Автор конспекта:
Автор(ы): — Сергеева Ольга Владимировна

Место работы, должность: —

учитель русского языка и литературы МКОУ "Тельмановская СОШ"

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

  • Цель урока: создать условия для исследования и осмысления философско-этических проблем «ершалаимских» глав романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с композиционными и стилистическими особенностями романа;
  • показать исторические и евангельские основы романа, углубить представление учащихся об основах литературного творчества, о способности писателя переосмыслить библейский текст, не совершая нравственных ошибок;

Развивающие:

  • развитие мыслительных способностей учащихся, умений находить, осваивать новую информацию, сопоставлять факты и явления, обобщать и делать самостоятельные выводы; овладение культурой ведения дискуссий;

Воспитательные:

  • воспитание нравственных отношений между людьми, понимания ценности человеческой личности и ответственности человека перед Богом и совестью за каждый свой шаг.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемая методическая литература: —

  • М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Избранные сочинения, том второй, Москва, «Литература», 2000г.
  • Библия, Российское Библейское Общество, Москва, 2000г. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия.
  • Библейская энциклопедия1990г.- 2-ое издание, репринтное, «Свято-Троицкая Сергиева Лавра»
  • Б.В.Соколов «Булгаковская энциклопедия», Москва, «Миф», 1996г.
  • Школьная энциклопедия. История Древнего мира. Москва, «Олма-пресс Образование», 2003г.
  • Черкезова М.В.»Библейские мотивы в русской литературе. Дидактические материалы», «Литература в школе»- 1997, № 2.
  • Л.Яновская «Творческий путь Михаила Булгакова», Москва, 1983г.
  • В.Лакшин «Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый мир»- 1968г. №6.
  • Л.Волынский «Лицо времени. Книга о русских художниках», Москва, «Детская литература», 1971г.
  • Используемое оборудование: —

    Мультимедийное оборудование; презентация к уроку; cловарь — справочник читателя романа; выставка «Библейские мотивы в живописи»; электронный словарь-справочник с приложениями (Приложение 7); опорный конспект и сопоставительная таблица (раздаточный материал)

    Используемые ЦОР: —

    презентация, словарь-справочник

    Краткое описание: —

    В основе данного проблемно-развивающего урока лежит вопрос: Что объединяет роман, признанный православной церковью еретическим, с Евангелие? Идея, лежащая в основе ершалаимских глав и проповедуемая православием, и есть то открытие, которое делают учащиеся в результате исследования: человек ответственен за каждый свой поступок, особенно человек, наделённый властью. Прислушивайтесь к голосу совести, живите по её законам, не допуская малодушия.

    Идея урока и его цели реализуются за счет использования широкого перечня методических приемов, логично ведущих к решению поставленных задач: лекция учителя, реализация индивидуальных сообщений, исследовательская работа в группах с сопоставительной таблицей (активная форма обучения), эвристическая беседа, коллективный просмотр видеофрагмента и его обсуждение, комментарий учителя, выразительное чтение и чтение в лицах, коллективное прослушивание фонограммы песни. В урок включена коллективная, индивидуальная и групповая деятельность учащихся. Урок интегрированный, т.к. очевидно прослеживается связь с историей, географией (географические карты словаря-справочника), живописью, музыкой, киноискусством. Особую роль в реализации идеи играют материалы по методическому обеспечению педагогических технологий урока:

    опорный конспект урока (раздаточный материал), сопоставительная таблица для исследования фактов текста романа и сравнения с Евангелие, презентация(14 слайдов), репродукции картин, видеофрагмент, аудиофрагмент.

    В основе данного проблемно-развивающего урока лежит вопрос: «Что объединяет роман, признанный православной церковью еретическим, с Евангелие?» Идея, лежащая в основе «ершалаимских» глав и проповедуемая православием, и есть то открытие, которое делают учащиеся в результате исследования: человек ответственен за каждый свой поступок, особенно человек, наделённый властью. Прислушивайтесь к голосу совести, живите по её законам, не допуская малодушия.

    Идея урока и его цели реализуются за счет использования широкого перечня методических приемов, логично ведущих к решению поставленных задач: лекция учителя, реализация индивидуальных сообщений, исследовательская работа в группах с сопоставительной таблицей (активная форма обучения), эвристическая беседа, коллективный просмотр видеофрагмента и его обсуждение, комментарий учителя, выразительное чтение и чтение в лицах, коллективное прослушивание фонограммы песни. В урок включена коллективная, индивидуальная и групповая деятельность учащихся. Урок интегрированный, т.к. очевидно прослеживается связь с историей, географией (географические карты словаря-справочника), живописью, музыкой, киноискусством. Особую роль в реализации идеи играют материалы по методическому обеспечению педагогических технологий урока:

    опорный конспект урока (раздаточный материал), сопоставительная таблица для исследования фактов текста романа и сравнения с Евангелие, презентация(14 слайдов), репродукции картин, видеофрагмент, аудиофрагмент. Все материалы к уроку оформлены в виде сайта (электронный словарь-справочник – Приложение 7)

    Программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной (базовый уровень) предполагает на изучение творчества М. А. Булгакова отвести 5 учебных часов. Предлагаются на выбор романы «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита». Как правило, учащиеся выбирают последний. Имея возможность варьировать программное содержание, я распределила его следующим образом:

  • Вступительный. Интеллигенция начала 20-го века. Проблема писательского выбора. Булгаков и власть. История создания романа «Мастер и Маргарита». Булгаков о Доме и Боге.
  • Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа. Евангельская основа романа. Композиция, жанр.
  • Тема любви в романе «Мастер и Маргарита»
  • Сатира в «московских» главах романа.
  • Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и в пьесе «Дни Турбиных».
  • Таким образом, все программное содержание логично организуется, а яркость «любовных» и «московских» глав изначально не заслоняет главного, серьезнейшего содержания «ершалаимских».

    Методики, приемы и средства обучения на уроке отобраны с учетом темы, целей урока, возможностей учителя и учащихся, с учетом учебно-методической базы кабинета. По дидактической цели данный урок может быть признан комбинированным. Коммуникативный, исследовательский и дискуссионный принципы, осуществленные на данном уроке, позволяют говорить о нем как об уроке, направленном на развивающее обучение. В ходе урока реализуются все целевые установки. Урок, бесспорно, способствует формированию духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, и приближает учащихся к постижению одного из вершинных произведений отечественной литературы.

    Урок способствует активному умственному росту, межличностному и межкультурному диалогу, реализует межпредметные связи, формирует навыки поиска нужной информации.

    Файлы: Приложение 3..ppt
    Размер файла: 6769152 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология