Автор конспекта:
Автор(ы): — Сергеева Ирина Юрьевна
Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Цели урока:
— обучение анализу лирического произведения поэта XIX века Ф.И.Тютчева
— развитие творческого воображения, навыков изучающего чтения
— воспитание вдумчивого читателя, умеющего видеть красоту природы
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Используемая методическая литература: —
Используемое оборудование: —
Интерактивная доска, колонки и компьютер
Используемые ЦОР: —
презентация с картинами художников
Краткое описание: — урок-мастерская по литературе, запланированное время 90 минут (2 урока). Работа проводится в группах, стихотворение анализируется с опорой на изученный материал.
Урок-мастерская по литературе для 6 класса
по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»
Сергеева Ирина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №6» НМР РТ
Цели урока:
— обучение анализу лирического произведения поэта XIX века Ф.И.Тютчева
— развитие творческого воображения, навыков изучающего чтения
— воспитание вдумчивого читателя, умеющего видеть красоту природы
Форма — поэтическая мастерская
Время проведения – 90 минут.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык!
Ф.И.Тютчев
Ход урока
I. Слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит интересная исследовательская работа. Готовы? Будьте внимательны! Итак…
Индуктор.
C:\Users\user\Desktop\Звукигрозы.mp3
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
-Как вы думаете, что это за звуки? О чем эти звуки нас заставляют вспомнить?
Примерные ответы учеников:
Это звуки грозы. На улице начался дождь.
— А теперь на листочках, лежащих перед вами, попробуйте составить ассоциативный ряд, начинающийся со слова «гроза».
1. Самоконструкция: каждый учащийся работает на листочке
2.Социоконструкция: учащиеся делятся на 5 групп, 1 из команды зачитывает то, что получилось. Происходит обсуждение, дополнение ассоциативных рядов.
3. Социализация: каждая группа представляет свою работу классу.
Гроза – гром – молния – раскаты.
Страх – волнение – тревога.
Гроза – первая, летняя, сильная, страшная….
— Очень хорошо, предлагаю перейти к следующему виду задании.
Задание по группам: отразите на воем рисунке картину, которая возникла в вашем воображении.
Группа 1 нарисует небо, 2 группа – травы и цветы, группа 3 – человека во время грозы, группа 4 – деревья, группа – 5 – трезубцы молнии.
1. Самоконструкция: каждый учащийся работает на листочке
2.Социоконструкция: в команде происходит обсуждение работ, выбор лучшей.
3. Социализация: каждая группа представляет свою работу классу, и сообща они пытаются собрать целостную картину грозы.
II. Знакомство со стихотворением Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
— Попробуйте предположить, о чем будет стихотворение, которое нам предстоит сегодня исследовать?
Примерные ответы учеников:
В стихотворении говорится о природе. В стихотворении мы найдем описание грозы.
— Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым отношением к природе отмечены стихи, написанные Федором Ивановичем Тютчевым.
Познакомимся со стихотворения. Для этого предлагаю прослушать исполнение стихотворения мастером художественного слова (Записываем тему урока в тетради).
C:\Users\user\Desktop\25 — Неохотно и несмело…. Ф. И. Тютчев.mp3
— Пришло время приступить к исследованию. Откроем наш учебник, найдем стихотворение «Неохотно и несмело…» и прочитаем про себя. Читаем вдумчиво, медленно, стараясь не упустить ни одной детали.
Учащиеся читают стихотворение про себя.
-Ответьте коротко на вопрос: описанию чего посвящено это стихотворение?
Учащиеся ответят: описанию грозы (или приближению грозы).
— Теперь нам предстоит выполнить интересную работу.
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Строки взяты из стихотворения Ф.И.Тютчева «Не то, что мните вы, природа…».
-Для чего используется эпиграф?
Строки эпиграфа говорят нам о том, что природа, если быть к ней внимательным, может рассказать нам многое. Попытаемся понять язык природы. Для этого выполним следующие задания.
Эпиграф отражает основную мысль.
1. Самоконструкция: каждая группа работает над своим заданием.
2.Социоконструкция: в команде происходит совместная работа по заданию.
3. Социализация: каждая группа представляет свою работу классу.
Задание для 1 группы:
Попробуйте составить план-таблицу, в которой по строфам будет отражена последовательность происходящих событий
Приложение 1.
Работа представлена на доске. Учащиеся переносят все записи с доски в тетрадь.
Задание для 2 группы:
— Определите лексическое значение слов «нивы», «струя», «вихрь», «смятенье», «кайма» по толковому словарю С.И.Ожегова.
— В каком значении: прямом или косвенном – использованы эти в тексте?
— Как вы думаете, с какой целью Ф.И.Тютчев использует слово «чу»? Попробуйте определить его значение.
Социализация.
Нива — большое поле, засеянное хлебом.
Струя — струя узкий поток жидкости.
Вихрь — сильный ветер; порывистое, стремительное круговое движение воздуха.
Смятенье – растерянность, тревога.
Кайма — полоса по краю ткани.
Слова «нивы», «вихрь» использованы в прямом значении, а все остальные слова – в переносном значении.
Струя здесь — струя света.
Смятенье – растерянность, тревога (о земле).
Кайма здесь — то, что окаймляет, окружает небо.
Думаем, что слова использованы в переносном значении, так как речь в стихотворении идет о состоянии окружающей среды, о природе, о земле, как о живом существе.
Слово «чу» будет использовано для того, чтобы мы насторожились, обратили внимание. (Для учителя: по словарю В.И.Даля образовано от слова «чуй» — слышь.)
Задание для 3 группы:
Какие части речи использованы в стихотворении. Проведите их количественный анализ. Как вы считаете, почему тех или иных частей речи больше или меньше?
В каком значении использовано большинство глаголов в этом стихотворении?
Может быть задан вспомогательный вопрос: нет ли в стихотворении слов, обозначающих состояние природы? (слова категории состояния)
Социализация.
Имен существительных – 24, имен прилагательных – 10 (причастий – 2) (ученики, не знакомы с причастием, поэтому отнесут его к прилагательным) = 12, глаголов – 8.
Имена существительные используются для обозначений предметов («капли», «солнце», «земля»), явлений природы (« порывы ветра», «молнии струя», пыль» и т.д.)
Имена прилагательные (и причастия) служат для описания ярких признаков предметов.
Глаголы служат для обозначения действий предметов. Большинство глаголов использовано в переносном значении, потому что природа одушевлена.
Мы видим, что имен существительных в три раза больше, чем глаголов, в два раза больше, чем прилагательных (и причастий). Наверное, для Ф.И.Тютчева важно показать перемены в природе.
Задание для 4 группы:
Вам предстоит найти в тексте изобразительно-выразительные средства (ИВС), определить их роль. Для вас это эпитеты и сравнения. Напоминаю вам, что изобразительно-выразительные средства построены на переносном значении слов.
Можно задать вспомогательный вопрос, если учащиеся затрудняются найти сравнение, выраженное существительным в творительном падеже.
Определения ИВС даны на слайде для учеников в качестве подсказок.
Социализация.
Эпитет – ИВС, художественное определение, прилагательное в переносном значении.
Эпитеты: «(ветра) теплого», «дальний (гром)», «синей (молнии)», «(пламень) белый и летучий», «смятенная (земля)».
Они используются для описания происходящих в природе явлений, для создания более яркой картины.
Сравнение — это выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
Здесь мы видим сравнение «вихрем» \, то есть летит пыль, как вихрь.
Задание для 5 группы:
Вам предстоит найти в тексте изобразительно-выразительные средства (ИВС), определить их роль. Для вас это метафоры и олицетворения. Напоминаю вам, что изобразительно-выразительные средства построены на переносном значении слов.
Определения ИВС даны на слайде для учеников в качестве подсказок.
Социализация.
Метафора – ИВС, скрытое сравнение,уподобление одного понятия или представления другому на основе переноса признаков.
Примеры метафор: «…Пламень белый и летучий / Окаймил ее края»— края тучи осветились ярким светом, похожим на летучее белое пламя; «…И в сиянье потонула / Вся смятенная земля» — свет вспыхивающих молний настолько ярок, что кажется, будто земля— небольшой островок, который тонет в море синего света молний.
Олицетворение – ИВС, в котором видим приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
Пример олицетворения: «Неохотно и несмело / Солнце смотрит…», «принахмурилась земля», «Солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля» (роль олицетворений заключается в том, чтобы изображать неживые существа и явления в роли живых существ, приблизить природу к чувствам человека, показать их единство).
— Хочется обратить ваше внимание на то, что Ф.И.Тютчев в 1821 году окончил университет, уехал в Петербург, потом за границу, где провел 22 года на дипломатической службе. Вернулся он в Россию только в 1844 году и поселился в Петербурге. Изредка он приезжал в Овстуг. После южной природы Германии и Италии он словно по-новому увидел свои родные места и постарался передать их красоту и прелесть.
Стихотворение «Неохотно и несмело…» написано поэтом 6 июня 1849 года по дороге в Овстуг.
Эта часть будет проведена на втором уроке. Для сохранения интереса учащихся 6 класса к работе нужно продемонстрировать еще один индуктор. В качестве такого индуктора можно представить презентацию, в которой будут представлены работы известных художников и изображения молнии.
Индуктор №2.
Педагогическая мастерская Неохотно и несмело.. Ф.И.Тютчев.ppt
Учащиеся делятся своими впечатлениями от просмотра картин русских художников и фотографии, на которых изображена молния.
Разрыв.
Задание группам учащихся.
-Что же нам поможет лучше понять авторский замысел? Это выделение ключевых слов в произведении великого мастера. А выявить их нам поможет определение размера стиха по строфам.
1. Самоконструкция: учащиеся работают со своим заданием: расставляют ударения в строфах, составляют схему строфы, выделяют ключевые слова, на которые попадает пиррихий (два расположенных рядом безударных слога).
2.Социоконструкция: в команде происходит совместная работа по заданию.
3. Социализация: каждая группа подходит к доске и в таблицу вписывает свой вариант в графу «Ключевые слова».
-Хочу обратить ваше внимание на то, что большинство наших ключевых слов является средствами изобразительности. Случайно ли это?
Учащимся предстоит осознать, что стихотворение построено таким образом, чтобы выделить важные для автора и читателя слова и выражения. Они внимательно рассматривают таблицу.
-Ребята, как вы думаете, есть ли в стихотворении действующий герой – человек?
Учащиеся в таких стихотворениях часто не замечают присутствия лирического героя. Важно обратить на этот момент внимание учеников.
— В стихотворениях Тютчева мы всегда находим пример единения человека с природой. Это блаженство, доступное человеку, – любоваться многообразными проявлениями жизни природы. Безусловно, лирический герой здесь есть. Это человек, чьими глазами мы наблюдаем изменения в природе перед грозой, во время грозы и после ее окончания. А если есть герой, значит, он что-то чувствует, что-то переживает, чему-то удивляется. Попробуйте понять, какие чувства испытывает лирический герой, свой результат запишите по группам в таблицу в графу «Движения души лирического героя».
Возможные ответы учеников:
-Нет, здесь нет героя. Тютчев описывает то, что происходит в природе.
— Да, кто-то явно здесь присутствует, ведь мы же видим картину чьими-то глазами.
Задание:
1. Самоконструкция: учащиеся работают со своим заданием.
2.Социоконструкция: в команде происходит совместное обсуждение, каждый делится своими переживаниями.
3. Социализация: каждая группа подходит к доске и в таблицу вписывают свой вариант в графу «Движения души лирического героя».
Афиширование.
Учитель вместе с учениками просматривает результаты работы на уроке, представленные в таблице.
Разрыв. Обобщающее слово учителя.
Стихотворение «Неохотно и несмело…» — одно из стихотворений, которое заставляет нас, читателей, не только внимательнее взглянуть на то, что происходит на лоне природы, часто без нашего присутствия, но и почувствовать свою принадлежность к богатому на события миру природы. Закончить обсуждение стихотворения хотелось бы словами:«Тютчев часто изображает природу в ее промежуточных состояниях— в переходе от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме, от зимы к весне или от ночи к утру, от дня к вечеру и от вечера к ночи. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы».
Рефлексия.
-Понравилась ли вам сегодняшняя работа?
— Помогло ли вам исследование углубиться в полотно стихотворения, открыть для себя то, что, на первый взгляд, было скрыто?
Ученики работают на листочках, отражают свои впечатления.
Домашнее задание.
У нас осталась не сделана одна часть работы. Ее вам предстоит выполнить самостоятельно дома. Для этого даю вам несколько домашних заданий.
Вопросы:
— Использована ли в стихотворении звукопись?
Если звукопись использована, то с какой целью?
Опираясь на таблицу, которая будет прикреплена на странице виртуального факультатива, попробуйте определить роль гласных и согласных звуков. Символика цвета для звуков русского языка.doc
Оформите свои записи в таблице в графе «Звукопись в стихотворении».
Познакомьтесь со стихотворением Ф.И.Тютчева «С неба коршун поднялся…», сделать анализ ИВС и звукописи в тетради.
Библиографический список:
Приложение 1.
Картинный план
Движение души лирического героя
Ключевые слова
Изобразительно-выразительные средства
Роль изобразительно-выразительных средств
Звукопись в стихотворении
«Неохотно и несмело солнце смотрит…»
Тревога, ожидание чего-то нового
неохотно и несмело
на поля
прогремело
принахмурилась земля
«смотрит солнце» (олицетворение),
«принахмурилась земля» (олицетворение)
Одушевление природы с давних времен свойственно человеку. Природа живет, дышит…
«Ветра..порывы… дальный гром…»
Наблюдение над красками природы, ожидание грозы
теплого порывы
-
зеленеющие нивы
зеленее под грозой
«(ветра) теплого» (эпитет), «дальный (гром)» — эпитет,
«зеленеющие (нивы)» — эпитет.
Передают не только состояние окружающей среды, но и цветовую характеристику природы перед грозой.
«Синей молнии струя»
Напряжение, страх
пробилась из-за тучи
молнии струя
белый пламень
окаймил
«Пробилась молнии струя» (метафора»; словно струя света – скрытое сравнение)
«…Пламень белый и летучий / Окаймил ее края» (метафора; молния словно кайма – скрытое сравнение)
«(Пламень белый и летучий» — эпитеты.
С помощью метафор Тютчев дает нам почувствовать красоту и ужас, которые сопутствуют грозе. Цветовые эпитеты создают яркую образную картину событий.
«Чаще капли дождевые…»
Ощущение своей слабости перед стихией природы
дождевые
-
раскаты громовые
сердитей смелей
«Вихрем пыль летит…» — сравнение (пыль словно вихрь)
Позволяет сравнить вихрь с движением пыли во время грозы.
«…И в сиянье потонула …земля»
Радость, обновление вместе с природой
-
исподлобья на поля
в сиянье потонула
вся смятенная земля
«Солнце …взглянуло / Исподлобья» -олицетворение,
«смятенная (земля)» — эпитет, «земля потонула» — метафора.
Природа дышит, чувствует, радуется.
Файлы: Звёдный час.doc
Размер файла: 64512 байт.