Автор конспекта:
Автор(ы): — Ильина Любовь Ивановна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ №11 с УИОП»г.Новочебоксарск — учитель начальных классов

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Цели у1. Познакомить детей с разнообразием растений по внешнему виду: дерево, кустарник, трава.

2. Учить детей различать травянистые и древесные жизненные формы растений по их внешним признакам..

3.Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.

4.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 2

Используемые учебники и учебные пособия: —

Плешаков "Окружающиймир", 2класс.

Краткое описание: — Урок знакомит детей с разнообразием растений по внешнему виду: дерево, кустарник, трава; учит различать травянистые и древесные жизненные формы растений по их внешним признакам.

Урок окружающего мира во 2 классе «Какие бывают растения?».

Цели урока:1. Познакомить детей с разнообразием растений по внешнему виду: дерево, кустарник, трава.

2. Учить детей различать травянистые и древесные жизненные формы растений по их внешним признакам..

3.Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.

4.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Ход урока.

Оргмомент.

— Ребята, давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Внимание моё растёт.

Я, как разведчик, всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю!

— Ребята, а теперь откройте глаза, улыбнёмся друг другу и начнём работать.

— А теперь прочитаем тему нашего урока. (Какие бывают растения?)

— А почему в конце предложения стоит вопросительный знак? Нам на уроке нужно найти ответы на этот вопрос.

— Теперь внимательно посмотрите вокруг себя, в окно на улицу. Что нас окружает?

— На какие две группы можно всё это разделить? (Природа и всё, что сделано руками человека).

— На какие ещё две группы можно разделить природу? Какая она бывает? (Живая и неживая).

— Назовите объекты живой природы.

— Признаки живой природы. (Рождение, дыхание, питание, рост, размножение, старение и умирание).

— А как вы думаете, на какие группы можно разделить эти объекты живой природы? (Бактерии, грибы, растения, животные и человек).

— Отгадайте загадку:

Дышит, растёт,

А ходить не умеет. (Растение)

(Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат, более 300 тысяч видов растений населяют Землю).

(Тело большинства растений можно разделить на подземную и надземную части. Подземная часть образована корнями. Они закрепляют растения в почве и поглощают воду и минеральные соли.)

Работа в парах.

— Ребята, у вас на партах рисунки растения. Найдите на рисунке части растения, рядом со стрелками поставьте соответствующие цифры. Работаем парами.

— Определите, о каком растении идёт речь?

  • У него зелёные листья. Что это может быть?
  • У него зелёные листья и корень. О чём речь сейчас?
  • У него зелёные листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же это такое?
  • (Дерево).

    — Назовите главные существенные признаки, которые помогут вам определить кустарник, травянистые растения.

    Кустарник имеет не один ствол, а много стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики.)

    Сообщение ученика о калине.Калину очень любили в старину; народ сложил о ней песни и сказки. Это одно из самых любимых его растений. Во время цветения стоит калина торжественная, в белом кружевном наряде. А осенью её украшают красивые розовые, пурпурные, бордовые листья и гроздья красных плодов. За их окраску, напоминающую раскалённый металл, народ и дал ей такое имя.

    (Травы обычно имеют мягкие зелёные стебли. Травы живут значительно меньше, чем деревья и кустарники. Осенью некоторые из них полностью отмирают. Травы ниже кустарников. Но есть и очень высокие. (Кукуруза, подсолнечник).

    -Продолжим нашу цепочку. На какие группы мы разделили растения? (травы, кустарники, деревья).

    — Приведите примеры: деревьев, кустарников, травянистых растений.

    Физкультминутка. (Учитель называет различные растения. Полным приседанием дети показывают травы, стоят в полный рост — кустарники, руки вверх — деревья.)

    — Если представить лес в виде лестницы,какие растения вы расположите на нижней ступеньке? А на следующих, поднимаясь вверх?

    -Теперь немножко отдохнём и отгадаем загадки:

    Что же эта за девица:

    Не швея, не мастерица,

    Ничего сама не шьет,

    А в иголках круглый год. (Ель.)

    ЕЛЬ — хвойное дерево. Хвоинки опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.

    Ель влаголюбива, растет на влажных глинистых почвах. Еловые леса темные, так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет.

    У меня длинней иголки,

    Чем у ёлки,

    Очень прямо я расту

    В высоту.

    Если я не на опушке,

    Ветви только на макушке. (Сосна)

    СОСНА менее прихотлива к почве, может расти и на песчаных почвах. Она – светолюбивое растение. Крона сосен всегда поднимается высоко в небо. В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья. Сосна – одно из древнейших деревьев. Росла сосна, когда не было ещё на земле зелёных лиственных лесов. Недаром жесткой хвоею сосны питаются глухари, тоже древнейшие на земле птицы. Из сосновых брёвен строят дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Ценится и смола сосны.

  • Стоят кругом сестрички:
  • Желтые глазки, белые реснички. (Ромашки)

    2. Очень густо он растёт,

    Незаметно он цветёт,

    А когда проходит лето,

    Мы едим его «конфеты»,

    Не в бумажке, а в скорлупке –

    Берегите, дети, зубки! (Орешник)

  • И высок я, и могуч
  • Не боюсь ни гроз, ни туч.

    Я кормлю свиней и белок,

    Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

    Дуб — долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Ствол дуба мощный. Листья дуба распускаются поздно весной, но долго удерживаются на ветвях осенью, а иногда и всю зиму дуб стоит с поблекшими тёмно – коричневыми листьями.

  • Клейкие почки,
  • Зелёные листочки,

    С белой корой

    Стоит под горой. (Берёза).

  • Тонкий стебель у дорожки,
  • На конце его – серёжки;

    На земле лежат листки –

    Маленькие лопушки. (Подорожник)

  • Он стоял на гибкой ножке
  • В круглой шапке у дорожки.

    Ветерок чуть набежал

    И – развеял шапку-шар. (Одуванчик)

  • Есть у родственницы ёлки
  • Неколючие иголки,

    Но, в отличие от ёлки,

    Опадают те иголки. (Лиственница)

    Лиственница отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опаданием хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. На более старых побегах они собраны в пучки. В каждом пучке 20 – 60 хвоинок. Лиственница необычайно крепкое и тяжёлое дерево, оно даже тонет в воде. Срубы домов, построенные из лиственницы, стоят по 300 — 400 лет и только темнеют от времени.

  • Ты растение не тронь-
  • Жжётся больно, как огонь. (Крапива)

  • Белые горошки
  • на зелёной ножке. (Ландыш)

    — На какие две группы можно распределить эти деревья: берёза, ель, сосна, лиственница, дуб, липа. (Лиственные и хвойные).

    — Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

    — Почему хвойные деревья круглый год зелёные?

    (Хвоинки у хвойных деревьев опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.)

    — Зачем нам нужны растения? (кормят, лечат, одевают)

    — Человек должен не только использовать растения, но и охранять их, беречь. От того, что человек неумело пользуется окружающей природой, некоторые виды растений совсем исчезли, а некоторые на грани исчезновения. Учёные такие растения занесли в Красную книгу.

    — Красная книга – это книга «боли», тревожный сигнал Природы о сокращении численности животных и растений, об угрозе их истребления или о переходе в разряд редких. В нашей стране она утверждена в 1974году.

    — Красная книга Чувашской Республики.

    — А теперь немножко отдохнём, порисуем.

    1. Рассмотри рисунок.

    2. Подчеркни зелёным карандашом названия растений, у которых съедобны вершки, жёлтым – съедобны корешки, красным – и то, и другое.

    3. Раскрась их.

    Подведение итогов урока.

    — Ответим на вопрос, поставленный в начале урока:

    Какие бывают растения?

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология