Автор конспекта:
Автор(ы): — Костылева Елена Емельяновна

Место работы, должность: —

МБОУ "СОШ №2" п. Палатка, Хасынский район, Магаданская область, учитель начальных классов

Регион: — Магаданская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Урок литературного чтения Тайна запечного сверчка

Урок литературного чтения в 3-м классе по теме

"Можно ли, слушая сверчка, научиться музыке?"

(Г.Цыферов "Тайна запечного Сверчка")

Цели урока:

  • учить правильному, выразительному чтению вслух; осознанному чтению про себя;
  • учить прогнозированию содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации;
  • формировать умение высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
  • формировать правильный тип читательской деятельности;
  • познакомить с биографией и творчеством Моцарта; показать связь вымысла и реальности в сказке Г.Цыферова;
  • художественно-эстетическое развитие учащихся;
  • воспитание трудолюбия, чувства ответственности.

Оборудование: книги для чтения, слайдовая презентация, мультимедиапроектор, аудизаписи произведений Грига и Моцарта, плакат для рефлексии, нотки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

-Слова и звуки… Звуки и слова,

В них жизни, полной жизни выраженье,

Все, что вмещает сердце, голова

И человека грудь, — все проявленья.

Ученик читает наизусть стихи Юрия Визбора.

Наполним музыкой сердца!

Устроим праздники из буден!

Своих мучителей забудем,

Вот сквер – пройдёмся до конца.

Найдём любимейшую дверь,

За ней – ряд кресел золочённых,

Куда с восторгом увлечённых

Внесём мы тихий груз

Своих потерь.

Какая музыка была,

Какая музыка звучала!

Она совсем не поучала,

А лишь тихонечко звала.

-Как вы думаете, почему в начале урока прозвучали именно эти поэтические строки? (Название раздела “Наполним музыкой сердца”). Как вы это понимаете?

-Встреча с музыкой, поэзией, красотой — это всегда праздник. Почему люди пишут стихи, книги, картины, лепят скульптуры?

Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. И он старается передать красоту мира словами, или красками, или звуками. И люди, которые слушают его музыку или стихи, или смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту, и тогда они сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие писатели, художники, музыканты умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди

Закройте глаза и вслушайтесь в эту музыку (звучит фрагмент из цикла “Пер Гюнт” Э. Грига).

-Что вы себе представили? Какие чувства испытали, слушая эту музыку? (душа отдыхает, музыка успокаивает).

II. Проверка домашнего задания

– Мы только что прочитали рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Что вдохновило норвежского композиторам Эдварда Грига на создание музыки? (Встреча с Дагни Педерсен, её душевная чистота, красота окружающей природы.)

-Что интересного вы узнали из биографии Эдварда Грига на прошлых уроках?

III. Постановка проблемы

Работа с произведением Г.Цыферова до чтения.

-А сегодня мы познакомимся еще с одним волшебником, великим музыкантом и композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом (портрет).

А расскажет нам о нем Г. Цыферов в своем произведении, а еще великолепная музыка этого композитора.

Г. Цыферов очень любил музыку Моцарта. Он сам часто говорил, что музыка Моцарта – это маленькая сказка. Вот и решил писатель сочинить (а может и не сочинить) маленькие сказки о детстве В. А. Моцарта. Назвал он свою книгу “Тайна запечного сверчка” (показ книги).

Мы с вами прочитаем только две маленькие сказки из этой книги и подумаем, что же здесь выдумка, а что – может быть, правда.

–Итак, хочется вам узнать, как рождалась музыка у других композиторов?

Сегодня мы перенесёмся в другую страну, в другую эпоху и узнаем тайну запечного сверчка.

Откройте учебник на с. 146 и прочитайте заглавие.

– Кто такие сверчки? ( … ) Слайд_

– Послушаем, что ваш товарищ узнал о сверчках.

Рассказ ученика.(Сверчок – прямокрылое насекомое, издающее крыльями стрекочущие звуки. Сверчок напоминает кузнечика. Известно два вида сверчков: один живет в поле, а другой в домах людей. Домовых сверчков за любовь к человеческому жилью прозвали «запечными соловьями».)

– Рассмотрим иллюстрацию. Кого напоминает сверчок? (Музыканта.)

– Кто его слушает? Этот мальчик – наш современник? (Нет. У него на голове парик. Это XVIII век.)

– Кто же это? Прочитаем заголовки частей.

– Чему сверчок учит маленького Моцарта? (Предположения детей.)

– Что же мы должны узнать, прочитав это произведение?

(Можно ли, слушая сверчка, научиться музыке?)

– Это тема нашего урока.

Физминутка.

IV. Чтение «Небольшого вступления»

– Будем читать предисловие автора к книге по абзацам.

После чтения 1-го абзаца:

– С какой интонацией можно прочитать второе предложение? (Торжественно, либо мечтательно – работа над выразительностью.)

Звучит запись «Маленькой ночной серенады» (фрагмент) Моцарта.

После 2 абзаца.

Рассказ о Зальцбурге с демонстрацией презентации с видами Зальцбурга (Приложение 1, слайды 2 – 8), музыкальное сопровождение – «Фантазия К397» (фрагмент).

Открывается 1-й слайд презентации. (Приложение 1, слайд 1.)

– Попробуем представить себя на улицах Зальцбурга XVIII века.

В те дни он был столицей маленького княжества.

Здесь начинали своё шествие величественные Альпы – одни из самых красивых гор Европы.

Чтобы понять фантастическую прелесть Зальцбурга пройдемся по старому городу: крепостные стены, купола, колокольни, узенькие улочки, внутренние дворики, пышная зелень альпийских предгорий… кажется, что время остановилось, и покой и вечность приняли Вас в свои объятья.

Но не это было самым замечательным в старинном городке.

О Зальцбурге в самой Австрии говорили так: «Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка». И в самом деле, как ни сказочно это, но в славном Зальцбурге каждый второй житель плясал (слайд), каждый третий – пел и каждый четвертый – играл на музыкальном инструменте. И все кругом танцевало.

Вот в один из таких танцующих дней и родился Вольфганг Амадей Моцарт.

И отец новорожденного, скрипач Леопольд Моцарт задумался: “А кем будет мой мальчик? Станет ли он переплетчиком, как все Моцарты, или подобно мне, отдаст свое сердце музыке”.

Так и случилось. Время шло. Среди многих записей старшего Моцарта есть такие волшебные строчки: “Этот менуэт Вольфганг сочинил 26 января 1761 г. в половине десятого вечера в возрасте четырех лет за день до своего рождения”.

Отчего же маленький Моцарт стал так рано музицировать. Может быть здесь есть какая-то сказочная тайна. Хотите узнать эту тайну? Давайте отправимся в дом Моцартов.

После 3-го абзаца.

– Какие запахи и звуки наполняли ночной Зальцбург?

После 4-го абзаца.

– С кем автор сравнивает музыку

После чтения 5 и 6-го абзацев.

– Как выглядит маленький Моцарт?

Чтение части до конца.

– Что мы будем читать – сказку или рассказ?

(Размышления детей.)

– Прочитайте 1-ю часть «О сказочной тайне маленького Моцарта» самостоятельно.

Вопросы после чтения:

– С кем встретился маленький Моцарт?

– Что вас удивило в их диалоге?

– Сейчас мы будем читать эту часть по ролям и при этом попробуем найти ответы на следующие вопросы:

Демонстрация слайда с вопросами. (Приложение 1, слайд 9)

– Сколько лет было Вольфгангу?

– На что был похож звук, разбудивший мальчика?

– О чём мечтал мальчик, слушая сверчка?

– С какой трудностью встретился маленький Моцарт?

– Какую тайну открыл сверчок Моцарту?

Чтение по ролям, ответы на вопросы.

– Исполнилась ли мечта Моцарта и надежды сверчка? (Пока не знаем. Надо читать дальше.)

– На следующем уроке мы продолжим знакомство с произведением и узнаем, когда танцует снег, и при чем здесь серебряная шпага принца.

VII. Знакомство с биографией и творчеством Моцарта.

Выступление детей с рассказом о Моцарте.

(По ходу – демонстрация 2-й части презентации с видом дома, где родился Моцарт, портретами композитора. Приложение 1, слайды 10 – 13.)

1) 27 ЯНВАРЯ 1756 года в австрийском городе Зальцбурге в семье Леопольда Моцарта, помощника капельмейстера при дворе городского архиепископа, родился мальчик, получивший при крещении имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Рождение ребенка едва не стоило жизни его матери Анне-Марии: она смогла оправиться после тяжелых родов лишь спустя несколько месяцев. Из семерых детей Анны-Марии и Леопольда Моцарта пятеро умерли в младенчестве, выжили только Вольфганг и его старшая сестра Мария-Анна, которую в семье называли Наннерль.

2) Леопольд Моцарт был незаурядным музыкантом и великолепным педагогом. Заметив несомненные признаки музыкальной одаренности шестилетней Наннерль, он взялся заниматься с ней на клавире. И эти занятия страшно заинтересовали трехлетнего Вольфганга. Он усаживался у клавира и целыми часами с упоением подбирал терции, приходя в восторг, если ему удавалось найти верные созвучия. Когда ему исполнилось 4 года, Леопольд, как бы играя, начал разучивать с ним небольшие пьесы. Вскоре мальчик начал сочинять сам, а поскольку писать он еще не умел и тем более не знал нотной грамоты, он проигрывал их отцу и просил записать.

3) Однажды Леопольд Моцарт вместе со своим другом, придворным скрипачом, Шахтнером застали четырехлетнего Вольфганга за работой: он старательно покрывал нотную бумагу корявыми нотными знаками вперемешку с кляксами. Что ты делаешь? — удивился Леопольд. Я пишу концерт для клавира, — серьезно ответил малыш, — первая часть скоро будет готова. Ну и хорош, должно быть, этот концерт! — иронически заметил Леопольд. — Позволь посмотреть. Заранее улыбаясь, он взял перепачканный чернилами лист, и вскоре его улыбка исчезла, он сделался очень задумчив, а потом вдруг прослезился. Смотрите, господин Шахтнер, — произнес он, — как все сочинено верно и по правилам! Только это нельзя использовать, ибо сие столь исключительно трудно, что ни один человек не был бы в состоянии сыграть оное. Ничего подобного! — вмешался Вольфганг. — Этот концерт сможет сыграть даже ребенок. Например, я. Только надо упражняться до тех пор, пока не получится. И он действительно сумел сыграть часть этого небольшого концерта.

4) Все детство Моцарта было непрерывной чередой выступлений и музыкальных занятий. На многочисленных концертах в разных уголках Европы чудо-ребенок развлекал великосветскую публику: играл на клавире с закрытыми глазами – отец закрывал ему лицо платком. Тем же платком закрывали клавиатуру, и малыш вполне справлялся с игрой.

На одном из концертов на эстраду вдруг вышла кошка… Моцарт бросил играть и со всех ног помчался к ней. Забыв о публике, юный гений стал забавляться с животным, и на сердитый окрик отца отвечал:

– Ну, папочка, еще чуть-чуть, ведь клавесин никуда не денется, а кошка уйдет…

— Когда Моцарт стал уже знаменитым, сам король Франции пригласил его на новогодний бал. Там говорили о музыке. И когда король спросил мальчика, что он думает о музыке, юный Моцарт ответил: “Музыка – это голос нашего сердца”.

5) В семь лет Вольфганг написал свою первую симфонию, в двенадцать лет – первую оперу "Бастьен и Бастьена". В Болонской академии существовало правило не принимать никого в члены академии моложе двадцати шести лет. Но для вундеркинда Моцарта было сделано исключение. Он стал академиком Болонской академии в четырнадцать лет…

Когда отец поздравлял его, он сказал:

– Ну теперь, дорогой отец, когда я уже академик, можно я пойду на полчаса просто погулять?

6) Как-то раз к Моцарту обратился молодой человек, желавший стать композитором.

– Как написать симфонию? – спросил он.

– Но вы еще очень молоды для симфонии, ответил Моцарт, – почему бы не начать с чего-нибудь попроще, например с баллады?

– Но сами-то вы сочинили симфонию, когда вам было девять лет…

– Да, – согласился Моцарт. – Но я ни у кого не спрашивал, как это сделать…

VIII. Итог урока

(Обсуждение в группах проблемных вопросов урока).

– А сейчас вы разобьётесь на три группы и вместе ответите на вопросы, возникавшие в ходе урока:

(Демонстрация слайда с вопросами. Приложение 1, слайд 14. Разбиение на группы. Обсуждение. Во время обсуждения негромко звучит музыка.)

1. Можно ли, слушая сверчка, научиться музыке?

Как вы теперь ответите на этот вопрос? (Сверчок, его пение – часть природы, природа вдохновляет на создание музыки.)

2. Верите ли вы в историю, рассказанную Геннадием Цыферовым? (Здесь сказка и быль переплелись.)

3. Согласны ли вы с тем, как Моцарт–отец воспитывал своего сына? (Трудно ответить однозначно. С одной стороны, у Моцарта не было беззаботного детства, игр, веселья. А с другой стороны, без каждодневного труда Моцарт, возможно, и не стал бы великим музыкантом.)

– Отец маленького Моцарта написал в своих записках: «Этот менуэт Вольфганг выучил 26 января 1761 года, в половине десятого вечера, в возрасте четырех лет, за день до своего дня рождения».

Геннадий Цыферов рассказал нам, как, возможно, это было.

Прочитаем, как заканчивается это произведение Г.Цыферова.

Как вы думаете, ведь Моцарт не сказочный персонаж, он жил на самом деле, почему же о нем написаны именно сказки?

Дело в том, что мир музыки, мир звуков – это всегда тайна, загадка, всегда немного волшебство. Настоящий, талантливый музыкант может заставить своих слушателей переживать, волноваться, радоваться, страдать. Он может полностью выразить себя в звуках, передать в музыке свои мысли, чувства.

Итак, кончилось детство Моцарта. Кончилась сказка… Началась другая, не похожая на сказку, взрослая жизнь. Она началась с той поры, когда юный Моцарт последний раз простился с Зальцбургом и навсегда уехал в Вену.

Напрасно грустили о нем жители родного города. Напрасно ждали его ночами запечные сверчки, настраивая свои волшебные скрипочки. Вольфганг так и не вернулся.

А вскоре почтовая карета привезла из Австрийской столицы письмо. В нем торжественно извещалось: “Вольфганг Амадей Моцарт стал первым независимым музыкантом XVIII столетия!”

Теперь он подчинялся одной музыке. И только ей!

…Звучит музыка Моцарта. И светлеет мир, и пробуждается сердце, рвущееся навстречу счастью.

Третью часть “О танцующем снеге, о Вене и серебряной шпаге принца” дети читают логически законченными частями.

Что удивило и поразило вас в рассказе и в волшебной музыке?

Как вы думаете: что же здесь выдумка, а что – нет? Можно ли, слушая сверчка, научиться музыке? Или, может быть, здесь какая-то другая тайна, которую раскрыл запечный сверчок маленькому Моцарту (Сверчок сказал: “По-моему у вас есть и слух и сердце”).

Словарь:

Камзол – часть одежды, длинный жилет.

Сюртук – мужская двубортная одежда с длинными полами,

длинный приталенный пиджак.

Ореол – I значение: световая кайма, похожая на сияние, вокруг ярко освещенного предмета;

II значение: блеск, почет, окружающий кого-нибудь.

Маэстрино – почетное название крупных музыкантов.

Прослушивание записи «Симфонии №40» (фрагмента) Моцарта.

Рефлексия. Нотный стан.

Нотку выставить на нужный уровень восприятия урока.

IX. Домашнее задание

Подготовить диалог Моцарта и Сверчка к инсценированию. (Выучить слова из реплик наизусть.)

Использованные информационные источники:

Бунеева Е.В., Смирнова О.В., Яковлева М.А. Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве», 3 класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2004.

http://www.peoples.ru/art/music/composer/mozart/

http://ru.salzburg.info/mozart.html#

http://www.classic-music.ru/fact_mozart.html

Файлы: 12 — В.-А. Моцарт — Маленькая ночная серенада — Рондо.mp3
Размер файла: 9183366 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология