Автор конспекта:
Автор(ы): — Хромова Татьяна Николаевна
Место работы, должность: — МОУ Митрофановская сош Кантемировского муниципального района Воронежской области, учитель начальных классов
Регион: — Воронежская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Математика
Цель урока: — обучающие • познакомить с терминами «длина», «ширина»; • сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата, решать обратные задачи; • углубить и расширить представление детей о плоскостных фигурах; развивающие • способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания; • развитие познавательной активности; • развивать вычислительные навыки, умения решать задачи; • развивать умения взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности и деятельности других детей на разных этапах урока; воспитывающие • создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка; • воспитание культуры учебного труда.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. В.Н. Рудницкая. Математика: Учебник для 2 класса, М.: Вентана-Граф
2. В.Н.Рудницкая. Рабочая тетрадь № 2 для 2 класса.- М.: Вентана-Граф
Используемая методическая литература: —
1. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы/ Под ред. Л.Е. Журовой.- М.: Вентана-Граф, 2002.
2. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 2 класс: Методика обучения.- М.: Вентана-Граф, 2004.
Используемое оборудование: —
1. Мультимедийный проектор
2. Презентация, созданная средствами Power Point
3. Карточки для самостоятельной работы
4. Словари С.И.Ожегова
5. «Математические веера»
Используемые ЦОР: —
Презентация
Краткое описание: — На данном уроке через создание проблемной ситуации, наблюдения, поисковую и игровую деятельность, учащиеся самостоятельно "открывают" новое знание: знакомятся с терминами "длина", "ширина" и формируют умение находить площадь прямоугольника и квадрата.
Тема урока: «Площадь прямоугольника»
Цель урока:
обучающие
- познакомить с терминами «длина», «ширина»;
- сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата, решать обратные задачи;
- углубить и расширить представление детей о плоскостных фигурах;
развивающие
- способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания;
- развитие познавательной активности;
- развивать вычислительные навыки, умения решать задачи;
- развивать умения взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности и деятельности других детей на разных этапах урока;
воспитывающие
- создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка;
- воспитание культуры учебного труда.
Оборудование: мультимедийный проектор,
презентация, созданная средствами Power Point,
карточки для самостоятельной работы, словари С.И.Ожегова,
«математические веера»,
В.Н. Рудницкая. Математика: Учебник для 2 класса,
рабочая тетрадь № 2 для 2 класса.- М.: Вентана-Граф.
Ход урока
I. Организация на работу
Психологический настрой.
(Слайд 2) – Психологический настрой
Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы?
Какое открытие сделает каждый из вас, вы поделитесь в конце урока.
II. Актуализация опорных знаний
а) — Какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей.)
б) Самостоятельная работа в тетради стр. 51, № 155.
Соедините фигуры и названия фигур стрелками там, где это возможно.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Обменяйтесь своими тетрадями, проверьте выполнение задания друг у друга по эталону на слайде.
(Слайд 3)- Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля
2. Повторение понятий « выражение с переменной» и формул вычисления периметра.
а) — Что общего в этих записях? (Это выражения, содержащие переменную.)
(Слайд 4) – Выражения с переменной и формулы
- На какие группы их можно разделить? (На выражения с переменной и формулы.) Зачитайте выражения с переменной, формулы.
Найдите значение данных выражений.
Работаем с «математическими веерами».
а=4, 2. х=3, 0. с=30, 12. у=9, 16.
б) – Что показывают формулы? (Вычисление периметра.)
- Что такое периметр?
в)- У каких геометрических фигур нельзя определить периметр?
(Слайд 5 )- Геометрические фигуры
г) Вычислите периметр, и расшифруйте слово, которое спряталось.
(Слайд 6)- Вычисление периметра, расшифровка слова
Прочитайте слово (Площадь.)
Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь».
Работаем в группах.
Каждая группа найдет в словаре С.И.Ожегова значение слова «площадь».
(Слайд 7)- Значение слова «площадь»
1 группа. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.
-Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.)
2 группа. Площадь- это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.
Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)
3 группа Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.)
III. Постановка темы и цели урока
- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока?
(Слайд 8) — Тема урока
Отталкиваясь от темы урока, попробуйте сформулировать цели, используя опорную запись.
(Слайд 8) – Слова-опоры для формулировки цели урока
Сегодня на уроке мы сформируем способность вычислять площадь прямоугольника. А вот как, это открытие сделает каждый из вас.
IV. «Открытие» нового знания
1.Введение терминов «длина» и «ширина» прямоугольника.
(Слайд 9) – Введение терминов «длина» и «ширина» прямоугольника
На слайде прямоугольник, расположенный произвольно.
Покажите две смежные стороны этого прямоугольника.
Бóльшую сторону называют длиной, меньшую – шириной прямоугольника.
Эти знания нам потребуются сегодня на уроке.
Работа по учебнику, стр.140.
- Какова площадь прямоугольника? (Прямоугольник разделен на квадраты, длиной стороны 1см, пересчитаем квадраты, найдем площадь, 8см2 .)
Измерьте длину и ширину прямоугольника.
- Чему равна длина? (4 см) Ширина? (2 см)
- Как найти площадь прямоугольника вычислением?
Поделитесь своими мыслями. Сформулируйте правило вычисления площади.
- Какое открытие сделали? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.)
Чтобы вы лучше запомнили это правило, послушайте веселое стихотворение.
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Поглядите-ка сюда:
Вот длина, вот ширина.
Чтобы площадь нам узнать,
Нужно их перемножать.
(Слайд 10) – «Банк маленьких открытий»
5. Выведение формулы нахождения площади квадрата.
-Почему в учебнике нет правила нахождения площади квадрата?
(Квадрат – это прямоугольник, для вычисления его площади можно пользоваться правилом вычисления площади прямоугольника.)
-Что же надо перемножать при вычислении площади квадрата?
(Так как у квадрата длина равна ширине, то для нахождения его площади достаточно перемножить две длины.)
Запишем формулу в «Банк маленьких открытий».
(Слайд 10) –«Банк маленьких открытий»
V. Включение нового содержания в систему знаний
Работа по учебнику. № 472, стр. 140
- Как называется голубая фигура? (Прямоугольник.)
- Какие измерения необходимо выполнить, чтобы найти площадь прямоугольника? (Нужно измерить длину и ширину.)
- Как называется фиолетовая фигура? (Квадрат.)
- Какие измерения необходимо выполнять, чтобы найти площадь квадрата? (Достаточно измерить длину только одной стороны.)
Вычислим площадь прямоугольника самостоятельно.
Вашими помощниками будут формулы.
- Какая формула помогла решить первую задачу? Вторую?
VI. «Открытие» детьми нового знания
1. Работа по учебнику.
Стр. 141, № 473 — решите задачу.
- Почему не можете решить? (Нужной формулы в «Банке маленьких открытий » нет.)
Работаем в группах. Рассмотрите чертеж.
Подумайте, как вычислить длину прямоугольника?
Выдвижение гипотез.
(Надо площадь разделить на ширину.)
Кто составит задачу, в которой надо вычислить ширину?
- Как вычислить ширину? (Надо площадь разделить на длину.)
2. Сформулируйте правила нахождения длины и ширины прямоугольника.
Занесем и эти формулы в «Банк маленьких открытий».
(Слайд 10)- «Банк маленьких открытий»
3. Решение задач самостоятельно.
- Чему равна длина прямоугольника? (16 : 2 = 8 см)
- Чему равна ширина прямоугольника? (16 : 8 = 2 см)
- Какая формула помогла решить первую задачу? Вторую?
VII. Физкультминутка
VIII. Самостоятельная работа. Тест.
У каждого на парте лежит карточка с задачами. Выполните тестовые задания.
Самопроверка по эталону.
(Слайд 11)- Эталон для самопроверки
IX. Работа над пройденным материалом
1. Работа по учебнику
Стр. 141, № 480 – прочитайте задачу.
- О чем говорится в задаче? — Что известно о книгах? — Что спрашивается?
- Сможем сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
- Что узнаем сначала? Как? Запишите.
- Теперь сможем узнать, за сколько дней можно прочитать обе книги. Как? Запишите.
Работаем в парах.
Решите задачу другим способом.
Проверка.
-Каким способом удобнее решить эту задачу?
2. Дифференцированная работа в тетради.
Стр. 51, № 154 – запишите результаты.
Проверка учителем у учащихся группы «А» (сильные учащихся). Теперь они консультанты, проверяют задания у учащихся группы «Б» и «В».
X. Информация о домашнем задании
· Творческое задание. Придумать задачу на нахождение площади прямоугольника для своего друга.
· Стр.141, № 479 – найти значения выражений. Какое действие выполняется первым в выражениях со скобками?
XI. Рефлексия учебной деятельности
-Какие открытия сделал каждый из вас?
-Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?
-У кого остались вопросы на конец урока?
-Как вы думаете, что надо потренировать дома?
(Слайд 12) – Рефлексия
Файлы: Тест.doc
Размер файла: 30720 байт.