Автор конспекта:
Автор(ы): — Ханова Гульнара Вахитовна
Место работы, должность: — МОУ СОШ №3
Регион: — Республика Татарстан
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: — На уроке продолжается знакомство со сказкой П.П.Ершова «Конёк- Горбунок»; сравниваются сказки народные и литературные. Педагог учит видеть скрытый смысл, заключённый в сказках, развивать речь и мышление учащихся.
Урок литературного чтения в 4 классе
по УМК «Начальная школа 21 века
— — Тема: Пётр Павлович Ершов
«Конёк-Горбунок»
— —
Цели:
- продолжить знакомство со сказкой П.П.Ершова «Конёк-
Горбунок»;
- учить сравнивать сказки народные илитературные;
- учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках;
- развивать речь и мышление учащихся;
Оборудование:
- учебник “Литературное чтение” (под ред. Л.А. Ефросининой),
- ПК,
- мультимедийный проектор,
- Презентации Microsoft Power Point,
Ход урока:
— 1.Вступительное слово учителя о П.П.Ершове.
- Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку:
(читает один из учеников)
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И набитою сумой
Возвращалися домой.
— -Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки — студент и сидит здесь в аудитории. Это Пётр Ершов. (слайд)
— -Ершову было тогда 19 лет.
-А ведь П.П.Ершов был современникомА.С. Пушкина
-"Теперь этот род занятий мне можно иоставить",-такую высокую оценку произведению дал родоначальник русской литературной сказки А.С. Пушкин.
— 2.Актуализация знаний.
- С каким произведением мы продолжаем знакомиться? Назовите автора.
- К какому литературному жанру относится это произведение? (сказки)
- Какие бывают сказки? (бытовые, волшебные, о животных) Можно ли данную сказку назвать волшебной? Докажите!
- А ещё это сказка какая? (авторская) Почему? Назовите авторские сказки. (А.Толстой «Золотой ключик», Г.Х.Андерсен «Самое невероятное», В.А.Жуковский «Спящая царевна»,…)
— 3.Сравнение сказки П.П.Ершова с русскими народными сказками.
-Мы отметили, что сказка — авторская. А ещё на какие сказки она похожа? (народные) Чем похожа?
-волшебные предметы;
-традиционное начало; (чтение хором первые 4 строчки)
-три сына;
-обычная сказочная концовка о свадебном пире;
-присказки во 2 и 3 части ;(читают 2 уч-ся)
-повторы «царь-девица», «что ни в сказке не сказать, ни пером не
написать» …;
- борьба добра и зла;
…
4.Работа над произведением «Конёк – Горбунок»
-Назовите главного героя сказки. (слайд)
— -Какие чудеса происходили с Иваном?
Выборочное чтение и рассказывание.
-Посмотрите наслайд. (слайд)
— — -Какой момент изображён на рисунке? Найдите в тексте и прочитайте подходящийотрывок.
(Посмотрел под рукавицу
и увидел кобылицу…)
- Вы видите следующий слайд. Кто это? (слайд)
— — -Найдите его описание.
(Да ещё рожу конька
Ростом только в 3 вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.)
-Ребята, вершок – старая русская мера длины, а 3 вершка сколько это м, см, дм? (3х44=132мм=13см2мм=1дм32мм) — запись на доске.
-А аршин сколько это? (71см)
-Как называются слова, которые мы уже не используем в своей речи? (устаревшие)Значение этих слов можно найти в словаре устаревших слов, этимологическом словаре, толковом словаре Даля.
-Кто расскажет, какой момент изображён на этом рисунке?(слайд)
5. Подготовка к определению главной мысли сказки.
-Каким мы видим главного героя — Иванушку-дурачка начале? (В малахае — название длиннополой широкой одежды без пояса, а также меховой шапки с ушами. В лаптях.)
-А теперь каким и кем он стал ребята? (слайд)
— -Можно ли Иванушку назвать глупым? Докажите!
-А ленивым? Почему?
-Действительно, он не крадёт, не обманывает, верен слову, любопытен (ловит кобылицу, отправляется на поиски жар-птицы и царь-девицы), бескорыстен. (когда его возвышают у царя он относится иронически)
-Чему же учит сказка Ершова? (победа сил добра и справедливости над силами зла и насилия)
— Физминутка
— 1.Счет 1-4 (имитациядвижений плаваниябрассом).
И.п.: стойканогиврозь, руки, согнутыевлоктях, прижатык
туловищуладонямивниз. 1 — руки вперед; 2 — рукивстороны; 3-4 —
и.п. 4 раза.
2.Счет 5-8 (имитациядвижений плаваниякролем).
И.п.: о.с. 1-4 — попеременные круговыедвиженияруквперед. 4 раза.
3.И.п.: о.с. 1-4 — одновременные круговыедвиженияруквперед. 4
раза.
4.И.п.: присед, рукичерезстороны вверх; 2 — и.п. 4 раза.
5.И.п.: о.с, рукивперед. 1 -поворотналево, имитируяхлопкипо воде;
2 — и.п. 4 раза.
6.Работа в группах.
1 группа:моделирование обложки;
2 группа: работа в тетради №1 стр. 58 №4 (Какие наказы дала кобылица Ивану? Подчеркните.)
Каждая группа защищает свою выполненную работу.
Общее задание группам:подготовиться к конкурсу чтецов. (рассказать наизусть отрывки из сказки, выученные дома по желанию)
— 7.Домашнее задание.
- т. №1 стр. 59, №6, №7(по желанию)
- проинсценировать один из отрывков сказки (по желанию)
- взять книгу в библиотеке и прочитать всю сказку.
— —
Файлы: урок Конёк-Горбунок.ppt
Размер файла: 412672 байт.