Автор конспекта:
Автор(ы): — Косарева Елена Васильевна

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы моу лицей №5 г.Каменска-Шахтинского

Регион: — Ростовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — Урок "образ Маргариты в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" с приложение 1) презентация "Страницы дневника Елены Сергеевны Булгаковой об отношениях с М.А.Булгаковым"; 2)Женские портреты русских художников; 3)Контрольная работа по роману "Мастер иМаргарита"

Урок 11 класс

Тема: «Образ Маргариты в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цели:

1.Образовательная: дать представление о масштабности образа героини, о ее духовной связи с образом Левия Матфея ( Ершалаимские главы), показать роль образа Маргариты для понимания всего романа.

2.Развивающая: развивать аналитическое и художественное восприятие образа, учить сопоставлять общее и частное, в эпизоде видеть все произведение.

3.Воспитательная: формировать эстетическое восприятие художественного текста; показать духовные основы, которыми руководствуется писатель и,по его мнению, любой нравственный человек.

1этап. Мотивация.

Эпиграф: « За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на

свете настоящей, верной, вечной любви? Пусть отрежут

лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу

тебе такую любовь!»

-Кому принадлежат строки, взятые в качестве эпиграфа к нашему уроку?

-О ком из героев романа, по-вашему, должна пойти речь? Только ли речь пойдет о Маргарите?

2 этап. Основное содержание урока.

Беседа:

-В какой главе мы впервые знакомится с героиней? (гл. 13)

Прочитайте этот эпизод.

-Какие слова подбирает автор для описания возникшего между Мастером и Маргаритой чувства? О чем это говорит?

-Дает ли автор портретное описание героини? Как вы думаете почему? А есть ли иллюстрации в ваших книгах?

Мы задались этим вопросом при подготовке к уроку

и попытались создать портрет героини.

Вот что у нас получилось(отчет учащихся, получивших индивидуальные задания)

1 ученик :Используя мультимедийную энциклопедию Картины художников (см. Приложение №1)

«Русская живопись. Женский портрет», я подобрал картины

русских художников, на которых женщины, по-моему,

похожи на героиню романа Маргариту.

2 ученик : Я Маргариту увидела такой. Рисунок (собственная работа)

3 ученик: Есть масса доказательств того, что прототипом

Маргариты была Елена Сергеевна Булгакова, жена писателя. Презентация (см.Приложение№2)

Я работала с дневником Е.С.Булгаковой и вот что удалось

обнаружить.

Учитель: А есть еще актриса Анна Ковальчук, сыгравшая роль в одноименном фильме.

Но мы останемся на позиции, что автору не важно, какова героиня внешне, ему важнее, насколько она умеет любить.

-В чем заключалось счастье возлюбленных? Прочитайте эпизод.

-Какие события можно считать переломными в жизни героев?

-С чем связано неприятие романа Мастера литературными критиками?

-Как вы расцениваете поступки Мастера в сложных жизненных условиях?

С кем из героем Ершалаимских глав можно в связи с эти провести параллель?

Докажите:

- 4 месяца в заключении (страх стр.576)

- за городом (отморозил пальцы и замерз бы)

- «я неизлечим…когда Стравинский говорит, что вернет меня к жизни, я ему не верю»

Посмотрим один из ключевых эпизодов, в которых Эпизод из фильма

очень ярко чувствуется обреченность Мастера, 5серия ( сжигание рукописи Мастером)

принятие судьбы и понимание невозможности

ничего изменить.

-Какие впечатления производит игра актеров? Если Мастер схож с Га-Ноцра, то Маргарита с кем?

Она, появившись в доме мастера после ареста, говорит: « Да я вернулась на другой день, честно. Как обещала, но было уже поздно. Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно!»

Мастер, говоря о Маргарите, вспоминал: « Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь».

Докажите общность Маргариты и Левия Матвея.

-От чего отказывается Маргарита, желая спасти погибающего Мастера? Прочитайте эпизод.

-На что обречена Маргарита? (гл 19)

ü ожидание в неизвестности

ü «единственное ценное, то имела в жизни…старый альбом коричневой кожи, в котором была карточка мастера, книжка сберегатальной кассы … на его имя…лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем….»

ü готовность уйти из жизни

ü «сон …если он мертв и поманил меня, то это значит он приходил за мной, и я скоро умру…это очень хорошо, потому что мучениям тогда настанет конец…»

ü невозможность забыть Мастера

ü «Если ты сослан, то почему не даешь о себе знать…Ты разлюбил меня? Нет, я почему-то этому не верю. Значит ты был сослан и умер… Тогда , прошу, отпусти меня, дай мне наконец свободу жить, дышать воздухом». Маргарита Николаевна сама отвечала себе за него: «Ты свободна…Разве я держу тебя?» Потом возражала ему «Нет, что же это за ответ! Нет, ты уйди из моей памяти, тогда я стану свободна».

-На что она готова пойти ради спасения Мастера?

ü на весьма сомнительное предприятие, предложенное Азазелло

« …вы намекаете на то, что я там могу узнать о нем? Азазелло молча кивнул головой.

-Еду!. – с силой воскликнула Маргарита и ухватила Азазелло за руку, — еду, куда угодно!»

ü на месть Латунскому

ü СКАЗКА! Не сказка, а история жизни Маргариты говорит о том, что не любовь ею движет, а желание обрести смысл жизни(см.эпизод с плачущим ребенком).

« …была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая…»

ü Бал сатаны.

3 этап. Выводы:

- Что особенного в образе Маргариты?

- Справедливо ли высказывание Воланда: « …Каждому будет дано по его вере…»?

Домашнее задание: Анализ эпизода «Бал у Сатаны»

Приложение №3

Контрольная работа по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1.Назовите героев романа, о которых говорится:

1. «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной»

2. «Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся».

3. «Не то что встать,- ему казалось, что он не может открыть глаз, потому что, если он только это сделает, сверкнет молния и его голову тут же разнесет на куски».

4. «Галстук был яркий. Удивительно было то, что из кармана, где обычно мужчины носят платочек или самопищущее перо, у этого гражданина торчала обглоданная куриная кость».

5. «Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой»

2.В ответ на готовность Воланда исполнить одно желание Маргаритыа просит не за Мастера, а за Фриду. В чем смысл этого испытания?

3. Как вы думаете, разделяет ли Мастер, и в какой мере, убеждения своего героя, что Добро первично и что «злых людей нет на свете»? Дайте обоснование.

4. Кто по-вашему главный герой романа?

5.Какова роль эпиграфов в романе?

6. Можно ли считать «Мастер и Маргарита» автобиографическим романом?

7. «Ни к одному из главных героев мы не испытываем никаких отрицательных чувств. Даже князь тьмы Воланд…вызывает скорее улыбку и сочувствие тем, как ловко он выводит на чистую воду лиц, подобных Лиходееву, Босому, Алоизию Магарычу…Ко всем героям испыиываешь несомненную симпатию, в то же время сознаешь, что ни один из них не является идеалом» Б.В.Соколов.Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»

На сотороне каких героев ваши симпатии? Обоснуйте свое мнение.

8. «Маргарита в романе…стала прекрасным, обобщенным и поэтическим образом Женщины, которая Любит. Этот образ встает над пластом сатирической повседневности романа воплощением живой, горячей любви… Яростную эту любовь она сама сравнивает с яростной преданностью Левия Матвея, но Левий фанатичен и потому узок, любовь же Магариты, как жизнь всеобъемлюща и, как жизнь, жива».

Л.М.Яновская. Творческий путь Михаила Булгакова.

«…роман о трагедии любви, притом трагедии безысходной…Для Мастера любовь- всего лишь условие «комфорта», но отнюдь не смысла жизни. И для Маргариты ее любовь к Мастеру при всей романтической экзальтации – тоже всего лишь «компенсация» иной, подлинной, но неудавшейся жизни. Вспомним вырвавшееся признание 4летнему мальчику: « …была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая…»».

В.М.Акимов Свет художника, или Михаил Булгаков против

дьяволиады

Какая точка зрения вам кажется наиболее верной? Аргументируйте ответ.



«…р

Файлы: Дневник Елены Булгаковой.ppt
Размер файла: 2960384 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология