Автор конспекта:
Автор(ы): — Волкова Ирина Андреевна

Место работы, должность: — МОУСОШ№8, учитель музыки

Регион: — Мурманская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Урок музыки в 6 классе по Критской "Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"

Волкова И.А. Урок музыки в 6 классе.
УРОК 7: Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве
композиторов – 1 час
СОДЕРЖАНИЕ темы: Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)
Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.
Задачи:
· знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;

  • формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;
  • развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.

Музыкальный материал:
• народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»;
• хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;
·хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
Оборудование: магнитофон, CDдиск, портреты М. Мусоргского, М. Глинки, раздаточный материал: текст народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
ХОД УРОКА
1 этап: организационный момент
Здравствуйте, ребята. Эпиграфом нашему уроку сегодня будут слова великого Александра Сергеевича Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…
Обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов» (написана на доске).
- Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР?
Фолькло́р — народное творчество, чаще всего именно устное;
2 этап: повторение пройденного материала
ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся:
· календарный фольклор (колядки , масленичные песни, веснянки),
· семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные , свадебные песни, причитания ),
· окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота).
Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.
Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.
Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)
3 этап: изучение нового материала
Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси
С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.
На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится — слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.
Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.
СЛУШАНИЕ: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.
-Какое настроение создаёт эта песня?
- Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)
Рассмотрим мелодический рисунок в нотах. (нотная запись мелодии на доске) Что вы видите?
Тема дочери
Тема матери
взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения
Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств
Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике)
Покорность, смирение с безвыходной ситуацией
Песня звучит напряжённо, в миноре
- Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?
Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.
Рассмотрим некоторые их них.
СЛАЙД-шоу или репродукции картин: «Приготовление невесты к венцу» В. Феклистова, «Перед венцом» Фирса Журавлёва, «Сватовство майора» Павла Федотова, «Портрет молодой женщины в сарафане» П. Барбье.
- Что вы видите на этих картинах?
- Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность свой доле)
- Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?
Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах.
ПЕНИЕ: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»


Матушка, что во поле пыльно?
Русская народная песня
-Матушка, матушка, что во поле пыльно?
Сударыня матушка, что во поле пыльно?
-Дитятко милое, кони разыгралися.
— -Матушка, матушка, на двор гости едут,
Сударыня матушка, на двор гости едут!..
-Дитятко милое, я тебя не выдам!
— -Матушка, матушка, на крылечко идут,
Сударыня матушка, на крылечко идут!..
-Дитятко милое, не бойсь, не пужайся…
— -Матушка, матушка, в нову горницу идут,
Сударыня матушка, в нову горницу идут!..
-Дитятко милое, я тебя не выдам!
— -Матушка, матушка, за столы садятся,
Сударыня матушка, за столы садятся!
-Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!
— -Матушка, матушка, образа снимают,
Сударыня матушка… Меня благословляют…
-Дитятко милое, господь с тобою!


Сцены свадьбы в операх русских композиторов.
Свадебные хоры из опер, воссоздают народный обряд. Сегодня мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни.
СЛУШАНИЕ: хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;
СЛУШАНИЕ: хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу.

ЛИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
ВЕЛИЧАЛЬНАЯ ПЕСНЯ
жанр обрядового фольклора. В них прославлялись как отдельные лица, так и коллектив.
Опера «Иван Сусанин» М. Глинки
Опера «Хованщина» М. Мусоргского
Хор ДЕВУШЕК «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам»
Хор «Плывёт, плывёт лебёдушка»
Музыка М.Глинки в духе народной песни
Народная песня, включённая в оперу

ВЫВОД: обращение к народному творчеству помогает слушателю почувствовать национальную принадлежность музыки.
4 этап: домашнее задание
Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней иллюстрацию.
5 этап: подведение итогов урока
Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки.
- Существует интонационная общность этих произведений?
ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.
Спасибо за урок.
— — СПИСОК Литературы:

  • Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2007.
  • ИНТЕРНЕТ-ресурсы:

  • И.И. Шангина "Русские традиционные праздники" http://sueverija.narod.ru/Obrjadi/Obrjadi.htm
  • Ноты к песне «Матушка…» http://www.a-pesni.golosa.info/rus/matuchka.htm
  • Файлы: урок 47-48.rar
    Размер файла: 5558488 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

    Настоятельно рекомендуем всем отведать данный каталог с лучшей порнухой со зрелыми, который является очень востребованным разделом среди пользователей этого ресурса, ведь на нем включить любое порно видео, бережно, подобранное нашими сотрудниками совершенно бесплатно и без необходимости регистрации!