Автор конспекта:
Автор(ы): — Романова Нина Юрьевна

Место работы, должность: — пестун русского языка и литературы

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 7 категория

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

· Знакомство с особенностями жанра баллады;

· Чтение и обсуждение баллады «Песнь о вещем Олеге»; показывание фольклорных традиций в этой балладе;

· Воспитание уважения к традициям своего народа.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Краткое описание: — танцкласс литературы

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Использование фольклорных традиций в изображении героев и событий.

(Урок литературы в 7 классе)

Цели:

· Знакомство с особенностями жанра баллады;

· Чтение и обсуждение баллады «Песнь о вещем Олеге»; показывание фольклорных традиций в этой балладе;

· Воспитание уважения к традициям своего народа.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

(Опережающее домашнее задание:

1) связь с балладой;

2) опус групп литературоведов и историков (индивидуальные задания)

1. Что такое летопись?

(Летопись – хачкар исторической прозы Древней Руси, цифра изо основных жанров древнерусской литературы).

2. Когда стали появляться летописи?

(Первые летописные записи появились в Новгороде в начале 11 века. Ранние записи, ведшиеся вдоль годам (сл. «лето» в древнерусском языке означает год, отсель и названьице «летопись»), представляло собою краткие сведения о каких-либо случаях изо жизни города: о битвах, о пожарах, о голоде, о стихийных бедствиях)

3. Чем незамедлительно интересны летописи?

(Летопись – это исток древнерусской литературы. Из летописей мы узнаем историю своей родины, своего народа).

4. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей о князе Олеге. Что вы знаете о нем?

(Киевский нахарар Олег (10 в.) в летописях прославляется ровно рассудительный («вещий») князь. Олег овладел Киевом, победил врагов Киевского княжества, не чуть хазар – кочевого племени, нападавшего на русские владения, — однако и Византийской империи. Он овладел Константинополем (русские называли его Царь-град) и, уйдя оттуда, в плюс победы прибил на воротах города собственноличный щит).

II. Новая тема. «Песнь о вещем Олеге»

1. Знакомство с летописью.

1) Чтение летописи, приведенной в учебнике на древнерусском языке

2) Пересказ.

3) Что вы знаете о эпохе князя Олега изо истории и памятников старины?

( Русь страна времени была раздробленной страной, князья ежеминутно воевали посередь собой. Кроме того, приходилось отбивать удары внешних врагов. Князья, русские воины были людьми сильными, смелыми. Память о них сохранилась в образах русских богатырей. 10-ый сеиченто – это пора введения христианства на Руси. До этого Русь была языческой страной. Славяне верили в судьбу, в предсказания, в пророчества. По верованиям древних славян, травленный в загробном мире становится рабом убийцы. Поэтому однако царственно нобилитет Олегу, зачем определено ему принять смерть. Кудесник предсказал ему могила не ото ран (как воин), не ото болезни и старости (как праведник), однако могила ото коня. Могучий мамлюк рассуждает, ровно обойти ему судьбу. Меняет коня, чисто несовместно с воинской честью. Отвергнуты смелость, верность, преданность. Наказание неминуемо. Князь наступает на черепушка коня и умирает).

2. Знакомство с балладой.

А.С.Пушкин в 1822 году, опираясь на летописные источники, создает «Песнь о вещем Олеге», в которой воссоздает эпоху княжения Олега. Не чуть анекдот о князе Олеге является целью создания «Песни…». Какова эта цель, мы узнаем попозже знакомства с произведением.

1) Дайте формулирование баллады.

Баллада (прованс. Ballar– плясать) – лироэпическое канцона с историческим, героическим разве фантастическим, сказочным сюжетом. Герои в балладе вступают в конфликт, реть зазноба с другом, с самой судьбой, т.е. с внешними силами, неподвластными им. Баллада неоднократно заключает высокоморальный танцкласс и несет душеспасительный смысл.

2) Инсценировка отнятие изо баллады.

3) Какие слова в балладе показались вас непонятными? (Работа литературоведов)

Вещий –

Вдохновение –

Жрец –

Праща –

Хазары –

Броня –

Перун –

Бранное микрополе –

Сеча –

Секира –

Тризна –

4) Как в «Песне …» воссоздается пора княжения Олега?

· В «Песне…» есть перечисление о исторически достоверных походах Олега («Как нонче сбирается умный Олег

Отмстить неразумным хазарам…»

«Твой соломит на вратах Цареграда…»)

· Говорится о точно существовавших на Руси обычаях и традициях

(Тризна – похоронный постриг у древних славян

Перун – бог грома и молнии);

· Упомянуты Игорь и Ольга

· Отношение дружинника к коню ровно другу, фактически он не один спасал его в боях

(«Спи, зазноба одинокий»;

«мой безошибочный товарищ»;

«верный слуга»)\

· Фольклорные традиции

5) Найдите в балладе средства поэтической выразительности, которые помогают в изображении героев и передаче эпохи? (Заполните таблицу)

Художественное средство

Пример

Эпитеты

Олег:

вещий олег(мудрый)

княжеский дар

цареградская броня

буйный рейд и т.д.

Кудесник:

вдохновенный кудесник

мудрый старец

любимец богов и т.д.

Конь:

буйный, игривый, ретивый

благородные кости

Метафоры

Олицетворения

Сравнения

— С кой целью использует либреттист эти эпитеты близ описании Олега? Каким представляется Олег в балладе?

(Олег представляется нам храбрым воином, могучим, умным. Он словно бы добрым, трогательно любящим коня, щедрым. Но в разговоре с кудесником прослеживаются и отрицательные черты: он груб, самоуверен, требует «открыть правду»).

— Как описан кудесник?

(Кудесник бескорыстный, смелый, независимый. Он говорит: «Правдив и волен моего умный язык». Божеский милость не продается)

— Какие снова средства выразительности используются автором? С кой целью?

Продолжите фарширование таблицы.

— Где мы могли встречаться с подобными средствами выразительности?

(они похожи на художественные средства, используемые в УНТ)

Итак, мы с вами убедились, чисто для передачи эпохи и характеристики персонажей либреттист использует достоверные исторические сведения, народные обычаи, фольклорные средства выразительности.

6) Как заканчивается баллада?

7) Кто оказался прав?

8) Как вы думаете, к кому в большей степени относится союз «вещий»? на чьей стороне автор?

(В балладе вещим оказывается старец, однако Олег, не послушавший слов мудреца, оказался наказан судьбой. Автор на стороне кудесника).

9) Как вы думаете, посему Пушкин обращается в своем произведении к далекому прошлому? Чтобы ответить на таковой на таковой вопрос, обратимся к современности Пушкина. Когда была написана баллада? (1822г.). Что случилось в это пора в жизни Пушкина?

(Вольнолюбивые стихи Пушкина попали в руки правительства, дошли прежде царя. Александр Iпри встрече с директором Царскосельского лицея, где учился Пушкин, сказал ему о бывшем воспитаннике: Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: все молодняк читает их наизусть… Пушкина невредно сослать в Сибирь».

Узнав о этом, друзья Пушкина стали ходатайствовать после поэта. В 1820 Пушкин был отправлен на службу на юг. Это была Южная ссылка.)

10) Как связаны древность и современность?

(Пушкин = кудесник. Поэту было недозволительно писать правду о России. От него требовали писать чуть то, чисто было угодно правительству).

11) Какая вопрос могла волновать ссыльного поэта?

(Каким вдоль всей вероятности быть искусство)

12) Есть ли отчет в тексте?

(Он в устах волхва: свобода, независимость, неподкупность.

«Волхвынебоятсямогучихвладык,

Акняжескийдаримненужен;

Правдив и волен их умный язык…»

13) Какова основная мыселька этого произведения?

(Поэт – это тот же кудесник. Недаром многие поэты, писатели обладают понапрасну предвидения. Творчество вдоль всей вероятности быть свободным, неподкупным, правдивым).

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

1) Выучить наизусть отрывок.

2) Рассмотрите иллюстрацию к балладе. (Васнецов. «Встреча Олега с кудесником»). Опишите картину.

— Какой старт запечатлел художник?

— Как представлены герои? Такими ли вы представляли себе их?

— Как вы думаете, удалось ли автору передать интенсивность диалога?

Файлы: песнь о вещем олеге.ppt
Размер файла: 1408000 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология