Автор конспекта:
Автор(ы): — Волкова Ирина Андреевна

Место работы, должность: — МОУСОШ №8, учитель музыки

Регион: — Мурманская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Цель: познакомить обучающихся с образами утренней природы в музыке на примере творчества П. Чайковского и Э. Грига.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2011.
  • Используемая методическая литература: —

  • Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. — М. : Просвещение, 2010.
  • Используемое оборудование: —

    ноутбук, мультимедийный проектор,экран

    Краткое описание: — Урок музыки в 3 классе по теме "Утро"

    ВОЛКОВА И.А. Урок музыки в 3 классе (Критская)

    «День полный событий».

    УРОК 6: «Утро. Образы утренней природы в музыке» — 1 час

    Содержание: Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Имитация дирижерского жеста.

    Цель: познакомить обучающихся с образами утренней природы в музыке на примере творчества П. Чайковского и Э. Грига.

    Задачи:

    -проводить интонационно-образный разбор музыкального произведения (оценивать её эмоциональный характер и определять образной содержание);

    — соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нём выразительными средствами;

    — развивать умение петь напевно, легко, не форсируя звук.

    Музыкальный материал:П.И.Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома»; Э.Григ. «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»; Э.Григ «Заход солнца»; Главные мелодии 2-й части из «Симфонии № 4» П. Чайковского; песня «Музыкант-турист» Ю. Чичкова, И. Белякова

    Оборудование: экран, мультимедийный проектор, ноутбук,магнитофон, CD-диск, портрет С. С. Прокофьева; наглядный материал (термины, понятия), раздаточный материал (текст песни).

    ХОД УРОКА

    I этап. Организационный момент.

    Здравствуйте ребята. Сегодня мы начинаем изучение нового раздела, который называется «День полный событий». На протяжении нескольких уроков мы будем говорить о музыке связанной с жизнью в самых разных направлениях. Именно музыка поможет нам ярче ощущать красоту природы, познавать свой внутренний мир.

    2 этап. Повторение пройденного материала.

    Вы уже знаете, что музыка может рисовать картины природы.

    — Вспомните музыкальные произведения, в которых присутствует описание природы? (ответы обучающихся)

    Верно. Изучая раздел «Россия – Родина моя» мы познакомились с песней «Наш край» Дмитрия Кабалевского.

    Давайте вспомним её.

    ПЕНИЕ: песня «Наш край» Д. Кабалевский, А. Пришелец ПЛЮС

    Все произведения, изученные нами в разделе «Россия – Родина моя» мы можем отнести к музыке патриотического характера.

    — Почему? Кто такой патриот? (ответы обучающихся)

    Сегодня мы подведём итог изучения раздела «Россия – Родина моя» и обобщим полученные вами знания.

    ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ по разделу «Россия – Родина моя».

    3этап. Изучение нового материала.

    Есть музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его ВНУТРЕННИМ миром. А есть музыка, которая передаёт настроение, связанное с образами природы, ВНЕШНЕЙ картиной мира.

    Именно о таких музыкальных произведениях мы будем говорить, изучая раздел «День, полный событий».

    СЛАЙД 1

    Кроссворд

    Обратите внимание на доску (экран), на которой зашифрована тема урока.

    1.

    С

    Л

    У

    Ш

    А

    Т

    Е

    Л

    Ь

    2.

    К

    А

    Н

    Т

    А

    Т

    А

    3.

    Р

    О

    М

    А

    Н

    С

    К

    О

    М

    П

    О

    З

    И

    Т

    О

    Р

  • Для того, чтобы зазвучала музыка, нужны КОМПОЗИТОР, ИСПОЛНИТЕЛЬ и …
  • Большое вокальное произведение, состоящее из нескольких частей. Исполняется хором, оркестром и певцами-солистами.
  • Вокальный жанр музыки — сольная песня с инструментальным сопровождением.
  • Человек, сочиняющий музыку.
  • Молодцы! Осталось собрать из выделенных букв тему нашего урока «УТРО».

    А это значит, сегодня мы будем говорить об образах утренней природы в музыке.

    Откройте учебник на стр. 24-25.

    СЛАЙД 2

    Портреты П. Чайковского и Э. Грига

    Посмотрите на портреты двух мальчиков. Пока в них трудно узнать великих композиторов РОССИИ – Петра Ильича Чайковского и НОРВЕГИИ – Эдварда Грига.

    Сегодня мы будем слушать две пьесы: «Утреннюю молитву» П. Чайковского и «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

    Эти музыкальные примеры позволят нам услышать ВНУТРЕННЕЕ согласие в ощущениях композиторами мира природы, мира людей…

    Первая пьеса, с которой мы познакомимся, написана русским композитором Петром Ильичом Чайковским. Это первая пьеса фортепианного цикла «Детский альбом», она называется «Утренняя молитва».

    СЛАЙД 3

    «Утренняя молитва» П. Чайковского

    — Ребята, вы знаете, что такое молитва? Кто мне ответит на этот вопрос? (ответы обучающихся)

    Да, это разговор с Богом.

    — А как вы думаете, молитва должна быть какой? (доверительной, чистосердечной, чистой)

    — О чём человек разговаривает с Богом? (ответы обучающихся)

    — Делает ли молитва человека лучше? (ответы обучающихся)

    — Чего можно просить Бога во время молитвы? (здоровья близким, хороших отношений с друзьями, взаимопонимания, мудрости и т.д.)

    Молитва, соединенная с верой, обязательно будет услышана.

    — А почему музыкальная пьеса называется «Утренняя молитва»? (ответы обучающихся)

    Правильно, в 19 веке все русские люди – и дети, и взрослые – читали молитву утром и на ночь. А теперь сядьте поудобнее и приготовьтесь очень внимательно слушать «Утреннюю молитву» П.И. Чайковского.

    СЛУШАНИЕ: «Утренняя молитва» П. Чайковского

    — Как (по характеру) звучала эта мелодия?(ответы обучающихся)

    — Какое впечатление сложилось у вас от этой пьесы?(ответы обучающихся)

    — Кого или что вы могли представить под эту музыку?(ответы обучающихся)

    — Какими словами мы можем характеризовать музыкальное звучание этой пьесы? (варианты слов из словаря эмоций предложены на доске, экране)

    СЛАЙД 3

    «Утренняя молитва» П. Чайковского + словарь эмоций

    Запишите в тетради:

    «Утренняя молитва»

    «Утро»

    П. И. Чайковский

    Э. Григ

    Синонимы из словаря эмоций

    Синонимы из словаря эмоций

    И л л ю с т р а ц и я

    Прочитайте строки М. Ю. Лермонтова на стр. 24. Учебника:

    И верится, и плачется,

    И так легко, легко…

    — Как вы понимаете значение этих слов?

    — Иллюстрируют ли они произведение П. Чайковского? Передают ли душевное состояние героя (героини) его пьесы?

    Посмотрите на стр. 25. Здесь приведены строки из народной норвежской поэзии:

    Ту песню пою я, услышат её

    Все люди от края до края,

    И правду о северной дивной земле

    Расскажет нам песня родная.

    Эти строки созвучны пьесе из симфонической сюиты «Пер Гюнт» великого норвежского композитора Эдварда Грига.

    СЛАЙД 4

    «Утро» Э. Грига

    Музыка Э. Грига, рисуя картину природы, выражает ощущение человека, светло воспринимающего внешний мир. Послушаем это произведение.

    СЛУШАНИЕ: «Утро» Э. Грига

    — Как (по характеру) звучала эта мелодия?(ответы обучающихся)

    — Какое впечатление сложилось у вас от этой пьесы?(ответы обучающихся)

    — Кого или что вы могли представить под эту музыку?(ответы обучающихся)

    Сам Эдвард Григ писал об этом произведении:

    «Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же ФОРТЕ солнце прорывается сквозь облака…»

    — Какими словами мы можем характеризовать музыкальное звучание этой пьесы? (варианты слов из словаря эмоций предложены на доске, экране)

    СЛАЙД 3

    «Утро» Э. Грига + словарь эмоций

    Продолжаем работу в таблице.

    — Вспомните знакомое вам произведение, в котором нарисована картина рассвета?(ответы обучающихся)

    Послушайте фрагмент этого произведения и назовите его.

    СЛУШАНИЕ: «Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина»

    М. П. Мусоргского

    — Произведение называется…..?(ответы обучающихся)

    — Вспомните имя композитора? (ответы обучающихся)

    М. Мусоргский очень выразительно нарисовал нам картину рассвета.

    Сравните вступление к опере «Хованщина» — «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского с фрагментом симфонической сюиты «Пер Гюнт» — «Утро» Эдварда Грига.

    — Какое впечатление сложилось у вас от каждой из этих сочинений?(ответы обучающихся)

    — Какое из низ вам понравилось больше? Почему?(ответы обучающихся)

    4этап. Домашнее задание.

    Иллюстрировать «Утреннюю молитву» П. Чайковского или «Утро» Э. Грига

    5этап. Подведение итогов урока.

    Пришло время подвести итог нашего урока. Сегодня мы с вами начали знакомство с разделом «День, полный событий». Мы говорили об образах утренней природы в музыке.

    — Вспомните имя русского композитора, рассказавшего нам о спокойном душевном состоянии ребёнка в момент его разговора с Богом? (Пётр Чайковский)

    — Как называется эта пьеса? («Утренняя молитва»)

    — Какое настроение вызвала у вас эта музыка?(ответы обучающихся)

    «Утреннюю молитву» Петра Чайковского мы сравнивали с фрагментом симфонической сюиты норвежского композитора.

    — Назовите его имя? (Эдвард Григ)

    — Как называется фрагмент симфонической сюиты «Пер Гюнт», который мы слушали и анализировали? («Утро»)

    — Какой мы увидели утреннюю природу в сочинении Э. Грига?(ответы обучающихся)

    Имя ещё одного русского композитора звучало сегодня у нас на уроке. Это композиторочень выразительно нарисовал нам картину рассвета.

    — Назовите его имя? (Модест Мусоргский)

    — Вспомните название произведения, прослушанного нами на уроке? («Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина»)

    Молодцы! Давайте завершим наш урок песней Юрия Чичкова на слова И. Белякова

    «Музыкант-турист».

    1. На плечах рюкзак тяжёлый,

    но турист не унывал.

    Музыкант-турист весёлый

    шёл и песню сочинял.

    Припев. Всё смеялось, улыбалось:

    солнце, небо и земля.

    У туриста получалось:

    тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля!

    Тра-ля-ля-ля-ля!

    2. Пели сойки и синицы,

    расходились — не унять.

    Человеку эти птицы

    помогали сочинять.

    3. Пели зайки на лужайке,

    мишка бурый влез на пень —

    заиграл на балалайке,

    затрубил в трубу олень.

    4. Наш турист руками трогал

    золотые облака,

    и была ему дорога удивительно легка.

    ПЕНИЕ: «Музыкант-турист» Ю. Чичков, И. Беляков МИНУС

    ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА:

    — распевание;

    — вокализация.

    Молодцы! Сегодня хорошо работали_________________________!(выставление оценок)

    Спасибо за урок!

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. — М. : Просвещение, 2010.
  • Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2011.
  • Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2010.
    ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
  • 100 лучших песен России: Солдатушки, бравы ребятушки. http://www.100pesen.ru
  • Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова: онлайн версия. http://www.classes.ru
  • Файлы: Помелова О.К..jpg
    Размер файла: 34640 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология