Автор конспекта:
Автор(ы): — Серикова Ирина Владимировна

Место работы, должность: — МОУ Антиповская СОШ. Учитель начальных классов.

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: — 1.Знакомство с новым произведением, учить давать жанровую характеристику сказки ,определять тему. 2.Способствовать формированию коммуникативныо – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение. 3.Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности. 4.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемое оборудование: —

учебники, Толковые словари Ожегова, проектор, выставка книг Е.Шварца.

Краткое описание: — Урок по образовательной системе "Школа 2100"

Тема урока: сказка Е.Л.Шварца «Два брата».

Цели: 1.Знакомство с новым произведением, учить давать жанровую характеристику сказки ,определять тему.

2.Способствовать формированию коммуникативныо – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение.

3.Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности.

4.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.

Оборудование: учебники, Толковые словари Ожегова, проектор, выставка книг Е.Шварца.

Тип урока: урок введения новых знаний.

Форма урока: творческая литературная мастерская.

Ход урока.

1.Организация класса.

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

- Чему нас учат уроки литературного чтения? – Беседовать с книгой. Высказывать свое отношение к прочитанному, понимать позицию автора. Описывать героев произведений, давать характеристику героям.

-Каким вы хотите видеть наш урок? – Интересным, творческим, полезным.

-Какие цели вы поставите перед собой? – узнать что – то новое, выразительно читать, бегло, узнать значение новых слов.

- А что будем развивать? – устную речь, воображение, умение думать.

_Чтобы получился хороший творческий урок какие качества мы должны проявить? – Сплоченность, активность, внимательность, прийти вовремя друг другу на помощь.

Итак, начинаем наш урок.

1 Проверка домашнего задания.

Каждая группа готовили сообщение о писателе Е.Л. Шварце. ( слайд с портретом писателя) по темам:

1. Язык произведений Е.Шварца.

2.Каким человеком был Е.Шварц

3.Чему учат произведения Шварца.

(выступают 3 человека от каждой группы)

-Что – же писал Шварц для детей? – Сказки.

-Дайте характеристику этому жанру и уточните какая это будет сказка. – Авторская литературная сказка. – В сказках есть волшебство, превращения, добро побеждает зло.вымысел. магические числа (3). В авторской сказке автор переживает за добрых героев, сами герои похожи на живых людей, каждый со своим характером.

2. Работа с текстом до чтения.

(На экране : иллюстрация, название сказки, автор) – Сегодня нас ждет встреча с произведением Е.Шварца «Два брата». Предположите, о чем будет это произведение? Почему так называется?

- О братьях…

- Знаете ли вы другие сказки с таким названием? – Л.Н.Толстой «Два брата».

-Чем закончился спор двух братьев? Как вы думаете. похожи ли эти сказки? Сравните их по времени написания. – Главное в сказке Толстого: у каждого в жизни свой путь.

-После знакомства с текстом, вы сможете проверить свои предположения.

3.Работа с текстом во время чтения.

Девизом нашей работы возьмем слова «Кто много читает ,тот много знает.»

- Как вы его понимаете?

- Сейчас вы в группах самостоятельно прочитаете 1и2 главы. Решите самостоятельно, как вы будете читать (вполголоса, по абзацам,»по цепочке», с сокращением). Слова с непонятным значением выделяем, чтобы потом узнать, что они означают. Что поможет нам в этом?

- Толковые словари.

Выберите, кто у вас в группе сделает эту работу. После чтения текста каждая группа готовит вопросы. («Вопрос – ответ») 1группа готовит вопросы по 1 главе, 2 по второй, а 3 группа составит вопросы, которые можно было бы задать автору.

4.Работа с текстом после чтения.

Вопросы 1 группы.

- Можно ли начало сказки назвать сказочным?

-Что веселило лесничего, а что огорчало?

-Что заставило Старшего дать честное слово? –Почему Старшему не хотелось играть с Младшим ? – Что страшного в словах «оставь меня в покое»?

- Можно ли Старшего назвать жестоким? Почему?

- Почему необычные имена Старший и Младший?

Вопросы 2 группы.

-Что нового узнали о Старшем?

Красив ли ледяной лес?

- Что сказочного, а что реального в сказке?

Вопросы 3 группы.

- Зачем сказочник второй раз называет количество лет мальчика?

- Как автор относится к Старшему брату?

- Почему автор сравнивает деревья с живыми существами?

- Как автор относится к отцу?

У. Оправдались ли ваши предположения? Назовите признаки сказки, которые вы встретили.

5. Физминутка.

Ребята, какие цели мы выполнили ,какую работу проделали? (познакомились с новым произведением, учились задавать вопросы, развивали навык беглого чтения ,память).

- Посмотрите на доску, какую цель вы еще ставили перед собой? ( Развивать навык выразительного чтения.)

-А для этого найдите в тексте отрывки, которые можно прочитать по ролям и в группах распределите роли , подготовьте чтение. Мы послушаем каждую группу.

- Как вы будете читать ,чтобы было интересно? (С чувством, постараемся передать настроение героев, их характер, замысел автора)

(Выступления учащихся)

6. Творческая работа.

Мы с вами находимся в творческой мастерской и у вас сейчас будет очень интересная работа. Я предлагаю вам включить свое воображение, чтобы справиться с заданием.

3 группа попробует придумать свою версию финала сказки.

1 группа восстановит последовательность событий прочитанного текста. (Работа на компьютере)

Отъезд родителей в город.

Брат пропал бесследно.

Семья лесничего.

Дальше и дальше от дома.

Возвращение родителей.

Ссора братьев.

Дальше и дальше от дома.

Обещание Старшего.

Поиски брата.

Старший в ледяном лесу.

3 группа составит словесное рисование ледяного леса и реального леса.

-Какие приемы можно использовать для создания художественного текста? – Сравнения, эпитеты, олицетворение.

Каждая группа отчитывается о своей работе. Другие группы проверяют, выслушивают.

- Кто хочет сказать доброе слово о работе своих товарищей?

- Молодцы. А вот какова версия автора мы узнаем на следующем уроке.

-За время работы вы отметили слова с непонятным значением и искали их в Толковом словаре.

Какие это были слова?

7. Рефлексия.

- Что сегодня узнали нового на уроке? Подтвердилась ли поговорка, которую мы брали девизом урока «Кто много читает, тот много знает». Докажите, как это проявилось на сегодняшнем уроке.

- Достигли ли вы целей ,которые ставили перед собой сегодня? На каких этапах урока?

Оцените работу друг друга в группе, дайте советы, кому над чем поработать.

8 Домашнее задание. ( слайд)

Выберите себе домашнее задание:

1. Пересказ 1 и2 частей.

2.Составить словесный портрет братьев.

3. Дочитать сказку до конца.

4. Подобрать пословицы о семье.

5.Можно придумать свое задание самостоятельно.

9.Какое настроение у вас после урока? Подойдите к доске и возьмите смайлик со своим настроением.

- Спасибо всем за прекрасное общение на уроке!

Файлы: Тема урок1.docx
Размер файла: 28208 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология