Автор конспекта:
Автор(ы): — Никифорова Елена Юрьевна
Место работы, должность: — МБОУ «Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинского»
Регион: — Ленинградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Административный работник
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 1 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: —
Цель: познакомить детей с произведением М. Пляцковского «Сердитый дог Буль».
Задачи урока:
1.Предметные:
— отрабатывать навыки выразительного чтения;
— развитие умения высказывать своё отношение к героям;
-формирование умения вести диалог с автором.
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
— развитие умения извлекать необходимую информацию из текста;
— развитие умения находить ответы на вопросы, используя текст произведения;
— развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;
-развитие умения систематизировать знания.
б) коммуникативные УУД:
-формирование умения работать в группах: умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы
— слушать и понимать речь других
-читать выразительно целыми словами
в) регулятивные УУД:
— учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
-учить самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания;
— учить ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.
3. Личностные:
— формировать представления об этикетных нормах поведения в процессе работы с другими читателями
-формировать умение понимать и разделять положительные качества личности: дружелюбие, доброту
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 26
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник:Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Родная речь: учебник для 1 класса начальной школы. В двух частях. – М.: Просвещение, 2011.
Используемое оборудование: —
Оборудование:компьютер и проектор, карточки-схемы, карточки для работы в группе, микрофоны.
Краткое описание: — Конспект урока в 1 классе. УМК "Школа России"
Тема.Урок нравственности в сказке М. Пляцковского «Сердитый дог Буль».
Цель: познакомить детей с произведением М. Пляцковского «Сердитый дог Буль».
Задачи урока:
1.Предметные:
— отрабатывать навыки выразительного чтения;
— развитие умения высказывать своё отношение к героям;
-формирование умения вести диалог с автором.
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
— развитие умения извлекать необходимую информацию из текста;
— развитие умения находить ответы на вопросы, используя текст произведения;
— развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;
-развитие умения систематизировать знания.
б) коммуникативные УУД:
-формирование умения работать в группах: умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы
— слушать и понимать речь других
-читать выразительно целыми словами
в) регулятивные УУД:
— учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
-учить самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания;
— учить ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.
3. Личностные:
— формировать представления об этикетных нормах поведения в процессе работы с другими читателями
-формировать умение понимать и разделять положительные качества личности: дружелюбие, доброту
Оборудование:компьютер и проектор, карточки-схемы, карточки для работы в группе, микрофоны.
Учебник:Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Родная речь: учебник для 1 класса начальной школы. В двух частях. – М.: Просвещение, 2011.
Форма урока:традиционная.
Тип урока:изучение нового материала.
Сценарий урока
I. Мотивация.
— Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Я хочу, чтобы наш урок прошел светло и принес пользу.
— С каким настроением вы начинаете урок? Покажите.
— Я вижу, что вы позитивно настроены на работу. Пожелаем всем нам удачи.
II.Проверка домашнего задания.
(Ответ на 2 вопрос учебника.)
Слайд 1.1.Посмотрите на нашу замечательную выставку рисунков.
— Какой теме посвящена эта выставка? («Мой самый хороший день»)
— Выскажите свое мнение о работах, представленных на выставке.
(Дополнительный вопрос: Что в дальнейшем мы могли бы изменить?)
2.Дома вам надо было подготовить рассказ о самом хорошем дне. Кто хочет поделиться своими мыслями, чувствами?
(2 человека)
3.Работа в паре.
— Я вижу, что у вас есть желание поделиться своими мыслями, своим настроением. Расскажите друг другу.
— Вы послушали рассказы друга. Что вам понравилось в рассказе вашего друга?
- Вы поделились своей радостью с другом. Мы еще раз убедились, что права пословица «Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости».
II. Актуализация знаний. Постановка целей и задач.
— Ребята! Послушайте песню, кто знает слова, может подпевать.
(Звучит песня «Если добрый ты»)
— Не случайно звучит эта песня на уроке. Знаете ли вы автора этих строк строк?
(Показ портрета М. С. Пляцковского.)
Слайд 2.
— Что можно сказать об этом человеке, глядя на портрет?
— На самом деле вы его хорошо знаете. Он автор книг для детей и замечательных детских песен, таких как «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Когда мои друзья со мной»,«Дважды два – четыре», «Чему учат в школе», «Голубой вагон». Это Михаил Спартакович Пляцковский.
— Отгадайте загадки, которые к уроку приготовили ребята. (Карточки)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи. (собака)
Удивительный ребёнок:
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (утёнок)
— Как вы считаете, что может связывать между собой собаку и утенка?
— А М. С. Пляцковский придумал одну историю, героями которой являются собака и утенок. Познакомимся с этой историей.
— Только ли знакомиться с этой историей мы будем на уроке чтения? Какую учебную задачу поставим? Вы можете обратиться к схемам.
(Карточки-схемы)
— Я хочу, чтобы вы не просто научились читать, а думать, рассуждать, высказывать свою точку зрения, анализировать поступки героев.
III. Работа по теме урока.
Слайд 3.1.Знакомство с произведением.
— Откройте учебник на с. 48.
— Прочитайте название произведения.
— Выскажите предположения, о чем будет текст. Вам может помочь рисунок.
— Что могло случиться с сердитым догом?
2.Чтение текста учителем.
— Познакомимся с текстом и проверим наши предположения.
3. Проверка восприятия. Лексический анализ.
— Подтвердились ли ваши предположения?
— Каков жанр этого произведения? Докажите.
— Как утенок назвал дога?
— Можно ли сказать, что слова «сердитый» и «вредный» близки по смыслу?
— Объясним значение слов.
Слайд 4.
— Обратимся к толковому словарю Ожегова.
Сердитый – склонный сердиться, раздражительный.
Вредный – причиняющий вред, опасный.
— Эти слова различаются по смыслу. Они имеют негативную окраску. Подчеркивают характер дога: не только сердитый, но и вредный.
4. Работа в паре.
— У нас в учебнике есть интересный вопрос на с. 49, вопрос 4.
— Прочитайте этот вопрос.
— Обсудите с другом.
Самостоятельная оценка своего заголовка.
— Подходит ли к содержанию ваш заголовок? Оцените сами.
Итог.
— Молодцы! Интересные заголовки, которые подходят к содержанию произведения. Но мы должны принять авторскую позицию. Автор – мастер слова. Придумал заголовок, в котором передал свое отношение к герою и его поступку.
5. Работа в группах.
Слайд 5.- Попробуем все вместе разобраться, какой урок преподал маленький утенок большой собаке. Поработаем дружно в группах. Каждая группа получает конверт с заданием и работает по плану.
1 группа.Задание: составить портрет героев: дога Буля и утёнка Крячика по плану.
План составления паспорта героя
1. Имя.
2. В каком произведении живёт?
3. Особые приметы.
4. Черты характера.
5. Тембр голоса.
(Тембр голоса — это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи.)
2 группа.Задание: подготовьте радиоспектакль.
План работы:
1. Распределите роли.
2. Подготовьте слова диктора.
3. Прочитайте по ролям.
4. Оцените чтение.
5. Исправьте ошибки.
Помощь учителя: У вас могут возникнуть трудности: подготовить слова диктора. Я вам помогу. Прежде чем начать радиоспектакль, вы должны его объявить, а в конце завершить.
Карточка – помощник.
Слова диктора перед спектаклем:
Вашему вниманию предлагается радиоспектакль по сказке М. Пляцковского «Сердитый дог Буль».
Слова диктора после спектакля:
Вы прослушали радиоспектакль по сказке М. Пляцковского «Сердитый дог Буль». Благодарим за внимание!
3 группа.Задание: пословицы рассыпались, помогите их собрать.
План работы:
1. Подберите к каждому началу соответствующее окончание.
2. Выберете только те пословицы, которые можно отнести к сказке.
3. Докажите, почему эти пословицы подходят к содержанию сказки.
6. Выступление группы.
1) Послушаем выступление ребят. Мы внимательно слушаем, чтобы оценить их работу, дать совет.
2) Слово предоставляется ребятам 1 группы.
Слайд 6.
Слайд 7.
— Оцените выступление своих товарищей.
Итог учителя.- Сведения, составленные ребятами группы, возможно, помогут ребятам передать в спектакле характер героев, с помощью голоса показать размер и силу героев.
3) Слово ребятам 2 группы.
— Пополняем копилку наших спектаклей.
Итог. – Ребята! Как вы справились со своей ролью? Оцените сами себя!
4) Слово ребятам 3 группы.
Слайд 8.
Слайд 9.
Итог. Оцените ответ своих товарищей.
IV. Обобщающая беседа.
— Мы послушали выступления ребят. Давайте теперь попробуем разобраться, какой урок преподал маленький утенок большой собаке.
— А я хочу спросить, какой урок преподал маленький утенок всем нам?
Обобщение учителя: — Душа становится тем богаче, чем больше она отдает другим людям. Тот, кто сделал добро другому человеку, и сам стал добрее и радостнее. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир. «Поделись улыбкою своей – и она к тебе не раз еще вернется! – так поется в известной детской песенке на слова М. Пляцковского.
Давайте же дарить друг другу улыбки и творить добро.
V. Рефлексия.
— Наш урок подходит к концу. С чем вы уходите сегодня с урока?
— Мне и нашим гостям будет интересно узнать, как вы себя чувствуете в конце нашего разговора. Покажите.
Самооценка при помощи рисунков-схем (солнышко, солнышко за тучкой, тучка).
VI. Итог.
— Какие учебные задачи ставили в начале урока?
— Выполнили мы учебные задачи?
1. Читали сказку М. С. Пляцковского «Сердитый дог Буль».
2. Думали, рассуждали, высказывали свою точку зрения в ходе работы над сказкой, когда отвечали на вопросы, работали в паре, в группе.
3. Анализировали поступки героев произведения: Дога Буля и утенка Крячика.
VII. Домашнее задание (по желанию).
— Придумайте творческое продолжение сказки. Какой ответ дал дог Буль на совет утенка? А может быть кто-то захочет нарисовать рисунок.
Слайд 10. - Спасибо за урок!
Файлы: дог.ppt
Размер файла: 3988992 байт.