Автор конспекта:
Автор(ы): — Сергеева Ольга Владимировна
Место работы, должность: —
учитель русского языка и литературы МКОУ "Тельмановская СОШ"
Регион: — Ленинградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
- Цель урока: создать условия для исследования и осмысления философско-этических проблем «ершалаимских» глав романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить с композиционными и стилистическими особенностями романа;
- показать исторические и евангельские основы романа, углубить представление учащихся об основах литературного творчества, о способности писателя переосмыслить библейский текст, не совершая нравственных ошибок;
Развивающие:
- развитие мыслительных способностей учащихся, умений находить, осваивать новую информацию, сопоставлять факты и явления, обобщать и делать самостоятельные выводы; овладение культурой ведения дискуссий;
Воспитательные:
- воспитание нравственных отношений между людьми, понимания ценности человеческой личности и ответственности человека перед Богом и совестью за каждый свой шаг.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемая методическая литература: —
Используемое оборудование: —
Мультимедийное оборудование; презентация к уроку; cловарь — справочник читателя романа; выставка «Библейские мотивы в живописи»; электронный словарь-справочник с приложениями (Приложение 7); опорный конспект и сопоставительная таблица (раздаточный материал)
Используемые ЦОР: —
презентация, словарь-справочник
Краткое описание: —
В основе данного проблемно-развивающего урока лежит вопрос: Что объединяет роман, признанный православной церковью еретическим, с Евангелие? Идея, лежащая в основе ершалаимских глав и проповедуемая православием, и есть то открытие, которое делают учащиеся в результате исследования: человек ответственен за каждый свой поступок, особенно человек, наделённый властью. Прислушивайтесь к голосу совести, живите по её законам, не допуская малодушия.
Идея урока и его цели реализуются за счет использования широкого перечня методических приемов, логично ведущих к решению поставленных задач: лекция учителя, реализация индивидуальных сообщений, исследовательская работа в группах с сопоставительной таблицей (активная форма обучения), эвристическая беседа, коллективный просмотр видеофрагмента и его обсуждение, комментарий учителя, выразительное чтение и чтение в лицах, коллективное прослушивание фонограммы песни. В урок включена коллективная, индивидуальная и групповая деятельность учащихся. Урок интегрированный, т.к. очевидно прослеживается связь с историей, географией (географические карты словаря-справочника), живописью, музыкой, киноискусством. Особую роль в реализации идеи играют материалы по методическому обеспечению педагогических технологий урока:
опорный конспект урока (раздаточный материал), сопоставительная таблица для исследования фактов текста романа и сравнения с Евангелие, презентация(14 слайдов), репродукции картин, видеофрагмент, аудиофрагмент.
В основе данного проблемно-развивающего урока лежит вопрос: «Что объединяет роман, признанный православной церковью еретическим, с Евангелие?» Идея, лежащая в основе «ершалаимских» глав и проповедуемая православием, и есть то открытие, которое делают учащиеся в результате исследования: человек ответственен за каждый свой поступок, особенно человек, наделённый властью. Прислушивайтесь к голосу совести, живите по её законам, не допуская малодушия.
Идея урока и его цели реализуются за счет использования широкого перечня методических приемов, логично ведущих к решению поставленных задач: лекция учителя, реализация индивидуальных сообщений, исследовательская работа в группах с сопоставительной таблицей (активная форма обучения), эвристическая беседа, коллективный просмотр видеофрагмента и его обсуждение, комментарий учителя, выразительное чтение и чтение в лицах, коллективное прослушивание фонограммы песни. В урок включена коллективная, индивидуальная и групповая деятельность учащихся. Урок интегрированный, т.к. очевидно прослеживается связь с историей, географией (географические карты словаря-справочника), живописью, музыкой, киноискусством. Особую роль в реализации идеи играют материалы по методическому обеспечению педагогических технологий урока:
опорный конспект урока (раздаточный материал), сопоставительная таблица для исследования фактов текста романа и сравнения с Евангелие, презентация(14 слайдов), репродукции картин, видеофрагмент, аудиофрагмент. Все материалы к уроку оформлены в виде сайта (электронный словарь-справочник – Приложение 7)
Программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной (базовый уровень) предполагает на изучение творчества М. А. Булгакова отвести 5 учебных часов. Предлагаются на выбор романы «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита». Как правило, учащиеся выбирают последний. Имея возможность варьировать программное содержание, я распределила его следующим образом:
Таким образом, все программное содержание логично организуется, а яркость «любовных» и «московских» глав изначально не заслоняет главного, серьезнейшего содержания «ершалаимских».
Методики, приемы и средства обучения на уроке отобраны с учетом темы, целей урока, возможностей учителя и учащихся, с учетом учебно-методической базы кабинета. По дидактической цели данный урок может быть признан комбинированным. Коммуникативный, исследовательский и дискуссионный принципы, осуществленные на данном уроке, позволяют говорить о нем как об уроке, направленном на развивающее обучение. В ходе урока реализуются все целевые установки. Урок, бесспорно, способствует формированию духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, и приближает учащихся к постижению одного из вершинных произведений отечественной литературы.
Урок способствует активному умственному росту, межличностному и межкультурному диалогу, реализует межпредметные связи, формирует навыки поиска нужной информации.
Файлы: Приложение 3..ppt
Размер файла: 6769152 байт.