Автор конспекта:
Автор(ы): — Ханова Гульнара Вахитовна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №3

Регион: — Республика Татарстан

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — На уроке продолжается знакомство со сказкой П.П.Ершова «Конёк- Горбунок»; сравниваются сказки народные и литературные. Педагог учит видеть скрытый смысл, заключённый в сказках, развивать речь и мышление учащихся.

Урок литературного чтения в 4 классе
по УМК «Начальная школа 21 века
— — Тема: Пётр Павлович Ершов
«Конёк-Горбунок»
— —
Цели:
- продолжить знакомство со сказкой П.П.Ершова «Конёк-
Горбунок»;
- учить сравнивать сказки народные илитературные;
- учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках;
- развивать речь и мышление учащихся;
Оборудование:

  • учебник “Литературное чтение” (под ред. Л.А. Ефросининой),
  • ПК,
  • мультимедийный проектор,
  • Презентации Microsoft Power Point,

Ход урока:
1.Вступительное слово учителя о П.П.Ершове.
- Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку:
(читает один из учеников)

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И набитою сумой
Возвращалися домой.
-Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки — студент и сидит здесь в аудитории. Это Пётр Ершов. (слайд)


-Ершову было тогда 19 лет.
-А ведь П.П.Ершов был современникомА.С. Пушкина
-"Теперь этот род занятий мне можно иоставить",-такую высокую оценку произведению дал родоначальник русской литературной сказки А.С. Пушкин.
2.Актуализация знаний.
- С каким произведением мы продолжаем знакомиться? Назовите автора.
- К какому литературному жанру относится это произведение? (сказки)
- Какие бывают сказки? (бытовые, волшебные, о животных) Можно ли данную сказку назвать волшебной? Докажите!
- А ещё это сказка какая? (авторская) Почему? Назовите авторские сказки. (А.Толстой «Золотой ключик», Г.Х.Андерсен «Самое невероятное», В.А.Жуковский «Спящая царевна»,…)
3.Сравнение сказки П.П.Ершова с русскими народными сказками.
-Мы отметили, что сказка — авторская. А ещё на какие сказки она похожа? (народные) Чем похожа?
-волшебные предметы;
-традиционное начало; (чтение хором первые 4 строчки)
-три сына;
-обычная сказочная концовка о свадебном пире;
-присказки во 2 и 3 части ;(читают 2 уч-ся)
-повторы «царь-девица», «что ни в сказке не сказать, ни пером не
написать» …;
- борьба добра и зла;

4.Работа над произведением «Конёк – Горбунок»
-Назовите главного героя сказки. (слайд)
-Какие чудеса происходили с Иваном?
Выборочное чтение и рассказывание.
-Посмотрите наслайд. (слайд)
— — -Какой момент изображён на рисунке? Найдите в тексте и прочитайте подходящийотрывок.
(Посмотрел под рукавицу
и увидел кобылицу…)
- Вы видите следующий слайд. Кто это? (слайд)
— — -Найдите его описание.
(Да ещё рожу конька
Ростом только в 3 вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.)

-Ребята, вершок – старая русская мера длины, а 3 вершка сколько это м, см, дм? (3х44=132мм=13см2мм=1дм32мм) — запись на доске.
аршин сколько это? (71см)
-Как называются слова, которые мы уже не используем в своей речи? (устаревшие)Значение этих слов можно найти в словаре устаревших слов, этимологическом словаре, толковом словаре Даля.
-Кто расскажет, какой момент изображён на этом рисунке?(слайд)


5. Подготовка к определению главной мысли сказки.
-Каким мы видим главного героя — Иванушку-дурачка начале? (В малахае — название длиннополой широкой одежды без пояса, а также меховой шапки с ушами. В лаптях.)
-А теперь каким и кем он стал ребята? (слайд)

-Можно ли Иванушку назвать глупым? Докажите!
-А ленивым? Почему?
-Действительно, он не крадёт, не обманывает, верен слову, любопытен (ловит кобылицу, отправляется на поиски жар-птицы и царь-девицы), бескорыстен. (когда его возвышают у царя он относится иронически)
-Чему же учит сказка Ершова? (победа сил добра и справедливости над силами зла и насилия)
Физминутка

1.Счет 1-4 (имитациядвижений плаваниябрассом).
И.п.: стойканогиврозь, руки, согнутыевлоктях, прижатык
туловищуладонямивниз. 1 — руки вперед; 2 — рукивстороны; 3-4 —
и.п. 4 раза.
2.Счет 5-8 (имитациядвижений плаваниякролем).
И.п.: о.с. 1-4 — попеременные круговыедвиженияруквперед. 4 раза.
3.И.п.: о.с. 1-4 — одновременные круговыедвиженияруквперед. 4
раза.
4.И.п.: присед, рукичерезстороны вверх; 2 — и.п. 4 раза.
5.И.п.: о.с, рукивперед. 1 -поворотналево, имитируяхлопкипо воде;
2 — и.п. 4 раза.

6.Работа в группах.

1 группа:моделирование обложки;
2 группа: работа в тетради №1 стр. 58 №4 (Какие наказы дала кобылица Ивану? Подчеркните.)
Каждая группа защищает свою выполненную работу.
Общее задание группам:подготовиться к конкурсу чтецов. (рассказать наизусть отрывки из сказки, выученные дома по желанию)
7.Домашнее задание.
- т. №1 стр. 59, №6, №7(по желанию)
- проинсценировать один из отрывков сказки (по желанию)
- взять книгу в библиотеке и прочитать всю сказку.
— —
Файлы: урок Конёк-Горбунок.ppt
Размер файла: 412672 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология