Автор конспекта:
Автор(ы): — Воробьева Оксана Сергеевна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №1 г.Покров

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

— дать учащимся представление об эпистолярном жанре и представление о письме как тексте, его видах по цели общения, познакомить их с правилами написания письма и особенностями, композицией этого жанра, с историей развития письма, показать значение переписки в жизни человека; — развивать навыки логически последовательной устной и письменной речи, обогащать словарный запас по данной теме; — воспитывать интерес к предмету и эпистолярному жанру, бережное отношение к родному языку, любовь и уважение к своей стране.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Львова С.И. "Русский язык", 7 класс,Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля .

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор.

Краткое описание: — Конспект урока развития речи, практическая часть.

Конспект урока

по теме:

«Письмо ветерану».

7 класс

Разработала: Воробьева О. С.,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 1 г. Покров

Владимирской области

Цели урока:

— дать учащимся представление об эпистолярном жанре и представление о письме как тексте, его видах по цели общения, познакомить их с правилами написания письма и особенностями, композицией этого жанра, с историей развития письма, показать значение переписки в жизни человека;

  • развивать навыки логически последовательной устной и письменной речи, обогащать словарный запас по данной теме;
  • воспитывать интерес к предмету и эпистолярному жанру, бережное отношение к родному языку, любовь и уважение к своей стране.

Оборудование:компьютерная презентация.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок развития речи. Перед вами две карточки, фиолетового и желтого цвета. Поднимите ту, которая соответствует вашему настроению сегодня. Фиолетовая – хорошее настроение, желтая – плохое.

Звучит стихотворение С.Маршака в записи.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, Это он,

Ленинградский почтальон.

У него

Сегодня много Писем

В сумке на боку-

Из Ташкента,

Таганрога,

Из Тамбова

И Баку.

В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

Всё разнёс по адресам.

II. Сообщение темы и целей урока.

-Ребята, в рамках знакомства с разными стилями и жанрами сегодня мы познакомимся с эпистолярным жанром.

(Запись темы).

— Что такое эпистолярный жанр?

(Это жанр письма).

— А зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать?

-А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?

(Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком)

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

— Между первой весточкой в бумажном конверте и современной
электронной почтой — столетия, а сегодня они рядом. Ждут с
нетерпением, не сводя взгляда с монитора компьютера, и
электронное послание, и, открывая каждый день почтовый ящик,
традиционный почтовый конверт. Прошлое, настоящее и будущее -
рядом в нашей жизни.

В письмо человек вкладывает свою душу. По письму можно узнать характер человека. Современные формы переписки сложились около двухсот лет тому назад. Их родина Англия. Оттуда ведут начало основные правила – этикет составления корреспонденции. Но эпистолярное искусство (от греческого слова «эпистола» — письмо, послание) существует с древних времен.

2. Словарная работа.

— Давайте посмотрим, какие термины нам могут встретиться в эпистолярном жанре, попробуем их объяснить. Словарную работу мы проведем в форме игры «Соотнеси понятия» (слайд 1)

  • Эпистола - 1. Место, куда отправляют письмо
  • Конверт — 2. Грамотка, уведомленье, сообщение на бумаге,
  • лист, письменная речь, беседа, посылаемая от одного

    лица к другому.

  • Почтальон — 3. Тот человек, кому отправляют письмо.
  • Адрес - 4. Человек, который доставляет почту по
  • указанному адресу.

    5. Адресат — 5.Бумажный кулечек квадратной или прямоугольной формы, в который вкладывают письмо.

    3.Сообщения учащихся.

    -Но откуда же пришло это явление письмо? Ребята расскажут об истории письма, о первом почтовом ящике и конверте. Пожалуйста.

    Учащийся 1(слайд 2)

    Письма имеют свою богатую историю. Самые первые письма были «живые»: народы Старого Света посылали гонцов с письмом или устным сообщением. Потом появились «предметные» письма, т.е. с помощью каких-то предметов сообщались какие-то факты. Например, североамериканские индейцы посылали топорик в знак объявления войны, трубку и табак — в знак мира. Отсюда возникло устойчивое словосочетание «трубка мира», а у славян, т.е. у русских — встречать гостей с хлебом-солью. Интересно предание о письме, которое послали скифы в ответ на требование персидского царя покориться. Были посланы мышь, лягушка, птица и пять стрел. Это
    означало: «Если персы зароются в землю или спрячутся в воду, или
    взлетят в небо, то стрелы скифов все равно их найдут.

    — Когда же появился первый почтовый ящик? Учащийся 2:

    (слайд 3)

    Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на

    мысе Доброй Надежды, а возвращающиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала в течение нескольких столетий. В России самый первый

    почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Датой его рождения считают 1 декабря 1848.

    — А теперь прослушайте историю возникновения конверта!
    Учащийся 3: (слайд 4)

    В 1820 году в городе Брайтоне господин Бревер для
    привлечения покупателей «устроил» на витрине магазина бумажную
    пирамиду. Днем и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок бумаги величиной с визитки, венчавший пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особенным шиком писать письма на бумаге визитной карточки. Но на маленьком листе не оставалось места для адреса. Владелец магазина стал получать жалобы по этому поводу, которые и навели его на мысль изготовить нечто вроде мешочка для вкладывания писем. Мешочки имели громадный успех и стали называться конвертами. Успех конвертов был настолько велик, что Бревер вынужден был поручить их изготовление 12 предприятиям.

    4. Знакомство с видами писем.

    • Существуют несколько видов писем. Давайте посмотрим, какими бывают письма:
    • деловое,
    • личное:
    • письмо-поздравление,
    • письмо-просьба,
    • любовное письмо,
    • благодарственное письмо,
    • письмо-обращение,
    • письмо-рассказ.
    • Как вы видите, видов писем достаточно много, все они отличаются друг от друга по тематике, содержанию и адресатам. Но есть правила, которые являются общими для написания любого письма.

    5.Правила написания письма.

    • Итак, посмотрим, какие же есть правила написания современного письма (слайд 5)
    • Ребята, давайте подумаем, для чего мы пишем письма (какие задачи — ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми)

    Запись в тетрадь:

    -сообщить, оповестить,

    -поздравить,

    -извиниться,

    -поделиться чувствами, впечатлениями,

    -поблагодарить.

    -Как нужно правильно написать адрес, чтобы письмо дошло по назначению? (ответы учеников и показ конверта (слайд 6).

    -В каком падеже должны употребляться фамилия, имя, отчество адресата? адресанта? (ответы учеников и показ слайда 7).

    — Где находится почтовый индекс? Что он обозначает? (ответы учеников и показ слайда 8)

    — Давайте проверим себя. Вставим пропущенные слова (слайд 10).

    1. Письмо складывается текстом ________.

    2. Нельзя смачивать языком __________конверта.

    3. Адрес нужно писать _________.

    4. Не забывай указать на конверте ___________.

    — Подписывать конверт вы научились, а что представляет собой текст письма? Каковы его основные признаки? (ответы учеников)

    План письма (слайд 9)

    1). Зачин. Вступление.

    2). Информационная часть. Основная часть.

    3). Концовка. Заключение.

    4). PS(postscriptum) «после написанного».

    На слайдах – три текста (слайд 10).

    В этом году у меня были необычные каникулы.

    Я летом много путешествовала. Мы с мамой ездили на экскурсию в Санкт-Петербург, а потом в Пушкинский заповедник. Везде было очень интересно. Особенно запомнились комнаты поэта и домик его няни. Я многое узнала этим летом и хорошо отдохнула.

    Мой дорогой друг!

    Задача перед тобой стоит важная, трудная — учиться.

    Все люди на земле: летчики, агрономы, рабочие и моряки, колхозники и артисты — начинали учиться с первой буквы на доске, с первого слова в букваре.

    Но в школе ты станешь не только грамотным человеком — ты научишься дружить. Стать дружными вам помогут учителя, товарищи. И тогда класс будет не просто классом, а коллективом. Коллектив может многое сделать. В коллективе все болеют друг за друга, один за всех и все за одного. Есть такое хорошее правило у людей.

    Дорогой друг! Желаю тебе счастья, здоровья, успехов в учебе.

    Твой друг Юрий Гагарин.

    Учитель:

    — Перед вами тексты. Определите, какие из них можно назвать письмом и почему вы так решили? (Ответы учащихся).

    — Кто отправитель (адресант) текста письма?

    — Что вы знаете об этом человеке?

    Ответы учеников.

    — Молодцы! Вы верно определили, что здесь два текста письма и они имеют схожую структуру: обращение, зачин письма (начало письма), основная часть письма (текст), концовка, подпись, дата.

    6. Творческая работа.

    -Теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо писать, вы сами попробуете написать письмо. Но письмо не простое, а поздравительное.

    Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?

    Правильно, День Победы. И письмо ваше будет поздравительным и адресовано ветерану Великой Отечественной Войны.

    При написании поздравительного письма помни: (слайд 11)

    • для письма используют открытку, целый или половинный лист бумаги в зависимости от размера текста письма;

    • в конверт не полагается вкладывать лист, сложенный более чем в два раза;

    • в знак уважения к адресату поздравления, приглашения и благодарности пишут от руки;

    • при обращении к адресату форма “уважаемый” применяется при обращении к официальным лицам, а “дорогой” – к родным и близким людям;

    • обращение “здравствуйте” в поздравительном письме не используют

    • в конце письма отправитель подписывает своё полное имя и указывает дату отправления.

    Работа над планом текста

    — Зная правила написания поздравительного письма, поставьте пункты плана в нужном порядке (слайд 12)

    1. Обращение.

    2. Поздравление с праздником.

    3. Пожелания, напутствия.

    4. Имя отправителя, дата

    — Сколько частей будет в нашем письме?

    — Как будет выглядеть обращение?

    — Что можно пожелать ветерану?

    Самостоятельная работа по написанию письма

    (По окончании работы зачитывают несколько писем)

    7.Итог урока, рефлексия.

    — Кому из вас понравились результаты труда?

    — С каким видом письма познакомились на уроке?

    — Где пригодится нам умение писать поздравительные письма?

    — Карточкой покажите своё настроение в конце урока.



    Файлы: Урок русского языка.docx
    Размер файла: 550630 байт.

    Рубрики: Русский язык Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология