеманно, пренебрёгши, баста, сказал с иронией, радикальная мысль, арапников, философия, галантно, эквилибристика, лицемерны, бешеный карьер).

(слайд № 8)

— В тексте вам встретятся названия некоторых пород собак. Посмотрите на них.

— Познакомившись с рассказом А.И.Куприна, вы должны будете ответить на вопрос «В чем состоит собачье счастье?»

2. Комбинированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.

— Кто же стал главными героями нашего рассказа? (собаки)

— Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ?

(слайд № 9)

— Постарайтесь вспомнить породы собак в порядке их появления в произведении.

IV. Физминутка.(слайды № 10-16)

V. Выборочное чтение

— А как описывает героев автор? Найдите отрывки из произведения. Зачитайте. (работа в группах: 6 групп)

— Каким показан Джек? Выполните задание № 2 в тетради «Литературное чтение № 2» на с.32.

— Какими художественными средствами пользовался автор? (Олицетворение, сравнение, эпитеты)

VI. Закрепление нового материала

1. Работа в тетради.

— Выполните задание № 3 в тетради «Литературное чтение № 2» на с.32.

— В начале урока я попросила вас, прочитав рассказ, ответить на вопрос «В чем состоит собачье счастье?»

— Выполните задание № 1 в тетради «Литературное чтение № 2» на с.32.

(слайд № 17)

2. Стихотворение Э.Асадова «Рыжая дворняга».

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
— Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Шутили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела…
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце — чистейшей породы!

— Ответьте мне на этот же вопрос сейчас.

(слайд № 18)

VII. Беседа «Берегите животных».

VIII. Домашнее задание.

— Подготовьте пересказ от имени любого действующего лица этого произведения.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

(слайд № 19)

А теперь скажи, дружок,

Тебе понравился урок?

Что расскажешь дома маме?

Поделись сейчас ты с нами!

— С каким рассказом познакомились на уроке?

— Кто его автор?

— Чему хотел научить нас А.И.Куприн?

— О чем заставил задуматься?

— В чем же состоит собачье счастье, по вашему мнению?

Рубрики: Литературное чтение Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология