Автор конспекта:
Автор(ы): — Будовая Оксана Викторовна
Место работы, должность: —
МБОУ СОШ № 4 г.о. Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов, учитель физики
Регион: — Томская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Физика
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Тип ресурса: — дидактический материал
Краткое описание ресурса: —
план урока по систематизации знаний на начальном этапе знакомства с физикой
обобщения и систематизации знаний
«Посвящение в юные физики» 7 класс
Цели урока:
1. обобщить и систематизировать знания по предмету;
2. формировать системно – информационный подход к анализу окружающего мира;
3. повторить пройденный материал и способствовать раскрытию способностей воспитанников в усвоении материала сверх школьной программы;
4. развивать теоретическое мышление, умение действовать самостоятельно и работать в группе, взаимовыручку и сотрудничество, терпение по отношению к слабому ученику;
5. необычной формой урока продолжить формирование положительных мотиваций к учебе и повысить рост интереса к знаниям;
6. создать эмоциональные условия для самоутверждения личности и веры в свои собственные силы.
Подготовительный этап
1. Класс разбивается на команды по 8 человек. Назначаются капитаны.
2. В отдельном конверте собраны задания этапа «Сообразилки», круги красного и синего цвета, фломастеры, ручки, черновики, ромашка для _ этапа.
Оборудование:
Фломастеры (4 шт.), мензурка, весы, линейка, термометр, динамометр, стакан, трубка стеклянная, пробирка, предметное стекло, колба, листы чистой бумаги, стаканы 3 шт, «Ум»ы.
Ход урока
Урок начинается с представления и приветствия команд. (2 мин)
Учитель: Сегодня наш урок мы назвали «Посвящение в юные физики».
Так устроен мир, друзья,
Что без знаний жить нельзя!
Знание физики жить помогает,
Она, как друг, и зовет, и ведет,
Кто основательно физику знает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
2 этап. «Веришь – не веришь» — (5 мин)
Учитель зачитывает утверждения, если команда согласна, то поднимает круг красного цвета, если нет — синего. За правильный ответ команда получает «Ум»ы
1. Динамометр — прибор для измерения силы.
2. Миллиметр – сотая часть метра.
3. В 1 кПа = 100 Па.
4. Атом – мельчайшая химически неделимая частица вещества.
5. Инерция – явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
6. Линейка — прибор для измерения объема жидкости.
7. Единица измерения плотности – м3.
8. Роса – вид осадков, приводящих к потеплению.
9. Измерительный цилиндр называется – мензуркой.
10. Скорость – величина, указывающая, какой путь проходит тело за единицу времени.
11. Газ — вещество, сохраняющее и форму, и объем.
12. Париж – город Франции, здесь хранится эталон килограмма.
13. Сила — физическая величина, которая измеряется в Ньютонах.
14. Солнце – источник жизни на Земле.
15. Явление самопроизвольного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого называется растворением.
16. М.В. Ломоносов – впервые разработал атомно- молекулярное учение.
17. При нагревании тел – молекулы увеличиваются в объеме.
18. Твердое тело – тело, не имеющее формы и объема.
19. Равномерное движение — движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит разные пути.
20. Давление твердого тела на поверхность можно увеличить, если увеличить площадь поверхности.
3 этап «Найди правильную дорогу» (5 мин)
Команды получают одинаковые карточки. Стрелками необходимо соединить обозначение физической величины с ее единицей измерения и названием. (СЛАЙД)
4 этап «Найди общее» (2 мин)
На столе предметы сложены в две кучки. Найдите общий признак для каждой кучки (2 балла)
1. Мензурка, весы, линейка, термометр, динамометр.
2. Стакан, трубка стеклянная, пробирка, предметное стекло, колба.
(1-Измерительные приборы, 2 – вещество — стекло)
5 этап. Экспериментальные задания «Сообразилки» (15 мин)
Всем командам дается по 4 одинаковых задания. Каждая должна найти как можно больше решений и при проверке продемонстрировать их. За правильное решение выдается «Ум».
1. Используя данное оборудование, установите стакан с водой на столе так, чтобы он был приподнят над крышкой стола, ровно на 1 см. (5 баллов)
Оборудование:Стакан с водой, чистый листок бумаги из школьной тетрадки в клеточку.
2. Используя данное оборудование, поместите монету в стакан, не трогая ее руками. (3 балла)
Оборудование: стакан, картонка, монетка.
6 этап «Нешкольные задачи по физике» (3 мин)
1. Кто из учителей: химик, математик, историк, биолог или физик – стоя осенью под яблоней, быстрее догадается, почему его так часто стукает по голове? (Физик)
2. В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девушка, чтобы не делиться с подругами, спрячет ее за пазухой? (Она растает и станет жидкой)
3. Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин паспорт окунуть в подсолнечное масло?(Не прилипнут. Когда вы окунете мамин паспорт в масло, он станет жирным, а вода отказывается смачивать жирные поверхности. Впрочем, жир и сам не пристанет)
4. Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объема? (Нет не воздух. Воздух – это вещество. Физических тел без формы и объема не бывает и быть не может)
5. Петя выдвинул гипотезу, что все его одноклассники состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся , на первый взгляд, сплошными. Верна ли эта гипотеза? (Верна)
6. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (Взаимное притяжение молекул)
7. Вовочка стащил в школе кусочек мела, принес домой, бросил в стакан с водой и дедушкиными зубами. Из мела побежали маленькие пузырьки. Откуда они взялись и чего испугались? (Мел не сплошной – между частицами мела прячется воздух. В стакане вода вытесняет воздух и пузырьки выныривают)
8. Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие – то неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался – дергало назад. Что за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться? (Инерция движения и инерция покоя)
9. Если схватить Петю и резко встряхнуть – из карманов у него летят гвозди, камешки, рогатка и 144 рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления природы? (Инерция )
Подведение итогов (5 мин.)
Учитель: Сегодня на уроке мы убедились в том, что вы эрудированны, любознательны, смекалисты, хотя и не все еще знающие. У вас есть прекрасная возможность познать законы природы и стать настоящими магистрами.
Клятва юных физиков:
Клянусь Галилеем и Ньютоном
Всегда урок по физике учить
И быть в учении упорным.
Клянусь!
Клянусь я гравитацией земною
Достичь того, чего не знал.
И до всего дойти умом. Клянусь!
Всем членам команды, получившей большее количество «Ум»ов, а также активным учащимся , в журнал выставляются пятерки.
До свидания, урок окончен!
Файлы: Урок обобщения и систематизации знаний 7.docx
Размер файла: 20197 байт.