Автор конспекта:
Автор(ы): — Головачева О.В.

Место работы, должность: — МОУ СОШ №236 г.Знаменск, гувернер русского языка и литературы

Регион: — Астраханская район

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дух общее конкреция

Класс(ы): — 5 бизнескласс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — менторский материал

Краткое обрисовка ресурса: — дань литературы на 5 классе

УРОК В 5 классе.

ТЕМА: «ПАРУС» М.Ю. Лермонтов

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

1) Восстановить на памяти учащихся факты из жизни и творчества М.Ю.Лермонтова, уделить особое внимание характеристике 30-40 годов 19 в., определившей тематику и состояние творчества Лермонтова.

2) Продолжать работу вдоль формированию и совершенствованию навыков аналитического чтения, навыков выразительного чтения, учить сравнивать различные варианты прочтения лирического произведения, передавать через интонацию основную идею лирич. произведения, видеть за пейзажной зарисовкой художественную картину жизни (т.е. мысли, чувства, думы поэта).

3) Сделать выговор на 2 плане стихотворения, на его общественно-политическом звучании, на его созвучности многим событиям русской жизни, воспитывать готовность заново и заново обращаться к поэзии Лермонтова.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Портрет М.Ю.Лермонтова, проигрыватель, пластинка с романсом Варламова "Парус", иллюстрации к стихотворению из альбома вдоль литературе 5 кл., рисунок картины М.Ю.Лермонтова "Парус".

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

1) "Как действительность скучна, когда горенья нет" М.Ю.Лермонтов

2) М.Ю. Лермонтов

1814-1841 гг.

"Парус" 1932г.

3) Портрет М.Ю.Лермонтова.



Учитель: Вереницей идут года,

И не по всей видимости черты их конечной. Лермонтов

Он с нами навсегда, В тональность живых записан он навечно!

Это жизни

дни его вернулись, Он на ее хозяином вошел, Именем библиотек и

улиц,

Пароходов,

институтов,

школ

В книгах -

трудным временем проверен,

В ярком блеске

добрых, смелых

глаз.

Он - живой,-

не памятником на сквере

Вновь и вновь

рождается затем чтобы нас!

Это рондель написал Павел Алдахин, мейстерзингер дольщик Великой Отечественной войны.

О чем это стихотворение?

Что вам популярно о М.Ю.Лермонтове?

( Дети рассказывают то, подобно подобно им популярно из 4 кл.. и то , подобно подобно прочитали в дополнительной литературе)

Как, по-вашему, на кой обскурация жизни изображен на этом портрете М.Ю.Лермонтов? (год 1841) Почему? Какие счастливо оставаться знаете портреты поэта? Что годится сказать о поэте, смотря на сии портреты.

Лермонтов М.Ю. родился в 1814 г., погиб на дуэли в 1841, но посередке двумя этими датами незримо достаточно счастливо оставаться одним дата, которая имеет прямое признание и к Лермонтову, и к его творчеству.

Какая же это дата?

Восстание декабристов на Сенатской площади было разгромлено, 5 декабристов повешены, 120 телантроп отправлены на каторгу. Таким жестоким было острастка тем, кто думал о свободе затем чтобы народа, о счастье, о равенстве. Россия погрузилась на темь реакции, имена декабристов неприлично было упоминать. Произведения их, но многие из них были поэты, писатели, приказано не печатать, не читать. Родным было возбраняется носить вдоль ним траур, хоть упоминать их на разговоре было запрещено. Царь боялся разговоров о свободе, равенстве, но людишки боялись ссылок, тюрьмы, страшились каторги. Таких было большинство. И вот то-то и оно на такое перфект начинает творить М.Ю.Лермонтов, выпестованный на вольнолюбивых стихах А.С.Пушкина.

По рождению он был дворянином, внуком богатой помещицы, благодаря тому жернов его знакомых и родных - людишки обеспеченные, богатые, близкие к царскому двору и царю. Лермонтов видел на них всего готовность покоя, богатства, чинов, наград из рук царя, видел, подобно подобно они думают всего о личном благе, подобно подобно они напуганы участью декабристов, подобно подобно они боятся борьбы.

Поэтому внутри них он чувствовал себе одиноким, обо этом он пишет на своих стихах.

Как вам это понимаете?

Какие есть синонимы у этого слова?

(Учащиеся смотрят на доске, определяют наиболее подходящий, объясняют оттого к примеру сказать считают)

Наверное, самым близким синонимом к слову "мятежный" на данном случае довольно послелог "протестующий".

А сегодня вернемся к 3 строфе.

Две первые строчки рисуют картину спокойного, ласкового моря и немедленно внутри тишины, лазури золотых лучей солнца МЯТЕЖНЫЙ, оспаривающий парус. Против чего он протестует? А подобно это передать интонацией?

А сегодня обдумайте все счастливо оставаться единожды и подготовьтесь к выразительному чгению стихотворения.

1 воспитанник выделяет около чтении и подчеркивает одинокость паруса,

2-ой - -его мятежность.

Дети оценивают чтение, замечают разницу на чтении.

А вот то-то и оно нахождение созвездие подобно ОДИНОКОГО Лермонтов нашел не сразу. Вначале на стихотворении у него было нахождение ОТДАЛЕННЫЙ, но позже он это нахождение заменил на "одинокий".

Может быть вам знаете неужели догадываетесь, почему?

(Добавляю: отдаленный - всего о парусе, но одинокий - не всего о парусе, но и о человеке, о человеческой жизни.)

Да, это так. Читая стихи декабриста Бестужева, Лермонтов встретил у него нахождение созвездие подобно одинокого.

Это рондель всего ли о парусе?

Можно ли сказать, подобно подобно это рондель и о самом Лермонтове? Обратим внимание на мотто урока.

Эти слова, написанные М.Ю.Лермонтовым, характеризуют и его, подобно поэта и человека.

Какой же альтернат выразительного чтения вам выбираете?

Дети читают стихотворение (2 человека громогласно разные варианты).

А срочно мы прослушаем шансон Варламова "Парус".

Какое состояние паруса, его одинокость неужели мятежность, передает автор средствами музыки, но певец - высо­той голоса, темпом, сменой интонации?

Включаю шансон Варламова. (Его полезно дать детьми послушать на перемену, затем чтобы они привыкли к манере исполнения романса)

Каким представляем мы парус, слушая нынешний романс.

В этом стихотворении красиво рекламация насупротив покоя, равнодушия, красиво готовность жить, бороться, действовать, думать не всего о своем благополучии, но и о борьбе за успех затем чтобы всех. Это рондель написано на 1832г. Это была трудная патриархат реакции, и полезно было подобно собак нерезаных мужества и смелости иметь поэту, затем чтобы тосковать о борьбе. Это рондель любили передовые людишки России, читали его, пели, переписывали от руки.

В это же перфект этак было написано рондель Н. Языкова "Пловец". Оно также было чертовски известным. Оно чем-то чертовски тесно стихотворению Лермонтова.

В каких стихотворениях он пишет обо этом? (Учитель дополняет)

В 1932 году Лермонтову было 18 лет. Он переезжает из Москвы на Петербург, и на в одиночестве из первых день он приходит на Сенатскую площадь, длительно достаточно здесь, но позже хорошо вдоль набережной Невы на сторону морского залива. Лермонтов впервинку увидел морской простор, остановился, прельщенный им, и длительно смотрел вдаль.

Кто из вам видел море? Какое оно?

Чем поражает человека?

О чем думает телантроп на берегу моря?

О чем мог думать Лермонтов, смотря на море?

(Он семо пришел с Сенатской площади)

Именно к этому времени относится рондель Лермонтова "Парус".

Я прочитаю стихотворение, но вам поробуйте представить себе, вообразить картину того, о чем говорит поэт.

Читаю рондель "Парус".

Что же вам представили, слушая стихотворение?

Показываю репродукцию.

А годится ли сказать, подобно подобно на стихотворении говорится о том, подобно подобно изображено на этой картине? (картина "Парус" Лермонтова)

Эту картину нарисовал М.Ю.Лермонтов.

О чем говорит нынешний факт?

(Тема одиночества, тема борьбы, неудовлетворенности жизнью, окружающей его, все перфект была на нем, на творчестве.)

Как помогает нам Лермонтов увидеть изменчивость моря, его очарование?

Анализируем первые 2 строки.

Какое послелог тут главное, опорное, почему?

Попробуйте голосом, интонацией показать одинокость созвездие и просторность моря.

Обратим внимание, какие согласные тут повторяются, нерегулярно ли это?

Выразительно читаем еще 1-2 раза сии строки, передавая интонацией нетрудный всплеск волн, одиночество, важность просторов моря.

Каким рисуется серам на двух первых строках 2-ой строфы?

Какие слова полезно логически и интонационно выделить, почему?

Какие звуки часты здесь? Почему?

Каким рисуется серам в 3 строфе?

Какие слова выделим?

Как объясним многоточие.

Какая довольно интонация. Одинаковая ли во всей строфе.

Какими определениями пользуется автор, говоря о парусе?

Только ли о парусе хорошо речь?

Какой это беллетристический прием? (Олицетворение)

Почему Лермонтов использует его?

В стихотворении Лермонтов говорит о парусе, подобно подобно он мятежный.

Прочитаем это рондель и попробуем ответить, чем же они близки, чем отличаются?

(Читает готовый ученик)

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ:

Лучшие людишки нашей страны все перфект стремились принести своей жизнью, своей деятельностью пользу народу, боролись за его счастье, свободу.

Такими были декабристы. Наш толпа помнит их, затем подобно подобно они думали о народе, обо улучшении его судьбы.

Таким же человеком был и один Лермонтов, взыскующий борьбы.

Поэтому к примеру сказать близки были стихи Лермонтова участникам войны, поэту П.Алдахину и всем советским солдатам.

Вернемся к стихотворению П. Алдахина.

Почему же считает он, подобно подобно Лермонтов живет внутри нас, подобно подобно он все перфект затем чтобы нас живой?

Понравилось ли вам рондель Лермонтова? Хочется ли выучить его наизусть?

ЗАДАНИЕ НА ДОМ:

Выучить рондель наизусть.

Выставить оценки: 1) Обязательно тем, кто умышленно готовился к уроку.

2) Тем, кто увидел на стихотворении не всего пейзаж, но и 2-ой идея стихотворения.

Оценить высоко ответы тех, кто поуже подходяще умеет расставлять паузы, выделять опорные слова, передавать интонацией главную идею стихотворения.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология